Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 19:38, курсовая работа
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма.
Введение 5
1 Малое предпринимательство в рыночной экономике. 7
1.1 Понятие и признаки малого
предпринимательства 7
1.2 Роль малого предпринимательства
в рыночной экономике 10
1.3 Организационно-правовые формы
малого предпринимательства 14
1.4 Государственное регулирование
Малого предпринимательства 23
2 Развитие малого предпринимательства в России 28
2.1 Становление, состояние и проблемы
малого предпринимательства 25
в Российской Федерации
2.2 Государственная политика в сфере
малого предпринимательства 32
2.3 Перспектива развития малого
предпринимательства 38
Список используемых источников
1. Специальные режимы
Реализуется указанная мера различными способами – путем введения специальных налоговых правил для субъектов малого (а в ряде случаев и среднего) предпринимательства (например, во Франции), или применением общих правил с отдельными льготами для малых предпринимателей (США, Великобритания). Особенности налоговых режимов, применяемых к малым и в ряде случаев к средним предприятиям, в большинстве случаев сводятся к следующим преференциям:
- Упрощенные комплекты документов и процедуры представления бухгалтерской и налоговой отчетности (например, Франция, Германия).
- Налоговые скидки малым предприятиям (например, Франция, Германия).
- Стимулирование долгосрочных инвестиций и расходов на научные исследования и разработки посредством исключения их из налогооблагаемой базы.
2. Имущественная поддержка
малых предприятий. В рамках оказания
имущественной поддержки
3. Консультирование и обучение предпринимателей. Практически во всех развитых странах одной из наиболее приоритетных форм поддержки малого бизнеса является оказание консультационного содействия, организация обучения и площадок для общения предпринимателей и профессионалов в различных аспектах ведения бизнеса.
4. Информационная поддержка малого предпринимательства. Особое внимание в странах с развитым сегментом малого предпринимательства уделяется информационной поддержке, в том числе распространению информации о наиболее актуальных для малого бизнеса вопросах, а также информационному обеспечению мероприятий, направленных на содействие его развитию.
5. Финансовая поддержка
малых предприятий. Основным механизмом
поддержки малого
- Гарантирование кредитов.
- Субсидирование процентных ставок по кредитам.
- Стимулирование развития отдельных сегментов финансового рынка.
- Стимулирование развития микрофинансирования.
Другим эффективным механизмом поддержки малого и среднего предпринимательства является бизнес-инкубаторы. Бизнес-инкубатор – структура, которая берет на себя решение организационных и методических задач, необходимых для успешного создания бизнеса и осуществляет поддержку на начальных стадиях развития с помощью создания благоприятных условий для становления. Бизнес - инкубаторы не только сдают предпринимателям помещения в аренду, но и содействуют успешному развитию фирмы. Бизнес - инкубаторы предоставляют комплекс услуг, который включает в себя:
· Консультации по ведению бизнеса;
· Офисные услуги;
· Обучение в виде краткосрочных семинаров;
· Психологическая поддержка;
· Финансовая поддержка.
В мире существуют несколько ассоциаций бизнес - инкубаторов. В России – Национальное содружество бизнес - инкубаторов (НСБИ). В США – Национальная Ассоциация бизнес - инкубаторов (NBIA). В Польше – Ассоциация бизнес и инновационных центров. В Европе бизнес - инкубаторы называются Центрами бизнес - инноваций Бизнес - инкубаторы создаются при поддержке университетов, органов местного самоуправления или организациями, занимающимися экономическим развитием.
2 Развитие малого
2.1 Становление, состояние и проблемы малого предпринимательства в РФ.
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных малых предприятий приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/3 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
В 90-е годы стабильно росла доля малых предприятий в общем объеме ВВП. Это - весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ на 1.10. 1997 г. в России насчитывалось 844,4 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 1997 г. рост составил 2%) , на которых было занято 8,3 млн. человек, в том числе на постоянной основе - 6,2 млн. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре - Центральный экономический район с ядром в Москве (Приложение 1,2). По состоянию на 1 октября 1997 г. каждое малое предприятие (20,6% от их общего количества) функционировало в Москве. По другим регионам малые предприятия наиболее широко представлены в Санкт-Петербурге - 11,9% от их общего количества, Тюменской области - 4,1%, Московской и Свердловской областях - по 3,7%.
