Система государственного управления в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Реформа в сфере образования ведет к разрушению прежней единообразной системы учебных заведений. Старые формы управления образованием утрачивают эффективность, а новые только создаются. В результате возникает ряд сложных проблем: отсутствие четких требований к управленцам, нарушение системы материального снабжения, отсутствие контроля и прогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг и др. Все это негативно влияет на систему образования.
Объект исследования курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в процессе государственного управления в сфере образования.
Предметом исследования являются проблемы государственного управления в сфере образования и пути их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota (1).doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Для любого современного общества, одной из самых актуальных проблем является проблема образования. Сейчас она становится все серьезней и острей. Наше государство уделяет огромное внимание системе образования, выделяет ежегодно на его развитие огромные деньги. Закрепленное за каждым гражданином РФ право на получение образования является конституционным.

В России проводится политика реформирования сферы образования. Происходит введение единого стандартизированного выпускного экзамена, позволяющего без вступительных экзаменов поступать в любой ВУЗ в случае набора нужного числа баллов. Эти изменения неоднозначно воспринимаются в обществе, но тем не менее Россия готовится к переходу на мировую систему образования. Интерес населения к образованию растет, что проявляется в первую очередь в увеличении конкурса в ВУЗы. Но параллельно с системой бесплатного образования развивается платное образование во всех звеньях - от детских садов до университетов. Этот процесс имеет ряд негативных последствий: бесплатное образование становится менее доступным, снижается его качество, нарастает процесс его коммерциализации, усиливающий неравенство граждан при его получении.

Реформа в сфере образования ведет к разрушению прежней единообразной системы учебных заведений. Старые формы управления образованием утрачивают эффективность, а новые только создаются. В результате возникает ряд сложных проблем: отсутствие четких требований к управленцам, нарушение системы материального снабжения, отсутствие контроля и прогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг и др. Все это негативно влияет на систему образования.

Объект исследования курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в процессе государственного управления в сфере образования.

Предметом исследования являются проблемы государственного управления в сфере образования и пути их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты государственного управления образованием

    1. Характеристика сферы образования

Правовой основой управления в сфере образования является Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных стандартов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность следующих элементов:

- образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

- органов управления в области образования и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы: дошкольного образования; начального общего образования; основного общего образования и среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы: начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образования, а также послевузовского профессионального образования.

В Российской Федерации установлено несколько уровней высшего профессионального образования - высшее профессиональное образование с присвоением квалификации «специалист», а также высшее профессиональное образование с присвоением квалификации «бакалавр» и «магистр».

Сфера образования, призванная осуществлять передачу знаний от одного поколения к другому, социологами и учеными-педагогами традиционно признается основным социальным институтом, поскольку обладает всеми его признаками:

- устойчивая потребность общества государства и личности в образовании. Благодаря образованию обществу удается удовлетворять потребности в сохранении и передаче своей культуры от поколения к поколению. Через образование человек успешно приобщается к достижениям науки, техники, литературы и искусства, усваивает действующие в обществе социальные нормы, развивает свои способности и реализует их в какой-либо сфере социального бытия. В наличии этого принципа заинтересовано не только общество, но и государство, поскольку именно образование выступает эффективным средством подготовки профессиональных кадров сферы государственного управления;

- разработка средств, необходимых для реализации гражданином своего права. Таким средством в сфере образования является создание сети учебных учреждений, в которых осуществляется весь процесс обучения, направленный на получение обучающимися знаний, умений, навыков и осуществляемый под руководством преподавателя.

Государство в лице органов управления образованием осуществляет контроль за наличием у образовательных учреждений необходимых средств для ведения образовательной деятельности (например, для того чтобы осуществлять образовательную деятельность, необходимо иметь лицензию);

-обеспечение социального института необходимыми ресурсами (финансовыми, материальными), которые общество должно постоянно пополнять. Правительство ежегодно выделяет финансовые средства на образование, которые направляются для приобретения необходимого оборудования, учебников, на ремонт здания, на заработную плату преподавателям, на стипендии студентам, а также обеспечивает социальные льготы в сфере образования;

 - наличие особой культурной среды, необходимой для обеспечения самопроизводства института, т. е. формируются определенные правила поведения, которые отличают людей, принадлежащих этому институту.

