Социальная ответственность бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является подробное рассмотрение понятия социальной ответственности бизнеса и выявление степени её развитости в России.
Исходя из данной работы, можно выделить основные задачи:
 Изучение исторического аспекта: идей возникновения социальной ответственности бизнеса
 Рассмотрение различных определений социальной ответственности и выделение из них одного наиболее общего понятия
 Выявление положительных и отрицательных аспектов социальной ответственности
 Рассмотрение внешней и внутренней социальной ответственности в России

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Исторический обзор идей социальной ответственности ….…...5
1.1. Идеи социальной ответственности на Западе……………………5
1.2 . Идеи социальной ответственности в России……..………………..7
Глава 2. Сущность социальной ответственности бизнеса .………………9
2.1. Понятие социальной ответственности бизнеса в современном мире…………………………………………………………………9
2.2 . Положительные и отрицательные аспекты социальной ответственности бизнеса…………………………………………….14
Глава 3. Социальная ответственность бизнеса в России……….……….16
Заключение……………………………………………………………………..21
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 45.66 Кб (Скачать файл)

В современном мире существует множество определений социальной ответственности:

  • концепция, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды               (Европейская комиссия);
  • добровольный вклад в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, напрямую связанный с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определённого законодательного минимума (Ассоциация российских менеджеров);
  • добровольный отклик организации на социальные проблемы своих работников, жителей города, края, страны, мира5;
  • широкое понятие, включающее комплексную ответственность делового партнёра, работодателя, гражданина и участника социальных отношений (Фонд «Институт экономики города»);
  • ответственность компаний перед всеми людьми и организациями, с которыми они сталкиваются в процессе деятельности, и перед обществом в целом6;
  • достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам и окружающей среде ;
  • экономическая деятельность, ориентированная на получение не только прибыли, но и социального эффекта от этой деятельности 7.

Рассмотрев данные определения можно сделать вывод о том, что социальная ответственность бизнеса во-первых является добровольной деятельностью

корпорации, а во-вторых такая деятельность значительно превышает установленные законом рамки.

 Данилова О.В. выделяет составляющие социальной ответственности:8

  • Ответственность компании во взаимоотношениях с партнерами. Социально ответственная компания работает согласно правовым и этическим нормам ведения бизнеса, строя свои отношения с партнерами на принципах соблюдения профессиональных стандартов деятельности и финансовой ответственности. В некоторых отраслях отношения с партнерами и конкурентами имеют очень важную роль. Фирма может сократить затраты, а соответственно улучшить качество своей продукции, за счет установления долгосрочных благоприятных отношений с партнерами.
  • Ответственность перед работниками. Важнейшим элементом социально ответственного поведения компании является то, как она относится к своим сотрудникам, так как большинство людей проводят значительную часть времени на работе. Социально ответственная компания должна действовать в соответствии с трудовыми нормами. Бизнес должен нести ответственность за создание безопасных условий труда на производстве. Сейчас большинство успешных корпораций стремится обеспечивать справедливый уровень заработной платы, социальный пакет, здоровые и безопасные условия труда, а также атмосферу взаимоуважения.
  • Ответственность в отношении потребителей. Компания должна быть ответственной перед своими потребителями. Часто, залогом успеха компании является  вынесении интересов потребителя на первый план. Большинство крупных компаний обеспечивают высокое качество работы с потребителями, за счет этого строят с ними длительные отношения. При такой работе предприятия, возникает вопрос: а действительно ли переориентация на нужды потребителя окупается? Опыт показывает, что предприятия ставящие на первый план интересы потребителей, работают с большей прибылью.
  • Экологическая ответственность. Забота об экологии в последнее время становится одной из главных направлений социальной ответственности. Сейчас разрабатывается множество концепций защиты окружающей среды. Предприятия оценивают срок жизни продукции и вопросы её утилизации, маркируют товары, в соответствии со степенью их экологичности, а также заботятся о влиянии производства на атмосферу.
  • Ответственность перед обществом в целом. Любое предприятие работает среди сообществ людей, соответственно оно должно заботиться об интересах этих сообществ. Самый большой вклад, который компания может внести в развитие этих сообществ – это обеспечение населения рабочими местами, социальными льготами и справедливой заработной платой. Зачастую, успех предприятия напрямую связан с процветанием сообществ среди которых оно функционирует. Если раньше предприниматели считали, что ответственность за здравоохранение, образование, безработицу, преступность и т.д. должно нести только государство, то теперь руководства крупных предприятий стараются брать часть этих обязательств на себя.

