Социальные аспекты предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 14:59, реферат

Краткое описание

Изучение социальных ресурсов предпринимательства основывается на оценке степени распространенности набора человеческих качеств, связанных с индивидуальной ответственностью, самостоятельностью, активной жизненной позицией, склонностью к состязательности и риску. Предполагается, что их наличие, степень распространенности и востребованности в обществе являются определяющим или, по крайней мере, одним из важнейших условий для развития предпринимательства. Характер восприятия в обществе предпринимательства и предпринимателей определяет ценностно-культурную поддержку, степень комфортности социальной среды для развития бизнеса. Поэтому тема является актуальной в настоящее время.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Влияние предпринимательской деятельности на социально-экономическую жизнь…………………………………………………………….5
Глава 2 Социальный портрет современного российского предпринимателя...7
2.1. Совокупность качеств предпринимателя…………………………………...7
2.2 Сравнение российского предпринимателя с зарубежными………………..8
Заключение………………………………………………………………….……12
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Социальные аспекты предпринимательства.docx

— 44.34 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Глава 2 Социальный портрет современного российского предпринимателя

2.1. Совокупность качеств предпринимателя

Составление социального портрета современного российского предпринимателя, представляется возможным осуществить  с помощью анализа многочисленных публикаций, посвященных этой теме и материалов социологического исследования. Некоторые авторы склонны причислять предпринимателей к представителям "особой социальной группы, имеющей  свои ценности", что представляется не вполне правомерным.

Приведенные различными авторами характеристики российского предпринимателя многообразны и некоторые из них несут одинаковую смысловую нагрузку. Поэтому для  удобства анализа необходимо их каким-то образом сгруппировать. К характеристикам лидерства относят такие черты как: стремление к самостоятельности, автономности, независимости, к достижениям в трудовой деятельности, к карьере и власти, а также решительность и уверенность в себе. Особые интеллектуальные способности предпринимателя характеризуются таким образом: гибкость мышления и аналитический склад ума, умение думать, генерировать идеи, в том числе коммерческие, это творчески мыслящий человек, обладающий смекалкой и широтой мировоззрения, умеющий находить нестандартные решения. Как предрасположенность к предпринимательской деятельности отмечаются также и особые психологические характеристики личности: восприимчивость к переменам, склонность к новаторству, инновациям, риску и одновременно устойчивость к стрессам. Экономические характеристики: стремление к умножению богатства, к инновациям и их осуществлению, действия по соединению материальных и денежных средств, а также труда с целью возрастания их совокупной стоимости. И последнюю группу особых качеств предпринимателя составляют так называемые коммуникативные способности, к ним относят: умение понимать людей и выстраивать с ними взаимоотношения, то есть и быть коммуникативным, умение подбирать себе компаньонов и исполнителей и также выстраивать отношения в интересах дела.

2.2 Сравнение российского предпринимателя  с зарубежными

Потенциал развития предпринимательского слоя на индивидуальном уровне определяется распространенностью «предпринимательских»  качеств (то есть личных качеств, которые  формируют «предпринимательский»  дух, без которых вряд ли возможно обращение к идеи создания своего дела, бизнеса). В списке таких качеств на первом месте стоит склонность к риску, конкуренции, состязательности, степень изобретательности. Важной характеристикой также признается независимость, готовность к активным действиям, отстаиванию своих позиций, уверенность в собственных силах и оптимизм. Международные сравнения показывают, что российские жители реже склонны к рискованному поведению, состязательности. Среди россиян готовность к риску ниже, чем среди жителей Западной Европы и среди американцев. Склонность к состязательности («мне нравятся ситуации, в которых я мог(ла) бы соревноваться, состязаться с другими») у россиян близка к среднеевропейскому уровню, но оказываются значительно ниже американского.

Менее склонны россияне и  отстаивать свою точку зрения, идеи, в том случае, если они не поддерживаются другими. В России относительно низка  готовности идти против мнения других, отстаивая свою идею («меня не останавливает, что мое мнение может быть кем-то не поддержано»). Если россияне и склонны  что-либо менять, то скорее не в явной, открытой форме, а, по возможности, уклоняясь  от противостояния мнению других и  открытой конкуренции. Таким образом, в сравнении с представителями  большинства европейских стран  и американцами, россияне склонны  избегать риска, не стремятся находиться (и чувствуют себя некомфортно) в  соревновательной среде, напротив, больше склонны к конформизму.

Частное предпринимательство  рассматривается большинством российских граждан как весьма сложный вид  экономической деятельности, что  наряду с уважением к нему (выраженному  в высокой степени социального  одобрения), формирует также чувство  принципиальной недостижимости, недоступности  этого социального статуса. Это  осознается как проблема наличия  специфических качеств, независимых  от индивидуальных усилий человека, формулируется  как утверждение «предпринимательству научиться нельзя, предпринимателем надо родиться». В России такое мнение высказывают чаще, чем в западноевропейских странах и в США.

