Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 14:59, реферат
Изучение социальных ресурсов предпринимательства основывается на оценке степени распространенности набора человеческих качеств, связанных с индивидуальной ответственностью, самостоятельностью, активной жизненной позицией, склонностью к состязательности и риску. Предполагается, что их наличие, степень распространенности и востребованности в обществе являются определяющим или, по крайней мере, одним из важнейших условий для развития предпринимательства. Характер восприятия в обществе предпринимательства и предпринимателей определяет ценностно-культурную поддержку, степень комфортности социальной среды для развития бизнеса. Поэтому тема является актуальной в настоящее время.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Влияние предпринимательской деятельности на социально-экономическую жизнь…………………………………………………………….5
Глава 2 Социальный портрет современного российского предпринимателя...7
2.1. Совокупность качеств предпринимателя…………………………………...7
2.2 Сравнение российского предпринимателя с зарубежными………………..8
Заключение………………………………………………………………….……12
Список литературы……………………………
консультанты, которые специализируются на предпринимательстве). Новые быстро
растущие компании, как правило, испытывают нехватку средств и не могут нанять на
полный рабочий день высококвалифицированных специалистов и оплачивать их труд
по высоким ставкам, поэтому они пользуются услугами сторонних организаций.
Сравнительные исследования
экономической и социально-
ведущих промышленно развитых странах показали, что такие нормы и характеристики,
как открытость экономики, участие страны в международном разделении труда,
степень государственного вмешательства в регулирование рынков, уровень развития4
управленческой культуры больше влияют на успешность действий крупных компаний и
гораздо меньше – на уровень предпринимательской инициативы [10, с. 50].
Таким образом, выделенные факторы влияют на темпы распространения
предпринимательства, определяют его характерные черты, которые необходимо
учитывать при разработке мероприятий по развитию предпринимательства в стране.
Второй этап – процесс предпринимательства, преобразующий
включенный в него социум. В процессе предпринимательской деятельности
происходит реализация и
развитие предпринимательских
Предприниматели образуют совокупность разнородных групп, к ним относятся
директора приватизированных промышленных гигантов, распорядители мелких фирм,
председатели правлений крупных банков, главные врачи медицинских учреждений,
ученые и другие. Принципиальные различия между группами предпринимателей
связаны с масштабами и сферой хозяйствования, его техническим и организационным
уровнем, происхождением капитала и характером воспроизводственных связей.
Крупный бизнес, как правило, более стабилен, теснее связан с государственными
структурами, несет бремя скорее политического, нежели экономического риска,
выходит за национальные границы. Все это резко отличает его от основной массы
мелких и средних
Социальные аспекты процесса
предпринимательской
проявляются в создании наиболее эффективных рабочих мест; в предоставлении
возможности сотрудникам реализовать свои способности, обеспечить достойную
жизнь для своих семей; в создании конкурентной среды, следовательно, содействии
снижения цен, повышения качества товаров и услуг, насыщении рынка товарами,
снижении дефицита. Следовательно, предпринимательская деятельность
способствует не только реализации творческого потенциала, но и амбиций,
достижению поставленных жизненных целей, как следствие – повышение уровня
удовлетворенности отдельного человека. Массовость предпринимательства,
соответственно, позволит улучшить социальный климат на уровне всего социума.
Предпринимательская деятельность в различных сферах жизни может стать
самым коротким путем к благополучию и процветанию человека. Повышение
материального и культурного уровня жизни приводит к росту денежных доходов и
накоплений, которые можно вложить в проект и получить дополнительный доход. Этот
фактор способствует расширению
предпринимательской
капитала и увеличению возможностей предпринимательства в решении
крупномасштабных задач, то есть может перерасти в возможность решения некоторых
социальных задач
Как любой процесс, предпринимательство имеет отрицательные социальные
последствия. Стремление к максимизации прибыли, как одна из целей, может
отразиться в ценах на товары и услуги, а также их качестве, что приведет к снижению
уровня и качества жизни населения. Поэтому каждый социально ответственный
предприниматель ищет компромисс между получением прибыли и социальными
последствиями от своих действий. Практически это означает, что такой
предприниматель будет заниматься не всякой деятельностью, приносящей пусть даже
высокую прибыль (яркие примеры – торговля наркотиками и оружием – социально
неприемлемые виды деятельности, но высокоприбыльные).
Безработица, как следствие банкротства предприятий, может служить
источником квалифицированных кадров для предпринимательской сферы, что смягчит
социальное напряжение в обществе.
Третий этап, включает процесс преобразования социума посредством
предпринимательской деятельности. Одним из направлений реализации на
практике данного процесса является социальная ответственность бизнеса, которая
предусматривает право человека принимать решения и совершать действия согласно
своим мнениям и предпочтениями, но он должен отвечать за их последствия и не
может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на
других. Такое понимание ответственности выражается, например, в решении5
экологических проблем, заботе о соблюдении законов, даже если имеется
возможность их обойти. Таким образом, социальная ответственность – это контракт
между предпринимателем и обществом, в котором он функционирует.
