Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 16:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление роли малого бизнеса в сфере туризма, его основные виды и влияние на экономическое развитие региона.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- проанализировать взаимодействие сферы туризма с экономикой региона;
- рассмотреть основные виды малого бизнеса в сфере туризма;
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование значимости малого бизнеса в туризме
1.1 Услуги туризма как составляющая часть развития региона
1.2 Виды малого бизнеса в сфере туризма
Глава 2. Анализ развития малого бизнеса в сфере туризма
2.1 Алтайский край
2.2 Республика Алтай
Глава 3. Условия устойчивого развития предпринимательства в сфере туризма
Заключение
Список литературы
Развитие туристического потенциала экономики позволит увеличить в целом ее конкурентоспособность, что не только приведет к улучшению баланса денежных потоков Алтайского края, но и будет способствовать увеличению оборота денежных средств.
Республика Алтай — республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Сибирского федерального округа. Столица — г. Горно-Алтайск.
Граничит с Республиками Тыва и Хакасия, Алтайским краем и Кемеровской областью, а также Китаем, Монголией и Казахстаном.
Республика образована 1 июня 1922 года. На 1 января 2009 года численность населения Республики Алтай составляла 209 207 человек.
Республика Алтай находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как Omsk Time Zone (OMST/OMSST). Относительно Московского времени часовой пояс имеет постоянное смещение +3 часа и обозначается в России соответственно как MSK+3.
Республика Алтай находится в самом центре Азии на стыке сибирской тайги, степей и полупустынь. Эта самая высокогорная территория Сибири имеет чрезвычайно живописные ландшафты. Простираясь более чем на 350 км с севера на юг и 400 км с востока на запад, она с низкой горной зоны переходит в высокогорную. Высота отдельных вершин превышает 4 тыс. м над уровнем моря.
В 2009 году Республику Алтай впервые посетили более 1 миллиона туристов. Предприятия туриндустрии в 2009 году демонстрировали положительную динамику по основным показателям. 558 предприятий оказывали туристские услуги в 2009 году (в 2008 г. - 514). Общее количество действующих туробъектов достигло 183, в 2009 году появилось 7 новых туробъектов, два из которых - повышенной степени комфортности. Уже действующие туробъекты значительно расширили свой номерной фонд за счет комфортабельных мест размещения. Общее количество мест размещения достигло 8500 (8150 в 2008), из которых порядка 3100 (2305 в 2008) круглогодичного действия. Увеличилось количество сельских домов, принимающих туристов (более 315 домовладений).
По данным Государственной инспекции по маломерным судам, не менее 200 рафтов и 140 моторных маломерных судов в летний период используется при организации водных путешествий и экскурсий. Зарегистрировано 42 новых туристических маршрута.
Без учета реализации крупномасштабных инвестиционных проектов инвестиции в основной капитал действующих предприятий составили порядка 400 млн. руб. В сфере оказания туристских услуг в 2008 г. было занято не менее 4500 человек.
Минимальный оборот рынка туристических услуг составил порядка 1,4 млрд. руб., или около 10% валового регионального продукта.
Прямые налоговые поступления, арендные платежи за использование участков лесного фонда, земель муниципальных образований в рекреационных целях составили более 80 млн. руб. В рамках исполнения плана законотворческой деятельности после широкого обсуждения принят Закон "О туризме в Республике Алтай", ряд других нормативных актов.
