Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:28, курсовая работа
Значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.
Целью работы является изучение малого бизнеса его сущности и роль в экономике России и Республики Коми на примере конкретного предприятия.
Введение
Вопрос 1. Малый бизнес. Сущность и его роль в экономике
1.1Сущность малого предпринимательства
1.2 Субъекты малого предпринимательства
1.3 Роль малого бизнеса в экономике России и Республике Коми
Вопрос 2. Роль малого предпринимательства в экономике Республики Коми на примере ОАО «Мегафон»
2.1 Характеристика и организационная структура ОАО «Мегафон»
2.2 Анализ малого бизнеса в экономике Республики Коми на примере компании ОАО «Мегафон»
2.3Проблемы развития малого бизнеса на примере компании ОАО«Мегафон»
Заключение
Список литературы
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого предпринимательства, ведут реестры субъектов малого предпринимательства – получателей такой поддержки. В указанных реестрах должны содержаться следующие сведения:
1. наименование органа, предоставившего поддержку;
2. полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица;
3. фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, государственный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
4. вид, форма и размер предоставленной поддержки;
5. срок оказания поддержки;
6. идентификационный номер налогоплательщика;
7. дата принятия решения
о предоставлении или
8. информация (в случае,
если имеется) о нарушении
В Российской Федерации,
как по федеральному, так и по
закону г. Москвы к субъектам малого
предпринимательства относятся
и индивидуальные предприниматели,
то есть физические лица, занимающиеся
предпринимательской
Обобщая все вышесказанное,
хотелось бы обратить внимание на то, что
мелкое предпринимательство
Важность малых предприятий
еще и в том, что, ведя ожесточенную
конкурентную борьбу за выживание, они
вынуждены постоянно
Массовый выпуск промышленных
изделий длительного
Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.
В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории.
Гражданский кодекс Российской Федерации, регламентирует организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, выделяет понятия физические и юридические лица. Те и другие выступают как субъекты бизнеса.
Физические лица - это правоспособные и дееспособные граждане.
Они могут:
- иметь имущество на правах собственности;
- наследовать и завещать имущество;
- заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельностью;
- создавать юридические лица (самостоятельно и совместно с другими физическими и юридическими лицами);
- совершать не противоречащие закону сделки;
- нести имущественную и другую ответственность за свою деятельность.
Физическое лицо, действуя на свой страх и риск, пуская свои средства в оборот, выступает как индивидуальный предприниматель.
Объединение капиталов физических лиц для достижения общих целей, путем предпринимательской деятельности, юридически и организационно оформленное, придает им статус юридического лица.
Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательством этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридическое лицо характеризуют следующие моменты:
- фирменное наименование;
- регистрация в государственном реестре юридических лиц;
- гражданские права (соответствующие целям деятельности, декларированным в учредительных документах) и ответственность по своим обязательствам;
- наличие специального разрешения (лицензии) для осуществления отдельных видов деятельности;
- определенная организационная структура;
- самостоятельный баланс;
- юридический адрес;
- печать и счет в банке.
Юридическое лицо подлежит государственной регистрации. Данные государственной регистрации, в том числе фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
Основанием для деятельности юридического лица являются Устав и Учредительный договор. Содержание этих документов будет рассмотрено далее.
Юридическое лицо имеет исключительное право на использование фирменного наименования.
Фирменное наименование предприятия включает его организационно-правовую форму (например, "Общество с ограниченной ответственностью "Пума").
Юридическое лицо может иметь:
-представительства;
-филиалы.
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет его защиту.
Филиалам является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и
филиалы не являются юридическими лицами
и действуют на основании инструкций,
разработанных юридическим
Юридические лица могут быть организациями:
- коммерческими;
- некоммерческими.
Коммерческие организации - организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности прибыль, распределяемую среди участников.
Нельзя с уверенностью сказать, что для страны таких масштабов как Россия малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса.
В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, преобладает (см. Приложение 1) Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
Высокие налоги, всевозрастающая
арендная плата за помещение и
оборудование - все это затрудняет
продолжение эффективной
Все это приводит к тому, что часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается не в состоянии приступить к реальному производству продукции.
Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь, путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций, льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.
Государственная поддержка малого
предпринимательства
1. Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
2. Создание льготных условий
использования субъектами
3. Установление упрощенного
4. Организация подготовки, переподготовки
и повышения квалификации
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства:
1. разрабатывают предложения
по совершенствованию
2. проводят анализ состояния
малого предпринимательства, и
эффективности применения мер
по его государственной
3. организуют разработку и
4. подготавливают предложения
об установлении для субъектов
малого предпринимательства
5. оказывают содействие
органам исполнительной власти
субъектов РФ при разработке
и реализации мер по поддержке
Государством принимается
федеральная программа
Государственная поддержка осуществляется в соответствии с федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными, отраслевыми и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.
В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на её реализацию.
Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя основные положения:
· меры по формирования инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;
· перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;
· меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;
· предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства и т.д.