Современное состояние и пути совершенствования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 19:06, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью осмысления феномена предпринимательской деятельности, как одного из основных факторов производства и формы хозяйственного процесса в системе современных социально-экономических отношений, складывающихся между субъектами хозяйственного оборота. Поскольку в настоящее время отмечается динамичное развитие предпринимательской деятельности, как основы развития рыночной экономики, при этом достижения баланса общественных и частных интересов в экономике государства возможно лишь посредством регулирования данной деятельности, основанной на правовых и экономических аспектах, закрепленных в законодательстве Республики Беларусь.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..4 1 Предпринимательство как фактор производства…………………………5 1.1 Экономическая сущность предпринимательства……………………….5 1.2 Признаки предпринимательства…………………………………………5 1.3 Функции предпринимательства………………………………………….9 1.4 Предпринимательство как фактор производства……………………….10 1.4.1 Предпринимательский доход и прибыль. Функции прибыли………11 1.4.2 Источники предпринимательской прибыли…………………………13 2 Предпринимательство как форма хозяйствования……………………..15 2.1 Предприятие как субъект предпринимательской деятельности……..15 2. 2 Индивидуальное предпринимательство………………………………16 2. 3 Партнерские формы предпринимательства…………………………..17 2. 4 Корпоративные формы предпринимательства………………………19 2.5 Государственное предпринимательство………………………………..20 3Современное состояние и пути совершенствования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь……………………………………….23 3.1 Развитие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь……………………………………………………………………….23 3.2Факторы, сдерживающие развитие предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………………………………….26 3.3Основные направления и пути совершенствования национального регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь……………………………………………………………………...29 Заключение…………………………………………………………………….34 Список использованных источников………………………………………36
Каждый город или территория
имеют свои уникальные особенности, свои
преимущества, потенциальные возможности,
ограничения и потенциальные угрозы.
Таким образом, невозможно предложить
оптимальный для всех или даже всегда
применимый перечень мер, которые могут
составить содержание программы развития
предпринимательства. Содержание программы
будет определяться именно этими особенностями.
В то же время, несмотря на принимаемые
правительством шаги по либерализации
экономики, они являются недостаточными
и некомплексными. К неотложным мерам
по улучшению бизнессклимата, которые
в свою очередь будут способствовать росту
конкурентоспособности как национального
бизнеса, так и страны в целом, следует
отнести:
существенное сокращение уровня
вмешательства государства в дела предприятий;
использование рыночных методов
ценообразования;
снижение налоговой нагрузки
на бизнес, в том числе:
1) реформирование взносов
на государственное социальное
страхование, которые являются одними
из самых высоких в регионе
и зачастую выступают причиной
использования предприятиями схем
«выплаты зарплаты в конвертах».
2) дальнейшее совершенствование
применяемой в настоящее время
упрощённой налоговой системы.
3) снижение ставки НДС
и переход на ежеквартальные
сроки его уплаты для всех
категорий налогоплательщиков.
4) снижение ставки налога
на прибыль до 20% (уровень ставки
налога, применяемый в России); данная
мера позволит увеличить конкурентоспособность
белорусских предприятий на российском
рынке.
5) установление запрета
на увеличение местными советами
ставок земельного налога и
налога на недвижимость.
упрощение налогового администрирования,
в частности: доработка используемой в
настоящее время программы электронного
декларирования; совершенствование форм
налоговой отчётности с целью упрощения
системы расчёта налогов и минимизации
временных затрат по их подготовке; для
малых и средних предприятий сокращение
срока хранения документов по налоговой
отчётности, который на сегодняшний день
составляет 10 лет;
дальнейшее сокращение лицензируемых
видов деятельности до 10–15, как это принято
в развитых странах. При этом необходимо,
чтобы вводимые вместо лицензий такие
процедуры, как аккредитация, сертификация,
создание реестров субъектов хозяйствования
и прочие виды мониторинга, не явились
просто заменой одной формы регулирования
на другую и не создавали дополнительные
барьеры для ведения бизнеса;
выравнивание условий работы
для частных и государственных предприятий.
