Современное состояние и пути совершенствования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью осмысления феномена предпринимательской деятельности, как одного из основных факторов производства и формы хозяйственного процесса в системе современных социально-экономических отношений, складывающихся между субъектами хозяйственного оборота. Поскольку в настоящее время отмечается динамичное развитие предпринимательской деятельности, как основы развития рыночной экономики, при этом достижения баланса общественных и частных интересов в экономике государства возможно лишь посредством регулирования данной деятельности, основанной на правовых и экономических аспектах, закрепленных в законодательстве Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..4
1 Предпринимательство как фактор производства…………………………5
1.1 Экономическая сущность предпринимательства……………………….5
1.2 Признаки предпринимательства…………………………………………5
1.3 Функции предпринимательства………………………………………….9
1.4 Предпринимательство как фактор производства……………………….10
1.4.1 Предпринимательский доход и прибыль. Функции прибыли………11
1.4.2 Источники предпринимательской прибыли…………………………13
2 Предпринимательство как форма хозяйствования……………………..15
2.1 Предприятие как субъект предпринимательской деятельности……..15
2. 2 Индивидуальное предпринимательство………………………………16
2. 3 Партнерские формы предпринимательства…………………………..17
2. 4 Корпоративные формы предпринимательства………………………19
2.5 Государственное предпринимательство………………………………..20
3Современное состояние и пути совершенствования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь……………………………………….23
3.1 Развитие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь……………………………………………………………………….23
3.2Факторы, сдерживающие развитие предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………………………………….26
3.3Основные направления и пути совершенствования национального регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь……………………………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………….34
Список использованных источников………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 80.43 Кб (Скачать файл)

  Члены производственного  кооператива несут по  обязательствам  кооператива субсидиарную  ответственность  в  размерах  и  в  порядке,   предусмотренном законом о производственном  кооперативе и уставом кооператива.

  Важной характеристикой  данной организационно-правовой  формы хозяйственной деятельности   является   обязательность   трудового   участия   членов    в деятельности кооператива и  распределение прибыли в соответствии  с  трудовым участием. Решение  многих вопросов  деятельности  кооперативов  относится  на усмотрение  членов кооператива.

 

2. 4 Корпоративные  формы предпринимательства

 

  Корпоративные (акционерные) формы  предусматривают  разделение  уставного капитала на определенное  число акций и выступают  как  акционерные  общества (открытого (ОАО) и закрытого (ЗАО) типа).

  Участники Акционерного  общества ( далее –АО) – акционеры  не отвечают по его обязательствам  и  несут  риск убытков,  связанных  с   деятельностью   общества   в   пределах   стоимости принадлежащих им акций [10].

  Учредителями АО могут  выступать как юридические лица, так и  граждане,  в том  числе  иностранные  лица  в   соответствии   с   законоположениями   об  иностранных инвестициях.

  Государственные органы (органы местного  самоуправления),  если  иное  не установлено  законом,   не   могут   выступать   в   качестве  учредителей акционерного общества [10].

  Основополагающим учредительным, а вместе с тем и  нормативно-организующим  документом   акционерного   общества    является    его    Устав,    который  подготавливается учредителями  при создании  общества  и  утверждается  общим собранием учредителей.

  Закрытое акционерное  общество (далее −ЗАО) − общество, акции которого распределяются  лишь  среди  учредителей  и  иного, указанного заранее круга  лиц. Число  учредителей  общества  закрытого типа не может превышать 50 лиц. Число акций, имеющихся у  каждого участника определяет  его  имущественный вклад в  предприятие и является количественной  мерой его влияния  на  процесс  управления (1 акция – 1 голос).

 Уставный капитал общества  составляется  из  номинальной  стоимости  его акций,  приобретенных  акционерами.  Минимальный   уставный   капитал    для открытого  АО не может быть  менее  тысячекратного,  а  для  ЗАО  – стократного размера минимальной  суммы оплаты  труда  по  состоянию  на  дату государственной регистрации  общества.

 

 2.5 Государственное предпринимательство

 

  Государственные предприятия  — это такие  производственные (в широком смысле  слова)  образования,  которые  создаются  государством  и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми  средствами  и на  коммерческих  принципах  действуют  в  соответствии  с  теми  целями   и задачами, которые для них определяют учредители

[24, с. 13].