Задачи образования включают:

- реализацию потребностей каждого  человека в образовательной сфере, постоянное повышение образовательного  уровня населения страны. Образование  существенно расширяет границы  использования способности человека  к трудовой деятельности. Оно позволяет ему правильно оценить ситуацию, принять решение и реализовать его. Как правило, чем выше уровень образования населения, тем ниже доля безработных. Образование человека гарантирует его успешную трудовую деятельность. В современных условиях удовлетворение потребности населения в товарах и услугах все в большей мере обеспечивается в результате объединения знаний и информации;

- приведение системы воспитания  и обучения населения в соответствие  с образовательными потребностями  личности, общества и государства, нормами отечественного и международного права. Важнейшей целью федерального государственного образовательного стандарта общего образования в части согласования потребностей должна стать организация условий самосогласования потребностных запросов личности, общества и государства, нормами отечественного и международного права;

- подготовку новых поколений  граждан к жизнедеятельности  в условиях современного демократического  общества, его социокультурных, научных  и технологических достижений. Так, цель высшего профессионального образования заключается в подготовке и переподготовке специалистов соответствующего уровня, удовлетворении потребностей личности в углублении и расширении образования (ст. 24 Закона об образовании);

- социальную интеграцию различных групп общества независимо от их этнической принадлежности, психического и физического здоровья, доходов, религиозных и политических убеждений. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; также запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации;

- обеспечение равных стартовых  возможностей россиян в сфере  образования. Совершеннолетние граждане  РФ имеют право на выбор  образовательного учреждения и  формы получения образования. Граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа. Граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов. Граждане РФ вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ и т.д.;

- формирование и развитие единого  образовательного пространства России на федеральном и мировом уровнях. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

Таким образом, можно сделать вывод, что образование находится в сфере первоочередных государственных интересов. От состояния образовательной системы во многом зависит будущее Российского государства, его экономическое развитие, уровень благосостояния в обществе. С образованием связываются надежды на модернизацию экономики и увеличение темпов экономического роста. Наконец, в связке с наукой образование представляет собой одну из наиболее существенных гарантий национальной, региональной и международной безопасности.

 

    1. Правовые основы государственного управления образованием

Государственное управление в области образования осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования и науки находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Содержание государственного управления в данной сфере заключается в том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют соответствующие приоритетные направления развития образования и науки, обеспечивают формирование системы педагогических и научных организаций, осуществление межотраслевой координации образовательной, научной и научно-технической деятельности, разработку и реализацию образовательных, научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции образования и науки, реализацию достижений науки и техники.

Общие вопросы управления в области образования и разграничения компетенции в данной области определяются главой III «Управление системой образования» Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».

Разграничение компетенции РФ и ее субъектов по вопросам образования, проведенное в комментируемом Законе, берет свое начало еще в Конституции России от 12.12.1993 г., закрепившей в ст. 71-73 основы распределения полномочий между Федерацией и ее субъектами. Пунктом «е» ст. 72 Конституции РФ общие вопросы образования отнесены к совместному ведению России и ее субъектов.

Компетенция РФ в области образования - это совокупность властных полномочий, отнесенных Конституцией и законодательством РФ к ведению РФ в сфере образования. Полномочия предполагают единство прав и обязанностей: Российская Федерация, «центр» не только вправе решать определенные Законом вопросы в сфере образования, но и обязаны это делать.

Федеральные органы государственной власти и управления - это высшие органы законодательной и исполнительной власти РФ - Президент, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Систему государственного управления образованием в РФ регулирует постановление Правительства РФ от 09.01.1992 г. N 21. В целях создания системы государственного управления образованием в Российской Федерации, соответствующей задачам его функционирования и развития в условиях осуществления экономической реформы, Правительство Российской Федерации сформировал следующую систему органов государственного управления образованием:

Информация о работе Система государственного управления в сфере образования