В России, как и в других странах, прочно укоренен положительный  образ предпринимателя, создающего свое небольшое дело. Такое отношение  к мелкому частному бизнесу фиксируется  в России с самых первых, еще  всесоюзных, массовых опросов населения. В настоящее время три четверти населения считают, что организация собственного дела представляется хорошей карьерой и социальной реализацией для человека в нашей стране, что немногим ниже, чем в других странах. Однако осознаваемые населением трудности реализации такой жизненной траектории выражаются в снижении уровня поддержки по мере конкретизации выбора. Уже только 64% опрошенных одобрили бы, если бы их дети решили заниматься предпринимательством или индивидуальной трудовой деятельностью. А если говорить о личном выборе, то стали бы самозанятыми или предпринимателями  46% опрошенных (против 46% тех, что выбрал бы работу по найму). Такой выбор в среднем соответствует распределению мнений в большинстве европейских стран.

Важной, можно сказать  конституирующей, особенностью предпринимательства  является повышенный риск, что, наряду с уровнем ответственности и  свободой, является основным мотивом  выбора между частным бизнесом и  наемный трудом как способом материального  обеспечения жизнедеятельности. Степень  готовности к рискованному поведению  зависит от субъективной «цены» риска  – чем выше цена, тем ниже склонность к риску. В свою очередь, цена риска  предпринимательства определяется не только измеримыми прямыми материальными  лишениями, упущенной выгодой и  т.п. экономическими параметрами, но и  социальными потерями, возможностями  реабилитации и степенью социальной поддержки в случае неудачи, условиями  общественной поддержки и коллективной солидарности. На бытовом уровне весь этот комплекс социальных смыслов объединяется понятием «права на ошибку», а также  отношением к неудачам и неудачникам. Применительно к предпринимательству  это выражается в гипотезе, согласно которой чем терпимее общество к  потерям в бизнесе, чем более  общество готово с пониманием и поддержкой относиться к тем, кто однажды  потерпел неудачу, тем более благоприятной  является общественная среда с точки  зрения развития бизнеса. Такое «терпимое» отношение снижает субъективную цену риска и, тем самым, облегчается  бремя «входа» на предпринимательскую стезю. Международные исследования подтверждают эту гипотезу, по крайней мере, в части наличия обратной зависимости между склонностью к рискованному поведению и готовностью дать неудачникам второй шанс.

Более низкая склонность российского  населения к рискованному предпринимательскому поведению дополняется также  относительно более настороженным, отстраненным отношением к тем, кто  когда-либо потерпел неудачу в бизнесе. В России по сравнению с США, странами Западной Европы и почти всеми  странами ЦВЕ, более высокий уровень  индексов избегания риска (доля согласных  с утверждением «не стоит начинать бизнес, если существует риск неудачи»). Одновременно в России  ниже значения индекса возможности предоставления «второго шанса» потерпевшими неудачу в бизнесе («следует дать второй шанс тем, кто однажды потерпел неудачу»). Кроме того, в России относительно низкие индексы готовности вкладывать средства или потреблять продукты, создаваемые теми предпринимателями, кто хоть однажды потерпел провал в бизнесе.

Быть неудачником в  России особенно фатально, наши соотечественники менее всего готовы предоставить кому-либо право на ошибку. Такое  отношение повышает субъективную цену риска, что и отражается в оценках  других сторон предпринимательской  деятельности. Пожалуй, это наиболее значимое отличие России от других стран. Мнения россиян на этот счет особенно сильно отличаются от позиции жителей других стран.

 

 

Заключение

 

Проведенный анализ показал, что предпринимательство  фактически делает более выраженными  процессы индивидуализации и интеграции, а значит, и более "рельефной" саму личность, чем обеспечивает возможность  ее активного влияния на общественное развитие. Оно способствует ускорению  процесса социализации, приведения ее в соответствие с темпами общественных перемен и тем самым само стабилизирует  процессы общественных преобразований, обеспечивает возможности наилучшей  реализации социального потенциала самого человека. Предпринимательство  направляет общественное развитие в  сторону социального прогресса  и соответствующим образом способствует корректировке такой же направленности процесса социализации. И наконец, предпринимательство  непосредственно участвует в  процессе воспроизводства социальной жизни.

 

Список литературы

1. Российский статистический ежегодник  2006: Статистический сборник./ Росстат. - М., 2010.

2. Андрианов В. Государственное  управление: мировой опыт и российские  реалии // Общество и экономика. - 2007. - № 11-12.

3. Радаев В. В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов / В. В. Радаев - Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2005.

4. Жуков В.И. Модернизация социальных отношений в России: замыслы, итоги, возможности // Социс. - 2008. - №9.

5. Ковалев В.Н. Корпоративная культура как фактор развития социальной сферы российского общества //Социальная политика и социология. - 2008. - № 1.

 


Информация о работе Социальные аспекты предпринимательства