В рамках модульного подхода автор рассматривает реализацию социальной
ответственности бизнеса в трех направлениях в соответствии с выделенными
модулями. В рамках институционального модуля социальная ответственность бизнеса
реализуется посредством соблюдения законодательства разного уровня;
экономического модуля – прозрачности налогообложения, установления
соответствующей нормы прибыли; психологического модуля – реализации
способностей человека. Соответственно, с целью развития социальности
предпринимательства государству необходимо организовать деятельность по трем
указанным направлениям, создавая условия для активизации действия
предпринимателей в решении социальных проблем общества.
Положительный эффект от социально ответственного поведения
предпринимателя проявляется в создании благоприятных долгосрочных перспектив
для бизнеса; позитивной реакции работников на социальную активность своего
предприятия, увеличении производительности труда; повышении привлекательности
предприятий для ищущих работу; в способствовании формированию дружеских
отношений с властью и лоббировании своих интересов; дополнительной
привлекательности инвесторов. Следует отметить, что перечисленное является
добровольно принятыми на себя обязанностями компаний. В соответствии с законом
предприниматель обязан работать, платить налоги и заработную плату, а государство
заниматься решением социальных проблем. Приведем аргументы против участия
предприятия в решении социальных проблем: нарушение принципа максимизации
прибыли; расходы на социальную вовлеченность являются для предприятия
издержками, которые переносятся на потребителей в виде повышения цен;
недостаточный уровень отчетности широкой публике в реализации социальных
мероприятий; недостаток умения разрешать социальные проблемы.
Различные уровни социальной ответственности представляют собой
комбинации требований и ожиданий от бизнеса со стороны общества и государства и
выгодности/невыгодности социальной активности для бизнеса. Чем выше уровень
социальной ответственности у компаний, тем больше добровольно принятых на себя
обязательств.
Одним из вариантов компромиссного сочетания прибыльности и социальности в
предпринимательской деятельности является развитие социального
предпринимательства, которое представляет собой предпринимательскую
деятельность, нацеленную
на смягчение или решение
Социальное
следующими чертами: готовность рисковать, умение использовать ситуацию на рынке,
способность уйти от узкого понимания предпринимательства как коммерции и
мобилизовать разрозненные ресурсы для достижения главной цели. Отличие между
ними заключается во введении новых механизмов решения имеющихся социальных
проблем, повышение уровня и качества жизни людей, которых затрагивает
деятельность предпринимателя. В то же время социальное предпринимательство
должно быть доходным, иначе
речь идет о благотворительной
Итак, предпринимательство направляет общественное развитие в сторону
социального прогресса и способствует согласованию интересов человека и общества,
их «соизмеримости». Оно непосредственно участвует в процессе воспроизводства
социальной жизни.
Путь к социально
через единичные случаи благотворительности. Необходимо создать в обществе такую
культуру и мораль, которые способствовали бы мотивации деловых людей к заботе об
имидже своей нравственно оправданной в глазах большинства населения
деятельности. К сожалению, на сегодняшний день в России отсутствуют
экономические и правовые стимулы для деятельности по повышению квалификации6
сотрудников предприятий, развитию системы негосударственной, в том числе
внутрифирменной социальной защиты, участию компаний в спонсорской деятельности
и социально значимых проектах. Формирование таких стимулов — задача
законодательной власти, профессионального образования и местного сообщества,
постепенно вырабатывающего механизмы этической регуляции деятельности
индивидов и профессиональных групп в условиях рыночной экономики, культурного и
политического плюрализма.
В сложной российской действительности необходимо учитывать особенности
российского менталитета и развития предпринимательства, отсутствие налоговых
стимулов или льгот для социально ответственных компаний. Осознание сущности
социальной функции
государства и предпринимательства, создаст благоприятные условия для
гармонизации их интересов, перераспределения бремени по решению социальных
проблем общества.
В России довольно значительная часть населения видит положительное влияние деятельности предпринимателей на социально-экономическую жизнь. Согласно проведенным опросам восемь из десяти опрошенных согласны, что «для общества польза и выигрыш от того, что предприниматели создают новые продукты и услуги», и 70% согласны, что предприниматели создают «новые рабочие места». Однако в России оценки положительного влияния предпринимателей («создают новые рабочие места», «создают новые товары и услуги на пользу всем») оказываются ниже, чем в большинстве стран как Западной, так и Центральной Восточной Европы (ЦВЕ), и значительно ниже, чем в США. Одновременно россияне гораздо чаще отмечают негативную роль предпринимателей: чаще высказывают убеждение, что «предприниматели думают только о своих кошельках» и «предприниматели эксплуатируют других».
Говоря о мотивах гражданского
участия, анализ научных источников
показал, что современные
Ответственность бизнеса перед обществом выражается не только в помощи сторонним просителям - людям и организациям, но и, в первую очередь, в отношении к работникам собственных предприятий. Речь идет о программах социальных гарантий и мерах социальной поддержки сотрудников, которые осуществляются сверх минимума, гарантируемого КЗОТ: «Социально они все защищены - они работают по контракту. Никто не заставляет работать больше, если он сам хочет больше получить - ради бога». Для бизнесменов, представляющих малый и средний бизнес, в отличие от традиционных отделов социального развития и соцкультбыта на крупных предприятиях, вопрос социальной поддержки работников не является однозначным. В целом ряде случаев эта проблема, даже если и возникает, решается неформальными способами.
В самом деле, путь к социально
ответственному российскому