В развитии малого предпринимательства за последние несколько лет наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития малых предприятий был характерен устойчивый рост как их числа ( за 1992 г. их количество увеличилось в 1,2 раза; за 1993 г. - в 1,5 раза), так и количество занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост числа малых предприятий составил лишь 3,7%, а в 1995 г. впервые наблюдалось абсолютное сокращение их числа на 2,2%.
Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием российских малых предприятий необходимо критически рассмотреть некоторые страницы их «новейшей истории».
Российское малое предпринимательство в своем становлении за последние 10 лет уже прошло 2 этапа и находится накануне вхождения в новый четвертый этап.
Первый и наиболее яркий из них наблюдался в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение к данному периоду как к «золотому веку» малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.
В годы перестройки малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.
Изнанкой «золотого века» было, однако, то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно - управляемых госпредприятий в теневую экономику. Средства практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры.
Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотился уже в новой России в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй этап в развитии российского малого предпринимательства.
1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,5 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор.
Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания, сельское хозяйство, материально - техническое снабжение и общая коммерческая деятельность. В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли малых предприятий в сфере материального производства.
В целом ситуация 1992 г. может быть охарактеризована общепринятым термином «грюндерство». Малое предпринимательство было составным элементом этого массового процесса учредительства. Банки, биржи, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всей России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников. Многие малые предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесообразности, не имея какой - либо программы долговременного развития, а только из общей надежды, мечты их организаторов на достаточно абстрактную «лучшую жизнь». В определенном смысле психологические ожидания скорого процветания доминировали над трезвым экономическим расчетом и даже здравым смыслом.
Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. В нормальной рыночной экономике малое предпринимательство в большинстве случаев и по доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и крупному бизнесу.
Резкий спад темпов прироста числа малых предприятий по-разному нашел отражение в отдельных отраслях. Хотя и несколько замедлившись, но впервые за несколько прошедших лет опережающими темпами увеличилось количество малых предприятий за январь - октябрь 1997 г. в отраслях: здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (на 36,9%), культура и искусство (на 20,2%), операции с недвижимым имуществом. Уменьшилось число малых предприятий, работающих в отраслях науки и научного обслуживания на 7,0%, связи - на 4,5%, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка - на 3,9%.
Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности малые предприятия активно диверсифицируют хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более, чем половина малых предприятий неторгового профиля помимо основной деятельности в 1995 г. занималась еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.
2.2 Государственная политика в сфере
малого предпринимательства.
Во всех экономически развитых странах малому бизнесу со стороны государства оказывается различная организационная и финансовая поддержка, результатом которой являются значительные поступления в бюджет, эффективное функционирование экономики и в конечном счете высокий уровень жизни населения.
В нашей стране еще не создана
действенная система поддержки малого
бизнеса, поэтому в нынешних условиях представители малого
предпринимательства оказались в весьма
сложном положении, которое определили
следующие причины:
отсутствие целенаправленной
неурегулированность правовых отношений
не позволяет предпринимателям в полной
мере пользоваться залоговым и гарантийным
правом, привлекать кредиты и инвестиции,
что зачастую приводит к свертыванию деятельности
множества малых структур;
недооценка государством малого
Предприниматели не имеют
каких-либо существенных преимуществ
в кредитно-финансовой и налоговой системах,
в таможенной защите, испытывают значительные
препятствия в развитии бизнеса, действуют
в необычайно тяжелых условиях для выживания.
Для малого предпринимательства становится
невыгодным какая-либо деятельность в
сфере производства, и в большей мере он
стремится утвердиться в торгов-ле или
посредничестве;
государство фактически отказалось защищать
мелкого собственника и его имущество от
преступного мира, оставив его один на один
с организованной преступностью — рэкетирами,
шантажистами, грабителями; противоречивыми
являются отношения представителей малого
Следовательно, неурегулированность отношений представителя малого бизнеса с государством и властью, стремление последней не столько организовывать и стимулировать развитие малого пред-принимательства и защищать его представителей, сколько исполь-зовать для получения денег в казну, делают малогопредпринимате-ля бесправным и беззащитным. При продолжении такой политики он может оказаться среди наиболее горячих сторонников изменения характера власти и государственной политики, а от его общест-венного, политического поведения будут зависеть возможность и эффективность проведения экономических реформ.
Информация о работе Развитие малого предпринимательства в России