Развитие малого предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма.

Содержание

Введение 5

1 Малое предпринимательство в рыночной экономике. 7
1.1 Понятие и признаки малого
предпринимательства 7
1.2 Роль малого предпринимательства
в рыночной экономике 10
1.3 Организационно-правовые формы
малого предпринимательства 14
1.4 Государственное регулирование
Малого предпринимательства 23

2 Развитие малого предпринимательства в России 28

2.1 Становление, состояние и проблемы
малого предпринимательства 25
в Российской Федерации
2.2 Государственная политика в сфере
малого предпринимательства 32
2.3 Перспектива развития малого
предпринимательства 38


Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

эконом теория курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Поэтому на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередьмалого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики.

Нельзя сказать, что в нашей стране ничего не делалось и не делается в области малого бизнеса. 
Формирование механизма государственной и общественной поддержки малого предпринимательства в России в первой половине 90-х гг. осуществлялось путем создания исполнительных органов и законодательной базы в области малого бизнеса.

Финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого бизнеса осуществляет Федеральный фонд поддержки малогопредпринимательства, созданный Правительством РФ. Средства этого фонда формируются за счет средств федерального бюджета, а также других источников. Федеральный фонд поддержки является заказчиком федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Помимо Федерального фонда в России действуют государственные и муниципальные фонды, созданные соответствующими государственными органами и органами местной власти. В настоящее время насчитывается около 70 фондов поддержки малого бизнеса, сформированных органами исполнительной власти субъектов РФ. Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого бизнеса осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ.

Необходимо отметить, что, кроме Федерального фонда поддержки, существует также Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере. Деятельность этого фонда направлена исключительно на оказание финансовой поддержки высокоэффективных наукоемких проектов, разрабатываемых малыми предприятиями, способствуя освоению и внедрению новых технологий с использованием патентов и лицензий, а также созданию малых наукоемких предприятий — инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др.

На региональном уровне государственная поддержка малого бизнеса осуществляется соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями местного самоуправления. Положительную роль в развитии малого бизнеса призваны играть федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства.

В настоящее время вообще отсутствует какая-либо федеральная программа поддержки малого предпринимательства, что свидетельствует о недооценке роли малого бизнеса в экономике со стороны государства.

Малые предприятия все же имеют определенные льготы, при правильном применении которых можно значительно снизить свои налоговые обязательства. Кроме льгот по налогообложению, существуют льготы, связанные с бухгалтерским учетом и отчетностью, которые позволяют малому предприятию вести более простой бухгалтерский учет по сравнению со средними и крупными предприятиями.

К особенностям налогообложения малых предприятий можно отнести и то, что они могут применять различные системы налого-обложения.

Для малых предприятий имеются существенные льготы в области исчисления амортизационных отчислений. Для всех малых предприятий в этой области имеются льготы следующего характера: 
осуществлять ускоренную амортизацию с коэффициентом, равным 2; 
в первый год эксплуатации новой техники с момента ее ввода в эксплуатацию имеют право списать на себестоимость продукции до 50% от первоначальной ее стоимости как амортизационные отчисления.

На использование этих льгот в области амортизационных отчислений имеются следующие ограничения: 
срок службы основных производственных фондов (машин и оборудования) должен превышать три года; 
малые предприятия не должны прекращать свою деятельность в течение одного года с момента ввода в эксплуатацию того оборудования, по которому списывается на себестоимость до 50% его стоимости.

При использовании льгот в области ускоренной амортизации малые предприятия имеют возможность в первый год приобретения и эксплуатации новой техники сроком службы более трех лет списать на себестоимость значительную часть ее стоимости и тем самым ускорить процесс обновления активной части основных производственных фондов.

Оценка эффективности функционирования  малого  предпринимательства вообще и государственной поддержки в частности может быть определена на основе сопоставления ДВВП и ЛИ, где ДВВП — прирост доли ВВП, созданной за счет-развития малого предпринимательства; АН — прирост доли численности ра-ботающих в малом предпринимательстве в общей численности за-нятых в экономике. 
Если АВВП > Д.\7, то повышается эффективность функционирования малого бизнеса, если ДВВП < ДЛ' — снижается. 
Развитие малого предпринимательства самым существенным образом влияет на важнейшие экономические показатели как на макро-, так и на региональном уровне. Плановую долю ВВП, созданного малым бизнесом в целом по Российской Федерации или отдельному региону, можно определить по формуле 
где <1 — плановая доля ВВП, созданная малым предпринимательством; 
I/— доля ВВП, созданная малым бизнесом за отчетный период; 
— темп роста выпуска продукции (работ, услуг) малым бизнесом в плановом периоде в целом по Российской Федерации или региону; 
Т —темпроста выпуска продукции (работ, услуг) в целом по Российской или региону в плановом периоде. 
Индекс производительности труда в малом бизнесе в целом по Российской Федерации или отдельному региону за отчетный или плановый период можно определить по формуле 
где Т — темп роста производительности труда в малом бизнесе за отчетный или плановый период; 
Тв — темп роста выпуска продукции (работ, услуг) в малом бизнесе за отчетный или плановый период; 
Тч — темп роста численности работников, занятых в малом бизнесе за отчетный или плановый период. 
На наш на основе данных критериев можно с достаточ 
ной точностью* судить о правильности проводимой государственной или региональной политики в области развития малого бизнеса. 

2.3 Перспективы развития малого  предпринимательства

 

Значение малого предпринимательства, которое оно имеет для развития современной экономике, трудно переоценить.