  Унитарный  означает  единый,  не  разделенный  на  части.  Следовательно, государственное  и    унитарное   предприятие   —   это   такая создаваемая  государством и  органами  местного  самоуправления  коммерческая организация, которая не наделена правом  собственности  на  закрепленное  за ней собственником имущество. Иными словами,  это  имущество  не  может  быть распределено  по  вкладам,  долям,  паям,  в  том  числе  между  работниками  предприятия. В унитарной форме  могут создаваться  только  государственные  предприятия. Имущество, которым наделяются  такие  предприятия, находится соответственно  в государственной собственности, и  принадлежит   предприятиям   на   праве   хозяйственного   владения   или оперативного  управления. Органом управления  унитарного предприятия  является  руководитель, назначаемый собственником (либо  уполномоченным  собственником  органом).

  Собственник имущества  предприятия, основанного  на  праве  хозяйственного ведения,  не  отвечает  по   обязательствам   предприятия   если   иное   не предусмотрено. В равной мере  и  предприятие  такого  типа  не  отвечает  по долгам собственника имущества.

  В  составе  государственных  предприятий  есть  такие,  которые,   будучи образованными  на  базе  государственного  имущества,  функционируют   в   режиме оперативного  управления  этим  имуществом.  Такие  предприятия   называются государственными   "казенными"   предприятиями.   Государство   несет субсидиарную ответственность по  обязательствам    предприятия  при недостаточности его имущества.

  К  возможным  негативным  сторонам  государственных  предприятий  следует

отнести:

 − отторжение производителя  от собственности, ослабление мотивации  к труду;

 −   монополизацию  экономики, ослабление конкуренции;

 − меньшую гибкость, невосприимчивость к  запросам  потребителей,  медленную перестройку  своего производства;

 − зависимость от  ведомств  в  определении  стратегии  деятельности,  выборе руководителя, определении направлений использования  прибыли.

Опыт   стран   с   рыночной   экономикой   позволяет   утверждать,    что государственные  предприятия  могут  эффективно  использоваться  в   системе государственного предпринимательства.

  Государственное  предпринимательство  довольно  широко   представлено   в странах с рыночной  экономикой,  прежде  всего  в  отраслях,  имеющих  особо важное значение  для экономики страны, либо  в  отраслях,  требующих  больших  капитальных вложений и в которых  частные  и  коллективные  формы  не  могут обеспечить   для   себя   достаточную   норму   прибыли   для   расширенного

воспроизводства. Например,  в  Великобритании  госсектор  охватывает  черную металлургию,  добычу  угля,  средства  связи,   транспорт,   аэрокосмическую промышленность,  снабжение  электричеством,  газом.  В  целом  на  госсектор приходится около 25% основного капитала, 40%  земли.  В  некоторых  развитых странах  государственные  компании  являются   лидерами   среди   крупнейших промышленных фирм (например, "Рено" во  Франции,  "ИРИ",  "ЭНИ"  в  Италии) [28, с. 113].

Однако  государственный  бизнес  выступает  в  этих  странах  в  формах   не общественных  ("публичных")  корпораций  либосмешанных акционерных обществ.

  Наиболее  распространенной  формой  государственного  предпринимательства  является   публичная   корпорация.    Такие    корпорации    создаются    по правительственным  указам  в  форме  АО,  все  акции   которых   принадлежат  государству.  Такие  АО  не  входят  в  систему   органов   государственногоуправления, они  лишь  согласовывают  с  ними  планы  своей  деятельности  и контролируются   ими.   Управляющие   публичных    корпораций    назначаются государством, однако  ни  они  сами,  ни  остальной  персонал  не  считаются  государственными служащими.  В  случае  необходимости  публичная  корпорация легко преобразуется  в смешанное акционерное общество.

 

Все сказанное позволяет сделать следующие  выводы:

1) Предпринимательство как  форма хозяйствования реализуется  по средствам следующих форм: государственное предпринимательство, партнерские формы предпринимательства, корпоративные формы предпринимательства, индивидуальное предпринимательство, предприятие как форма предпринимательства.

2)Современное  состояние  рыночной  экономики   характеризуется   развитием разнообразных форм предпринимательства, где ведущая роль принадлежит  фирмам (организациям) и их объединениям.

3)Такие организационно-правовые  формы предпринимательства, как  хозяйственные товарищества и  хозяйственные общества, используются  преимущественно  небольшими  по  размерам  предприятиями.  Крупные  масштабы производства   требуют   иных   способов   привлечения   капиталов   и    их использования,   которые   обеспечивали   бы   стабильное   функционирование  предприятия.

4) Корпоративные (акционерные) формы предпринмательства  предусматривают  разделение  уставного капитала  на определенное число акций  и выступают  как  акционерные  общества (открытого (ОАО) и закрытого (ЗАО) типа).