Туристический сезон 2009 года имел ряд отличительных особенностей от предшествующих. Транспортный поток из других регионов увеличился в 1,5 раза в сравнении с аналогичным периодом 2008 года (390 тыс. единиц в 2009 году против 260 тыс. в 2008). Вместе с тем, изменилась структура транспортного потока в сторону уменьшения в два, а по направлению Майма – Чемал и в три раза рейсов, выполненных предприятиями, специализирующимися на организованной транспортной доставке туристов (туристическими автобусами и микроавтобусами) на туробъекты. Необходимо отметить, что до 80% организованных туристов в предшествующие сезоны доставлялись на территорию Республики именно автобусами и микроавтобусами. Количество туристических групп, зарегистрированных в поисково-спасательном подразделении РА увеличилось на 9% (398 в 2009 году против 366 в 2008), но общее количество туристов в их составе уменьшилось на 4% (3480 в 2009 году против 3611 в 2008). На 16% (5051 в 2009 году против 6021 в 2008) снизилось количество иностранных граждан посетивших Республику с целями не связанными с занятием трудовой деятельностью, эти показатели можно считать позитивнее ожидаемых, так как основной поток иностранных туристов в 2008 году был связан с солнечным затмением, которое можно было наблюдать на Алтае. Посещаемость наиболее популярных объектов экскурсионного показа осталась на уровне 2008 года, например количество посещений водопада Корбу в 2009 году 27 тысяч человек в 2008 году 26 тыс. человек. Благодаря своевременному рассмотрению на «Межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров в предпринимательстве» вопроса о выдаче разрешений на пребывание в пограничной зоне и достигнутому в ходе рассмотрения понимания между руководством пограничного Управления и руководителями турпредприятий, удалось снять напряженность в данном вопросе, возникшую после вступление в действие приказа увеличивающего срок рассмотрения заявлений о выдаче разрешений для российских и иностранных граждан. В итоге количество выданных разрешений на посещение пограничной зоны в Усть - Коксинском районе за девять месяцев текущего года в сравнении с аналогичным периодом 2008 года увеличилось на 25% (11957 в 2009 году против 9550 в 2008 году), пограничной зоны в Кош-Агачском районе на 31% (5381 в 2009 году против 4115 в 2008 году).
Показатели загрузки
туробъектов в течении
Таким образом, несмотря
на сохранившийся уровень
Несмотря на экономическую ситуация туристическая отрасль Республики Алтай продолжает развиваться. На 25% увеличились поступления от аренды земель муниципальных образований и земель лесного фонда, предоставленных в рекреационных целях (27 млн. руб. в 2009 году против 21,6 млн. руб. в 2008). Прямые налоговые поступления от деятельности налогоплательщиков, оказывающих туристические услуги за девять месяцев текущего года выросли относительно аналогичных показателей 2008 года на 55% (37,6 млн. руб. в 2009 году против 24,2 млн. руб. в 2008). Поступившие налоги распределились следующим образом: в федеральный бюджет 3,07 млн. руб. (8,2%), в республиканский бюджет 6,76 млн. руб. (18%), в местные бюджеты 14,54 млн. руб. (38,7%), во внебюджетные фонды 13,26 млн. руб. (35,3%).
В рамках реализации республиканской целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай на 2008 – 2010 годы» по мероприятию «субсидирование части процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях» за 9 месяцев текущего года Министерством оказана поддержка 29 турпредприятиям на сумму 3 млн. руб., благодаря этому в экономику Республики привлечено около 50 млн. руб. кредитных ресурсов. По мероприятию «предоставление субсидий на грантовую поддержку проектов, направленных на развитие предпринимательской деятельности» оказана поддержка 5 предприятиям на сумму 1,5 млн. руб., все проекты признаны приоритетными и направлены на создание специализированных площадок отдыха для неорганизованных туристов.
В рамках исполнения реестра субсидирования части процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях за счет средств республиканского бюджета инвестиционный проект регионального значения Республики Алтай - строительства горнолыжного комплекса «Манжерок» профинансирован в текущем году на сумму 74 млн. 409 тыс. руб. Начало работы горнолыжных трасс комплекса «Манжерок» запланировано на конец текущего года.
