Роль малого предпринимательства в Росии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.
Целью работы является изучение малого бизнеса его сущности и роль в экономике России и Республики Коми на примере конкретного предприятия.

Содержание

Введение
Вопрос 1. Малый бизнес. Сущность и его роль в экономике
1.1Сущность малого предпринимательства
1.2 Субъекты малого предпринимательства
1.3 Роль малого бизнеса в экономике России и Республике Коми
Вопрос 2. Роль малого предпринимательства в экономике Республики Коми на примере ОАО «Мегафон»
2.1 Характеристика и организационная структура ОАО «Мегафон»
2.2 Анализ малого бизнеса в экономике Республики Коми на примере компании ОАО «Мегафон»
2.3Проблемы развития малого бизнеса на примере компании ОАО«Мегафон»
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya (2).doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого предпринимательства, ведут реестры субъектов малого предпринимательства – получателей такой поддержки. В указанных реестрах должны содержаться следующие сведения:

1. наименование органа, предоставившего поддержку;

2. полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица;

3. фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, государственный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

4. вид, форма и размер  предоставленной поддержки;

5. срок оказания поддержки;

6. идентификационный номер налогоплательщика;

7. дата принятия решения  о предоставлении или прекращении  оказания поддержки;

8. информация (в случае, если имеется) о нарушении порядка  и условий предоставления поддержки,  в том числе о нецелевом  использовании средств поддержки.

В Российской Федерации, как по федеральному, так и по закону г. Москвы к субъектам малого предпринимательства относятся  и индивидуальные предприниматели, то есть физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица.

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что  мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего  в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства.

Важность малых предприятий  еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они  вынуждены постоянно развиваться  и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия.

Деятельность малых  предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая  эффективность труда, малые фирмы  с меньшими затратами удовлетворяют  потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории.

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Субъекты малого предпринимательства. Преимущества и недостатки

Гражданский кодекс Российской Федерации, регламентирует организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, выделяет понятия физические и юридические лица. Те и другие выступают как субъекты бизнеса.

Физические лица - это  правоспособные и дееспособные граждане.

Они могут:

- иметь имущество на правах собственности;

- наследовать и завещать имущество;

- заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельностью;

- создавать юридические лица (самостоятельно и совместно с другими физическими и юридическими лицами);

- совершать не противоречащие закону сделки;

- нести имущественную и другую ответственность за свою деятельность.

Физическое лицо, действуя на свой страх и риск, пуская свои средства в оборот, выступает как  индивидуальный предприниматель.

Объединение капиталов  физических лиц для достижения общих  целей, путем предпринимательской  деятельности, юридически и орга­низационно  оформленное, придает им статус юридического лица.

Юридическое лицо - это  организация, которая имеет в  собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательством этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо характеризуют  следующие моменты:

- фирменное наименование;

- регистрация в государственном реестре юридических лиц;

- гражданские права (соответствующие целям деятельности, декларированным в учредительных документах) и ответственность по своим обязательствам;

- наличие специального разрешения (лицензии) для осуществления отдельных видов деятельности;

- определенная организационная структура;

- самостоятельный баланс;

- юридический адрес;

- печать и счет в банке.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации. Данные государственной регистрации, в том числе фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Юридическое лицо считается  созданным с момента его государственной регистрации.

Основанием для деятельности юридического лица являются Устав и  Учредительный договор. Содержание этих документов будет рассмотрено  далее.

Юридическое лицо имеет  исключительное право на использование  фирменного наименования.

Фирменное наименование предприятия включает его организационно-правовую форму (например, "Общество с ограниченной ответственностью "Пума").

Юридическое лицо может  иметь:

-представительства;

-филиалы.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет его защиту.

Филиалам является обособленное подразделение юридического лица, расположенное  вне места его нахождения и  осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и  филиалы не являются юридическими лицами и действуют на основании инструкций, разработанных юридическим лицом.

Юридические лица могут  быть организациями:

- коммерческими;

- некоммерческими.

Коммерческие организации - организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности прибыль, распределяемую среди участников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Роль малого бизнеса в экономике России и Республики Коми

 

Нельзя с уверенностью сказать, что для страны таких масштабов как Россия малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в  России экономических реформ, способных  вывести страну из кризиса, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса.

В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

Анализ развития предпринимательства  показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, преобладает (см. Приложение 1) Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая  арендная плата за помещение и  оборудование - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Все это приводит к тому, что  часть зарегистрированных предприятий  малого бизнеса оказывается не в  состоянии приступить к реальному  производству продукции.

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь, путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций, льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

1. Формирование инфраструктуры  поддержки и развития малого  предпринимательства;

2. Создание льготных условий  использования субъектами малого  предпринимательства государственных  финансовых материально-технических  и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;

3. Установление упрощенного порядка  регистрации субъектов малого  предпринимательства, лицензирования  их деятельности, сертификации их  продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчётности, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства.

4. Организация подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства:

1. разрабатывают предложения  по совершенствованию законодательства  РФ в области государственной  поддержки малого предпринимательства;

2. проводят анализ состояния  малого предпринимательства, и  эффективности применения мер  по его государственной поддержке;

3. организуют разработку и реализацию  Федеральной программы государственной  поддержки малого предпринимательства;

4. подготавливают предложения  об установлении для субъектов  малого предпринимательства льгот  по налогообложению и иных  льгот, а также об использовании  средств федерального бюджета  и специализированных внебюджетных  фондов РФ для поддержки малого  предпринимательства;

5. оказывают содействие  органам исполнительной власти  субъектов РФ при разработке  и реализации мер по поддержке малого предпринимательства.

Государством принимается  федеральная программа поддержки  малого предпринимательства. Такая  программа принималась на 1998-1999г, 2000-2001г.

Государственная поддержка  осуществляется в соответствии с  федеральной программой государственной  поддержки малого предпринимательства, региональными, отраслевыми и муниципальными программами развития и поддержки  малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

В федеральном бюджете  ежегодно предусматривается выделение  ассигнований на её реализацию.

Государственные и муниципальные  программы поддержки малого предпринимательства включают в себя основные положения:

· меры по формирования инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства  на федеральном, региональном и местном  уровнях;

· перспективные направления  развития малого предпринимательства  и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

· меры, принимаемые для  реализации основных направлений и  развития форм поддержки малого предпринимательства;

· предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства и т.д.

Информация о работе Роль малого предпринимательства в Росии