Следует отметить, что Закон Республики
Беларусь «О поддержке малого и среднего
предпринимательства» впервые законодательно
прописывает возможность участия субъектов
малого и среднего предпринимательства
в качестве поставщиков (подрядчиков,
исполнителей) в процедурах государственных
закупок товаров (работ, услуг). При этом
законодательством могут предусматриваться
резервирование для субъектов малого
и среднего предпринимательства не менее
10% от общего объема государственных закупок
товаров (работ, услуг) и проведение отдельных
конкурсов по этой части государственных
закупок товаров (работ, услуг) среди таких
субъектов;
радикальное сокращение объёма
статистической отчётности (количества
обязательных для заполнения статистических
форм и периодичности предоставления
в органы статистики) и упрощение порядка
её предоставления;
расширение финансовой и имущественной
поддержки малого и среднего бизнеса.
Следует отметить, что в соответствии
с постановлением Совета Министров от
30 декабря 2010 года № 1911 «О мерах по реализации
Закона Республики Беларусь «О поддержке
малого и среднего предпринимательства»,
обязательным условием предоставления
финансовой поддержки субъектам малого
предпринимательства является создание
новых рабочих мест. В то же время очень
часто предприятиям нужны средства на
техническое перевооружение и внедрение
новых технологий, которые позволили бы
участвовать в системе субконктрактов
крупных предприятий, в том числе зарубежных;
упрощение доступа к заемным
средствам, в том числе за счёт создания
кредитных союзов и гарантийных фондов.
Несмотря на отмечаемое в настоящее время
снижение ставок по кредитам для бизнеса
и возможность получения льготных кредитов
по линии государственных учреждений
поддержки предпринимательства, по-прежнему
актуальна проблема небольших сроков
предоставления кредитов (1–2 года) – при
том, что срок окупаемости инвестиционного
проекта, как правило, в среднем составляет
3–5 лет. При предоставлении заемных средств
банками, особенно в большом размере (более
USD 10 тыс. или BYR 30 млн), для малых и средних
предприятий барьером в получении кредита
является необходимость предоставления
ликвидного залогового обеспечения (зачастую
на 30% больше суммы кредита). В связи с этим
необходимо дальнейшее совершенствование
законодательства, касающегося залогов
и обеспеченности кредитов.
В 2011-2012 гг. в Минске планируется
создание Гарантийного фонда для поддержки
субъектов предпринимательства. В этой
связи предполагается, что Международная
финансовая корпорация и Европейский
банк реконструкции и развития смогут
принять участие в софинансировании и
оказать помощь в его работе. Такие инструменты
поддержки частной инициативы следует
создать в каждой области Беларуси.
Подводя итог настоящей главе,
можно сделать следующие выводы. На сегодняшний
момент становится актуальным создание
такой модели предпринимательства, которая
будет активно способствовать выходу
страны из экономического кризиса, а в
будущем – ее превращению в равноправного
и эффективного субъекта мировой хозяйственной
системы. Данным требованиям в большей
степени отвечает предпринимательство,
ориентированное на инновационное производство,
интеллектуальный капитал, информационно-коммуникационную
систему.
Отличительной чертой Беларуси
должны стать: эффективная система защиты
прав собственности и развитие рыночных
институтов, независимый, справедливый
суд, открытость государства и доступ
граждан к информации. Усиление проевропейских
установок в нашей стране невозможно без
приоритетных реформ в сфере налогов и
их администрирования, а также в области
лицензирования и системы выдачи разрешений,
регистрации и ликвидации предприятий
и обществ. В серьезной перестройке, глубоком
реформировании нуждаются система и практика
проверок, штрафов и наказаний. Для развития
Беларуси нужны принципиально иные деловой
климат и отношение государства к работе
предпринимателя.
К неотложным мерам по улучшению
бизнессклимата, которые в свою очередь
будут способствовать росту конкурентоспособности
как национального бизнеса, так и страны
в целом, следует отнести: существенное
сокращение уровня вмешательства государства
в дела предприятий; использование рыночных
методов ценообразования; снижение налоговой
нагрузки на бизнес; упрощение налогового
администрирования; дальнейшее сокращение
лицензируемых видов деятельности; выравнивание
условий работы для частных и государственных
предприятий; радикальное сокращение
объёма статистической отчётности (количества
обязательных для заполнения статистических
форм и периодичности предоставления
в органы статистики) и упрощение порядка
её предоставления; расширение финансовой
и имущественной поддержки малого и среднего
бизнеса; упрощение доступа к заемным
средствам, в том числе за счёт создания
кредитных союзов и гарантийных фондов.
Таким образом, главным условием
для проведения экономических преобразований
в Республике Беларусь является создание
благоприятного климата для развития
предпринимательства.