   Лютиков А.М. подчеркивает, что социальную ответственность  можно разделить на 2 большие группы: внутреннюю и внешнюю.9 К внутренней социальной ответственности относят практику в отношении персонала компании. К ней можно отнести следующие виды деятельности компании:

  • Безопасность труда; Стабильная выплата заработной платы;
  • Поддержание социально значимой заработной платы, которая позволяет содержать семью, давать детям образование и, кроме этого, обеспечивает стабильный потребительский спрос;
  • Дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников;
  • Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации;
  • Помощь в критических ситуациях.

Большинство экспертов подчеркивает, что важно именно это направление социальной ответственности. Стоит отметить, что в научной среде именно это направление вызывает наименьшее количество споров. Сам же Лютиков пишет о том, что подобная деятельность компании повышает материальное, социальное и духовное положение её работников.

 Так же он выделяет  внешнюю социальную ответственность:

  • спонсорство и корпоративная благотворительность;
  • экология;
  • взаимодействие с местным обществом;
  • готовность компании участвовать в кризисных ситуациях.

Внешнюю социальную ответственность он считает не менее важной, говоря о том, что в современных российских и зарубежных компаниях  социальная ответственность предприятий перед своим работниками и общественностью с каждым годом приобретают более важное значение.

 

 

    1. Положительные и отрицательные аспекты социальной ответственности

 

   С появлением понятия  социальной ответственности возникает  множество мнений относительно  его. Одни считают, что бизнес  должен быть социально ответственным, другие – что это только  неоправданные затраты.   Поэтому  задачей данного параграфа будет  рассмотрение всех положительных  и отрицательных аспектов социальной  ответственности бизнеса.

Положительные аспекты:

  • Получение прибыли в долгосрочной перспективе. Даже если издержки, связанные с социальной ответственностью высоки, они не принесут убытков компании. Т.к. впоследствии потребители, инвесторы и деловые партнеры  в долгосрочной перспективе скорее придут в социально ответственную компанию, а не в ту компанию, которая не заботится о социальных проблемах.
  • Государственная поддержка. К социально ответственным компаниям предъявляется меньше претензий со стороны органов власти, возможно снижение налогообложения данной компании.
  • Прочная основа для предотвращения возможных будущих проблем. Например, социально ответственная компания будет более подготовлена к ужесточению законодательством экологических норм, чем другие компании.
  • Создание благоприятной среды для ведения бизнеса. Компании будет легче развиваться, если общество позитивно настроено по отношению к ней.

 

Отрицательные аспекты:

  • Нарушение принципа максимизации прибыли. Часть прибыли, направленная на социальные нужды общества, уменьшает её общий объём, что говорит о нарушении принципа максимизации прибыли.
  • Издержки, связанные с социальной ответственностью. Расходы на социальные нужды общества становятся для предприятия издержками и соответственно переносятся на потребителя в виде повышения цен.
  • Затруднения в выборе приоритетов. Например, при установке дополнительных очистных сооружений, увеличатся издержки предприятия, что скажется на ценах и навредит потребителям.

 

 

Глава 3. Социальная ответственность бизнеса в России

 

 

   Задачей этой главы  станет рассмотрение взглядов  предпринимателей и простых граждан  на социальную ответственность  бизнеса в России в настоящее  время, а также выявление внешних  и внутренних составляющих социальной  ответственности.

   Долгое время в  России о социальной ответственности  бизнеса рассуждали только теоретики  и некоторые крупные бизнесмены, практическая деятельность которых  значительно отличалась от, выдвигаемых  ими, взглядов на социальные проблемы, проблемы морали и этики бизнеса.

   Социально-экономические  преобразования проходят в нашей  стране на протяжении двух  десятилетий. За эти годы условия  деятельности организаций очень  изменились.  Преобладающей становится  частная форма собственности. В  этих условиях развитие российского  бизнеса, от части, зависит от  того, насколько адекватно он  воспринимает практику социальной  ответственности. В настоящее время  государство сформулировало достаточно  жесткие требования социальной  ответственности. Российская власть  интерпретирует социальную ответственность, как «плату» за приватизацию, в результате которой  собственность  государства была передана частным  владельцам практически за бесценок. Многие российские предприятия  начинают внедрять в свою деятельность  принципы социальной ответственности. Но большинство предпринимателей  убеждены в том, что они никому  ничего не должны,10 поэтому усиление социальной ответственности в большей степени обусловлено давлением государства. Однако, некоторые компании все же осознают эффективность социально ответственного ведения бизнеса. Предприниматель, функционируя в обществе, находится в зависимости от него, поэтому он должен заботиться не только о развитии своего бизнеса, но и в некоторой степени удовлетворять запросы населения.