В Российской Федерации предпринимаются шаги по развитию малого предпринимательства. Основные направления государственной политики в этой сфере нашли отражение в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 гг. Данная программа одобрена правительством Российской Федерации и Государственной Думой. Комитетом по Антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в России были разработаны законопроекты, которые внесены в правительство Российской Федерации с целью изменения действующего законодательства, на основе которых предусматривалось создание институциональных структур для поддержки малого бизнеса. 

Несмотря на предпринятые шаги в этом направлении малый бизнес продолжает испытывать серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная и целенаправленная работа по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. Крайне незначительное внимание придается повышению значимости региональных программ развития малого бизнеса, практически отсутствуют меры по устранению административных барьеров и коррупции. Именно поэтому темпы развитие малого предпринимательства недопустимо низкие. Всего в России насчитывается около 900 тыс. малых предприятий и порядка 4 млн. индивидуальных предпринимателей. Эти данные для России свидетельствует о том, что данный сектор экономики столкнулся с рядом серьезных проблем, без преодоления которых дальнейшего развития малого бизнеса и совершенствования его структуры не произойдет.

Основы государственной поддержки малого предпринимательства в России закладываются федеральным законодательством. Регионам в рамках их компетенции предоставлены незначительные возможности конкретизировать общие установки для адаптирования МП к региональным условиям функционирования. Регионы могут определять собственные отраслевые приоритеты в развитии малого предпринимательства.

Экономическая и общественная значимость малого бизнеса требуют наличия специальных государственных структур, ответственных за эту важную сферу экономики. Об этом свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой, где развитию малого предпринимательства уделяется большое внимание. Благоприятные условия по развитию малого бизнеса способствовали бы решению важных социально-экономических задач для подъема экономики страны. В первую очередь демонополизации; формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды; насыщению рынка товарами и услугами; занятости населения; увеличению экономического роста и налоговых поступлений; формированию среднего класса.

Вхождение России в ВТО стало вопросом ближайшего времени и относиться к данному факту следует как к существующей экономической реалии. Какие же последствия вызовет этот шаг? На отечественные малые и средние предприятия он, безусловно, окажет серьезное влияние. Основной проблемой для них, при вхождении России в ВТО, станет увеличение конкуренции со стороны зарубежных производителей (особенно в области АПК). При этом им потребуется искать пути снижения производственных издержек и улучшать качество производимой продукции. В этих условиях для серьезной и долговременной поддержки малому бизнесу необходима государственная помощь.

Вместе с тем, вступление России в ВТО открывает для малого бизнеса дополнительные возможности и перспективы. В первую очередь, они связаны с приведением отечественной законодательной и нормативно-правовой базы в соответствие с международными нормами и требованиями. Произойдет регламентация основополагающих принципов коммерческой и торговой деятельности, повышение открытости внутреннего рынка, увеличение его институциональной прозрачности (речь идет о внутренних характеристиках всех субъектов экономических отношений и о характере формализованных и неформализованных отношений, возникающих в процессе их взаимодействия). В результате возникнут дополнительные возможности по противодействию бюрократическим, законодательным и административным барьерам, которые в настоящее время являются серьезным препятствием на пути поступательного развития МП.

Потенциально усилятся позиции отечественного малого бизнеса на внешних рынках: предприниматели получат права (и конкретные механизмы их реализации) на защиту от несправедливой конкуренции, торговой дискриминации, а также свободу транзита для своих товаров, что означает получение доступа к международному механизму разрешения торговых споров. Это предоставит МП дополнительные возможности для развития цивилизованной конкурентной среды, которая будет действовать во всех отраслях российской экономики.

Произойдет расширение возможностей для предприятий производственного сектора, выпускающих продукцию с высокой степени переработки или высокотехнологичную продукцию.

Перспектива роста данной группы МП обуславливается тем, что основные тарифные уступки со стороны ВТО предоставляются именно этим товарным группам. Кроме того, возможно расширение инвестиционной базы малого бизнеса за счет увеличения притока иностранных капиталов и роста услуг на российском рынке.

Важным ресурсом для преодоления возникающих угроз малому бизнесу является особенность его отраслевой структуры. Большая часть МП России сосредоточена в сфере торговли и обслуживания. Для этих предприятий вступление России в ВТО может предоставить дополнительные возможности по развитию бизнеса.

В целом, для МП, функционирующих в сфере услуг и торговли, вступление России в ВТО несет как позитивные, так и негативные сдвиги в их деятельности и развитии. Снижение уровня таможенной защиты по широкому спектру товарных позиций может принести немалые выгоды для торговых предприятий, так как цены на импортные товары, которые во многом составляют основу предлагаемой ими продукции, могут быть ощутимо снижены. При этом предприятия, являющиеся распространителями товаров отечественного производства, могут понести ощутимые потери вплоть до банкротства, в случае, если правительством не будут предприняты шаги по установлению пошлин на импортную продукцию данных отраслей на максимально выгодном для МП уровне.

Для МП, представляющих промышленный и сельскохозяйственный сектор экономики, последствия вступления России в ВТО, при отсутствии эффективной поддержки, негативно скажутся на их развитии. Данные отрасли сильно уязвимы со стороны зарубежных производителей, а конкурентоспособность отечественных МП во многом определяется степенью таможенной защиты, наличием тарифных и нетарифных барьеров. 

 

 

 

Заключение

 

Малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.

Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий.

Цивилизованное развитие малого предпринимательства возможно только при наличии концептуально-стройной системы государственно-правовых мер, направленных на экономическую, социальную, информационную, обучающую и другие виды поддержки малого предпринимательства. Без государственно-правовой политики в этой области становление малого предпринимательства невозможно, эффективность его деятельности резко снижается, цели и назначение деформируются.

Информация о работе Развитие малого предпринимательства в России