Развитие предпринимательства
должно стать одним из приоритетных
направлений политики белорусского
государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе изучения теоретического
материала на основе исследования
экономической сущности предпринимательства,
анализа предпринимательства как фактора
производства и формы хозяйствования,
автором сделаны следующие выводы:
1) Предпринимательство −
фактор производства, который используется
с целью удовлетворения потребностей
потребителей в товарах и услугах
и получения прибыли для развития
дальнейшего производства.
2) Экономическая природа
предпринимательства характеризуется
через его признаки: инициативу,
коммерческий риск и ответственность,
комбинирование факторов производства,
новаторство.
3) Для экономического «механизма»
предпринимательства характерно соединение
нескольких ресурсов − труда, капитала,
земли −для производства товаров или
услуг; принятие основных решений, связанных
с деятельностью организации; осуществление
нововведений в производстве или в сбыте
продукции; взятие на себя рисков, вытекающих
из выполнения предпринимательских функций.
4) Предпринимательский доход
— часть прибыли от предпринимательской
деятельности, которую получают
сами предприниматели за риск,
новаторство, организацию производства
и труда. Предпринимательский доход,
с одной стороны, является вознаграждением
за проявленные предпринимательские
способности, а с другой стороны,
результатом итогового распределения
прибыли предприятия.
5) Предпринимательство как
форма хозяйствования реализуется
по средствам следующих форм:
государственное предпринимательство,
партнерские формы предпринимательства,
корпоративные формы предпринимательства,
индивидуальное предпринимательство,
предприятие как форма предпринимательства.
6) Современное состояние
рыночной экономики характеризуется
развитием разнообразных форм предпринимательства,
где ведущая роль принадлежит фирмам
(организациям) и их объединениям.
7)Такие организационно-правовые
формы предпринимательства, как
хозяйственные товарищества и
хозяйственные общества, используются
преимущественно небольшими по
размерам предприятиями. Крупные
масштабы производства требуют
иных способов привлечения
капиталов и их использования,
которые обеспечивали бы
стабильное функционирование
предприятия.
8) Главным условием
для проведения экономических
преобразований в Республике
Беларусь является создание благоприятного
климата для развития предпринимательства.
Развитие предпринимательства является
одной из приоритетных задач
политики белорусского государства.
При этом, отличительной чертой
Беларуси должны стать: эффективная система
защиты прав собственности и развитие
рыночных институтов, независимый, справедливый
суд, открытость государства и доступ
граждан к информации. Усиление проевропейских
установок в нашей стране невозможно без
приоритетных реформ в сфере налогов и
их администрирования, а также в области
лицензирования и системы выдачи разрешений,
регистрации и ликвидации предприятий
и обществ. В серьезной перестройке, глубоком
реформировании нуждаются система и практика
проверок, штрафов и наказаний. Для развития
Беларуси нужны принципиально иные деловой
климат и отношение государства к работе
предпринимателя.
9) К неотложным мерам
по улучшению бизнессклимата, которые
в свою очередь будут способствовать
росту конкурентоспособности, как
национального бизнеса, так и
страны в целом, следует отнести:
а) существенное сокращение
уровня вмешательства государства в дела
предприятий;
б) использование рыночных методов
ценообразования; снижение налоговой
нагрузки на бизнес;
в) упрощение налогового администрирования;
дальнейшее сокращение лицензируемых
видов деятельности; выравнивание условий
работы для частных и государственных
предприятий;
г) радикальное сокращение объёма
статистической отчётности (количества
обязательных для заполнения статистических
форм и периодичности предоставления
в органы статистики) и упрощение порядка
её предоставления; расширение финансовой
и имущественной поддержки малого и среднего
бизнеса;
д) упрощение доступа к заемным
средствам, в том числе за счёт создания
кредитных союзов и гарантийных фондов.
10) На сегодняшний момент,
становится актуальным создание
такой модели предпринимательства,
которая будет активно способствовать
выходу страны из экономического
кризиса. А в будущем превращению
данной модели в равноправного
и эффективного субъекта мировой
хозяйственной системы. Данным требованиям
в большей степени отвечает
предпринимательство, ориентированное
на инновационное производство,
интеллектуальный капитал, информационно-коммуникационную
систему.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1.2011 год – год предприимчивости
[Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.gorod.gomel.by/Akcii/GodPredpriimchivosti.aspx. – Дата доступа: 11.11.2012.