Рассматриваются варианты
государственной поддержки
В рамках реализации мероприятий, предусмотренных республиканской целевой программой «Развитие туризма и рекреации в Республике Алтай на 2008 – 2010 годы» и ведомственной целевой программы «Территориальная организация и развитие массового отдыха и туризма в Республике Алтай» (на 2007-2009 г.г.)», направленных на развитие событийного туризма Министерством оказана поддержка в проведении фестиваля бардовской песни «Золотая песня Золотого озера», традиционного слета туристов-водников Сибири на р. Сема, Кубка России по рафтингу «Ак Талай Маргаан – Кубок Катуни 2009», подготовлен и проведен первый межрегиональный туристский фестиваль молодежи и студентов. С целью развития зимних видов отдыха Министерство ежегодно поддерживает проведение Республиканского фестиваля снегоходного туризма «Телецкое снежное ралли».
В рамках реализации программных мероприятий направленных на формирование привлекательного имиджа Республики Алтай опубликованы статьи о туристическом потенциале и инвестиционной привлекательности Республики Алтай в российских и региональных изданиях, среди которых: «Москва сегодня и завтра», «Турбизнес», «Туризм. Практика. Перспектива», «Предпринимательство в событиях и лицах», «Отдых в России» и других. Министерство второй год выпускает информационно-познавательную газету «КиТ на Алтае (культура и туризм)», в 2009 году издана по заказу Министерства книга «Республика Алтай. Потенциал природы, истории культуры, туризма».
В рамках реализации программных мероприятий направленных на продвижение туристического продукта Республики Алтай Министерство совместно с турпредприятиями представило экспозицию Республики Алтай на трех крупнейших международных туристических выставках проводимых в Российской Федерации «Интурмаркет», «MITF-2009» и «Турсиб- 2009» и одной в Берлине ITB. По результатам участия в выставке «Интурмаркет» Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай награждено дипломом «За вклад в развитие въездного и внутреннего туризма». По итогам участия в выставке «Турсиб - 2009» Министерство туризма и предпринимательства стало победителем в Конкурсе на Большую Золотую медаль в номинации «Лучшая организация по продвижению регионального турпродукта» - самой высокой награды выставки.
В целом по итогам деятельности направленной на продвижение туристского продукта Республики Алтай Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай стало лауреатом Национальной туристской премии им. Сенкевича в номинации «За активное продвижение туристских ресурсов регионов России».
Глава 3. Основные условия устойчивого развития предпринимательства в сфере туризма
Развитие предпринимательства в сфере туризма сопряжено с общими условиями развития предпринимательства в России.
Стало распространенным положение о том, что развитие туризма на региональном и муниципальном уровнях весьма перспективно, поскольку развитый туризм благодаря большому потоку туристов обеспечивает местности, прежде всего, доход, а также расширение занятости. Возможности устойчивого развития туристской отрасли на муниципальном уровне базируются на двух предпосылках:
Выход на траекторию устойчивого развития предпринимательства в сфере туризма связан с рядом условий. Во-первых, необходимо создание благоприятной предпринимательской среды. Это важнейшая инициатива, которую может предпринять любая территория в целях устойчивого развития туризма, но это предполагает адекватное представление о причинах, сдерживающих развитие предпринимательства. Поэтому целесообразно специальное исследование данной проблемы (например, организация экспертного опроса предпринимателей). Органы местного самоуправления обладают статусными возможностями для содействия развитию предпринимательства, но осуществление управленческих воздействий может быть целесообразным только на основе объективной информации. Одним из инструментов формирования хозяйственной политики местного самоуправления в сфере туризма может стать постоянно действующий координационный совет по развитию и поддержке предпринимательства при главе (заместителе главы) администрации территории. Непосредственный контакт с лицами, которые на практике реализуют политику развития предпринимательства и от кого зависит ее осуществление, позволяет оперативно решать местные проблемы, выявлять позитивные и негативные процессы, эффективно формировать региональную и местную политику устойчивого развития туризма. Особую значимость имеет активная позиция местной администрации, которая особое внимание уделяет малому бизнесу, поскольку возможности для его функционирования являются базовым элементом устойчивого развития сферы туризма.
Местная администрация должна осуществлять следующие действия: