Система государственного управления в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Реформа в сфере образования ведет к разрушению прежней единообразной системы учебных заведений. Старые формы управления образованием утрачивают эффективность, а новые только создаются. В результате возникает ряд сложных проблем: отсутствие четких требований к управленцам, нарушение системы материального снабжения, отсутствие контроля и прогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг и др. Все это негативно влияет на систему образования.
Объект исследования курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в процессе государственного управления в сфере образования.
Предметом исследования являются проблемы государственного управления в сфере образования и пути их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota (1).doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

-Министерство образования и науки РФ;

-Министерства образования республик в составе РФ;

-Управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований;

-Комитеты (департаменты) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга.

-Органы управления образованием районов, городов, районов, округов (в городе) могут быть созданы по решению органов местного самоуправления.

Указанные органы управления образованием реализуют единое руководство системой государственных учреждений дошкольного, школьного, профессионально-технического, среднего специального, педагогического и внешкольного образования на федеральном, республиканском, региональном и территориальном уровнях.

В связи с чем можно сделать вывод, что вся деятельность министерства образования и науки РФ, министерства образования республик в составе РФ,управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований направлены на улучшение и повышения качества предоставляемых услуг населению, а именно давая каждому гражданину РФ получить полное выше образование.

Таким образом, данное сочетание принципов государственного регулирования на уровне РФ, субъектов РФ и самоуправления позволяет определить приоритетные направления развития образования и науки, обеспечить формирование системы, осуществлять межотраслевую координацию образовательной, научной и научно-техническую деятельность.

 

 

 

 

Глава 2. Система государственного управления в сфере образования

2.1 Федеральные  органы управления в сфере  образования

Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

Первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.

В соответствии со ст. 37 Закона «Об образовании» Российская Федерация самостоятельно формирует федеральную составляющую системы органов управления образованием, а именно:

-федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;

-федеральные ведомственные органы управления образованием.

Федеральные органы РФ формируются на основании соответствующих актов Президента РФ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти.

Государственное управление в области образования осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации.

Министерство образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

К основным функциям Минобрнауки России относится принятие нормативных правовых актов в области образования и науки. Минобрнауки России утверждает, в частности:

- перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное  образование и профессиональная  подготовка в образовательных учреждениях;

- положение и порядок создания  филиалов федеральных государственных  учреждений высшего и среднего  профессионального образования;

- формы документов государственного  образца об уровне образования  и квалификации, порядок их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих документов за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

- федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию  при осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях;

- положение о порядке замещения  должностей работников государственных  образовательных учреждений высшего  профессионального образования;

- положение об аспирантуре и  докторантуре в высших учебных  заведениях и научных организациях независимо от ведомственной принадлежности;

- федеральные компоненты государственных  образовательных стандартов, федеральные  требования к содержанию образования, общеобразовательным и профессиональным  образовательным программам, учебным  планам;

- положение об итоговой аттестации  выпускников образовательных учреждений;

- положение о формах получения  выпускниками образовательных учреждений  золотой и серебряной медалей;

- номенклатуру должностей научных  работников;

- порядок аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также установления образовательных цензов для педагогических работников;

- порядок приема всех категорий  обучающихся, порядок перевода обучающегося  из одного учебного заведения в другое;

- порядок развития многоуровневой  непрерывной системы профессиональной  подготовки и повышения квалификации  кадров;

- порядок формирования федеральной  системы подготовки и переподготовки  педагогических кадров образовательных  учреждений и работников органов управления образованием, а также ряд других нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Министерство также учреждает знаки отличия в сфере образования и науки и награждает ими работников в указанных областях.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.

Основными функциями Рособрнадзор является осуществление надзора и контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования, науки, научно-технической деятельности, аттестации научных и научно-педагогических кадров. Рособрнадзор осуществляет надзор за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования; за деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), а также ученых (научно-технических) советов образовательных учреждений, научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий.

К функциям Рособрнадзор относится организация государственной аттестации научных работников, т.е. оценки квалификации научных работников, присвоения им ученых степеней и ученых званий. Во исполнение этой функции Федеральная служба осуществляет организационное и техническое обеспечение работы Высшей аттестационной комиссии, а также рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы установленного образца, а также рассматривает вопросы лишения (восстановления) указанных ученых званий и степеней. Федеральная служба также выдает разрешения на создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), устанавливает их компетенцию и определяет перечни научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций.

Рособрнадзор подтверждает, признает и устанавливает эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации, и выдает соответствующие документы.

Полномочия - это право на осуществление тех или иных действий или проведение той или иной образовательной политики, зафиксированное законодательно. Полномочия могут быть делегированы, т.е. право на выполнение конкретных действий, проведение определенной образовательной политики может быть передано с одного уровня управления, обладающего этими полномочиями, на другой уровень управления, который пока такими полномочиями не обладает.

При этом очень важно понимать, что полномочия - это еще и право финансировать те или иные действия, следовательно, при делегировании полномочий с одного уровня управления на другой уровень управления первым второму передаются и финансовые ресурсы, необходимые и достаточные для исполнения вторым делегируемых ему полномочий.

Обладание определенными полномочиями означает и то, что вышестоящий уровень управления не может определять порядок и правила реализации указанных полномочий, а только рекомендовать их выполнение тем или иным образом, если иное не определено действующим законодательством.

Можно сделать вывод, что в сфере образования РФ основным направлением реформирования должно стать определение на законодательном уровне порядка и правил реорганизаций полномочий.

 

2.2 Органы управления Нижегородской области в сфере образования

 

Система образования Нижегородской области представляет собой разветвленную сеть образовательных учреждений. Имеются все типы и виды образовательных учреждений, позволяющие реализовать разноуровневые образовательные программы и реализовывать систему дополнительного образования детей и подростков.

Департамент образования и науки свои задачи и функции осуществляет на основании Положения о департаменте образования и науки Нижегородской области, утвержденного постановлением губернатора области от 24 октября 1997 года № 297.

В соответствии с этим Положением, департамент в своей деятельности руководствуется федеральными законами "Об образовании", "О высшем и послевузовском  профессиональном образовании", государственными образовательными стандартами, типовыми положениями о различных образовательных учреждениях, а также приказами, инструкциями и указаниями Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Законами Нижегородской области и постановлениями губернатора области. 

 

Министерство образования и науки Нижегородской области: 

 

Министр – Наумов Сергей Васильевич.  

 

Заместитель министра, директор департамента образования, воспитания и социальной поддержки детей и молодежи.

- Родионова Елена Леонидовна. 

 

Заместитель министра курирует деятельность управления гражданско-патриотического воспитания и социально-правовой защиты детей, управления дошкольного, общего и дополнительного образования детей и управления по контролю и надзору в сфере образования. 

 

Заместитель министра, директор департамента экономического планирования и финансового обеспечения системы образования.

- Зобкова Марина Юрьевна. 

 

Заместитель министра курирует деятельность управления экономической политики, исполнения бюджета, учетной политики и развития материальной базы системы образования. 

 

Заместитель министра по науке и профессиональному образованию

- Коршунов Илья Алексеевич. 

 

Заместитель министра курирует деятельность отдела подготовки рабочих кадров и сопровождения проектов по развитию профессионального образования, сектора программ высшего и среднего профессионального образования, подготовки научно-педагогических кадров.  

 

Основные задачи министерства образования и науки:

 

·        Осуществление государственной политики в сфере образования, науки и молодежных проблем, обеспечивающей сохранение единого образовательного пространства Нижегородской области, как части образовательного пространства Российской Федерации, и необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на получение образования и для удовлетворения потребностей области и общества в работниках квалифицированного труда.

·        Разработка и реализация научно-технической политики Нижегородской области.

·        Реализация кадровой политики в сфере образования, научной деятельности и молодежной политики.

·        Совершенствование организационно-экономического механизма функционирования сферы образования.

·        Координация деятельности по информатизации сферы образования.

·        Организация и развитие международного сотрудничества в сфере образования, науки, молодежной политики во взаимодействии с другими органами исполнительной власти области.

·        Выработка и реализация государственной молодежной политики в Нижегородской области.

Для выполнения вышеперечисленных функций департамент имеет следующие структурные подразделения: управления ( начального и среднего профессионального образования, экономики и планирования); комитеты( по науке и высшему профессиональному образованию, по делам молодежи); отделы (государственной инспекции, развития образования, по вопросам реабилитации детей, по вопросам финансов и бухучета, капитального строительства); сектор усыновления, группа по материально-техническому обеспечению, специалист по социальной защите. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы государственного управления в сфере образования.

Происходящие глобальные изменения в системе управления хозяйствующими субъектами, адаптация функциональных управленческих подсистем бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа к международным стандартам также потребовали новаций в сфере высшего и послевузовского профессионального образования в этих областях. Преобразования направлены прежде всего на интеграцию образования, науки и производства с целью приоритетного развития научных исследований, инновационных разработок, ориентированных на становление экономики и общества, основанного на знаниях.

Информация о работе Система государственного управления в сфере образования