   В  России социальная  ответственность в полном объеме  оценена малым количеством компаний. Но даже эти компании не  уделяют достаточного внимания  вопросам экологии и проблемам  окружающих их сообществ. Естественно, решение всех этих проблем  потребует дополнительных затрат, но все же такая деятельность  необходима компаниям для улучшения  отношений с властью, партнерами, привлечения новых инвесторов  и талантливых сотрудников.

Таким образом, социальная ответственность становится одной из главных составных частей ведения бизнеса. Вокруг данной деятельности образуется множество различных мнений. В 2007г. Всероссийский центр изучения общественного мнения проводил социологические исследования в 40 субъектах РФ по поводу оценок, взглядов, ожиданий в области социальной ответственности.11 По данным этих исследований только 2% предпринимателей считают, что в России высокий уровень социальной ответственности бизнеса, тогда как 31% считают его низким. Оценки уровня социальной ответственности предпринимателей и граждан существенно различаются. Простых граждан, считающих этот уровень низким, оказалось в 2,5 раза больше, чем предпринимателей.

   Большинство предпринимателей, по данным исследований, сутью  социальной ответственности считают  выполнение основных функций  бизнеса (выплата заработной платы  во время, уплата налогов, предоставление  рабочих мест), но не принятие  на себя решения социальных  проблем. Предприятия считают наиболее важными такие направления социальной ответственности, как предоставление новых рабочих мест, дополнительных социальных  гарантий своим сотрудникам, а также обеспечение возможности повышения квалификации. Население же ждет от бизнеса в первую очередь помощи социально незащищенным группам (пенсионерам, инвалидам), а уже потом предоставления рабочих мест. Большинство опросов показывает, что в России к социальной ответственности сейчас относятся крайне скептически.

   А. Чирикова выделяет  три основные модели взаимодействия  власти и общества в вопросах  социальной политики:12

  • Административное принуждение. Власть требует от бизнеса определенных вложений в социальные программы, в случае отказа власть может применить санкции по отношению бизнеса к ресурсам, которые контролируются властью.
  • Торг вокруг условий поддержки бизнесом социальных программ и проектов власти. Предмет торга – направления и масштабы расходов бизнеса и способы их компенсации властью.
  • Невмешательство. Бизнес осуществляет социальную политику независимо от власти, власть в свою очередь не вмешивается в этот процесс.

   Предприниматели  считают, что социальная ответственность  должна основываться на добровольных  началах, не должно присутствовать  никакого давления со стороны  государства. В противном случае  такую деятельность, по мнению  большинства опрошенных, нельзя  называть социальной ответственностью.

 

Сейчас социальная ответственность бизнеса в России все больше концентрируется на образовании. Предприятия увеличивают инвестиции в профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации своих сотрудников. Инвестиции в образование являются одним из важнейших видов инвестиций в рамках социальной ответственности бизнеса, так как появление новых технологий, оборудования и материалов требуют постоянного повышения уровня знаний.

   Валитов Ш.М. отмечает, что для внутренней социальной  политики на российских предприятиях  характерны некоторые особнности:13

  • Корпорации пока не могут установить какие-либо единые правила социально ответственного поведения, поэтому каждая отдельная фирма проводит такую  социальную политику, на которую у нее хватает средств;
  • При определении направленности внутренней социальной ответственности значение имеют личные взгляды менеджмента, а не пожелания персонала. Профсоюзные организации сейчас довольно ослаблены, поэтому они тоже не оказывают значительного влияния на этот процесс;
  • Частная собственность не позволяет местной власти воздействовать на администрации корпораций по вопросам социальной ответственности. В таких условиях некоторые компании даже пытаются урезать программы социальной ответственности.

Несмотря на сложности ведения компаниями социально ответственной политики, руководства этих компаний должны осознавать, что такая политика улучшает их положение на рынке.

   В современных  условиях для российского бизнеса  внешняя социальная ответственность  имеет не меньшее значение, чем  внутренняя. Она должна стать основой благоприятных отношений с окружающим сообществом. Также внешняя социальная ответственность оказывает положительное влияние на взаимоотношения с властями – региональными и местными. Важно, чтобы компании понимали, что такие социальные программы должны проводиться постоянно и системно, а не от случая к случаю. Наиболее заметным направлением во внешней социальной ответственности является участие корпораций в масштабных социальных проектах, которые связаны со строительством объектов социальной инфраструктуры (медицинские учреждения, школы, храмы).

Информация о работе Социальная ответственность бизнеса в России