5) Государственные предприятия  — это такие  производственные (в широком смысле  слова)  образования,  которые  создаются  государством  и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми  средствами  и на  коммерческих  принципах  действуют  в  соответствии  с  теми  целями   и задачами, которые для них определяют  учредители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Современное состояние и пути совершенствования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь

 

3.1 Развитие предпринимательской  деятельности в Республике Беларусь

 

Главным условием для проведения экономических преобразований в Республике Беларусь является создание благоприятного климата для развития предпринимательства. Развитие предпринимательства является одной из приоритетных задач политики белорусского государства.

В последние годы в социально-экономическом развитии Республики Беларусь произошли очевидные позитивные изменения в области определения правил ведения бизнеса, направленные на улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности нашего государства.

Последовательно реализуются меры по либерализации условий осуществления хозяйственной деятельности, устранению излишнего вмешательства государственных органов в деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, упразднению необоснованных административных барьеров для развития деловой инициативы. Новое значение приобретает диалог власти и бизнеса по выработке решений в сфере развития экономики и стимулированию деловой активности.

Со стороны государства требуется принятие комплекса мер, которые могли бы существенно приподнять  роль предпринимательства, реально повысить его вклад в формирование темпов экономического роста, обеспечение высокой эффективности функционирования белорусской экономики на основе максимального использования частной инициативы.

Как показывает опыт многих стран, осуществлявших экономические реформы, реализация комплекса правильных с экономической точки зрения мер не гарантирует успеха сама по себе. Ряд исследователей обращает внимание на то, что чисто экономические преобразования необходимы, но недостаточны и должны сопровождаться реформами в других областях. Пожалуй, одной из самых серьезных проблем в этой сфере является совершенствование законодательства, регулирующего экономические отношения. Именно плохое законодательство является причиной провала попыток реализации многих правильных экономических идей. На эту проблему часто не обращают внимания, так как административно-бюрократическая система управляла экономикой путем использования иных рычагов и воспитала пренебрежение к праву. Однако продолжение попыток управлять экономикой неправовыми методами бесперспективно [12].

Значимость гражданско-правового регулирования по мере освобождения системы хозяйствования от административного диктата, характерного для предыдущего периода нашей истории, неуклонно возрастает. В перспективе право должно стать основным регулятором имущественных отношений в обществе.

Экономическая активность населения нуждается в координации. Эффективность этой координации определяется, в первую очередь, экономическими результатами деятельности людей. «В принципе, существуют лишь два способа координации экономической деятельности миллионов. Первый – это централизованное руководство, сопряженное с принуждением; таковы методы армии и современного тоталитарного государства. Второй – это добровольное сотрудничество индивидов; таков метод, которым пользуется рынок» [6, с. 42].

В первом случае право является как бы «довеском» к административной системе и не является даже необходимым элементом: система эта способна обеспечить исполнение практически любой задачи без апелляции к праву. Во втором случае право непосредственно влияет на экономические отношения, и от качества правового регулирования в значительной степени зависит эффективность экономической деятельности.

Устанавливая нормы, регулирующие экономическую деятельность, право оказывает серьезное влияние на экономическое развитие. Люди вступают в экономические отношения друг с другом независимо от того, как эти отношения урегулированы правом и урегулированы ли они правом вообще. Однако характер этих отношений может меняться в результате установления определенных норм и правил. Источником этих норм может быть и не государство, а, например, обычаи или мораль. Однако предметом нашего рассмотрения будут только нормы, установленные государством и обязательные к исполнению.

Условием целесообразности экономической деятельности является превышение выгоды над издержками. Право позволяет уменьшить издержки, если защищает собственность и гарантирует исполнение контрактов, которые добровольно заключают между собой юридические и (или) физические лица. Право увеличивает издержки, если его применение требует дополнительных расходов от участников экономической деятельности. Естественно, наличие права связано с необходимостью функционирования соответствующих государственных структур, а значит, и с необходимостью уплаты налогов на их содержание. Конкретный нормативный акт, уменьшающий совокупные общественные издержки в какой-либо области, является эффективным, увеличивающий – неэффективным. Таким образом, тормозом для экономического развития является отсутствие эффективных законов и наличие неэффективных

 [6, с. 42].

Не случайно одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь в предстоящем пятилетии является развитие человеческого потенциала, инициативы и предпринимательства. Это означает формирование полноценного партнерства частной и государственной форм собственности, что достигается совершенствованием делового климата для всех субъектов предпринимательской деятельности (государственных и частных, отечественных и иностранных) и в конечном итоге – созданием безбарьерной деловой среды.

Информация о работе Современное состояние и пути совершенствования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь