Стратегия развития региональной информационно-консультационной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы является определение стратегии развития региональной информационно-консультационной службы Республики Саха (Якутия).

Основные задачи исследования:
Определение сущности и принципов планирования и их видов;
Определение понятия стратегического планирования;
Изучение состояния сельскохозяйственного производства Республики Саха (Якутия);
Оценка информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия);
Анализировать эффективность деятельности АУ «Консультационно-методологический центра АПК Республики Саха (Якутия)»;
Определение основных концептуальных направлений информационно-консультационных служб АПК;
Разработка стратегического плана информационно-консультационной службы АПК в Республике Саха (Якутия).

Содержание

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТЕЙ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………5

1.1. Сущность, принципы планирования и их виды………………………….5

1.2. Понятие стратегического планирования………………………………….7

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕН-НОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)..........................13

2.1. Современное состояние региональной информационно-консультационной службы Республики Саха (Якутия)………………….........13

2.2. Оценка сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)……………..17

2.3. Анализ эффективности деятельности АУ «Консультационно-методологический центр АПК РС (Я)»………………………………………...22

ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО - КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)……………………………………………………………………….24

3.1. Определение основных концептуальных направлений информационно-консультационной службы АПК……………………………24

3.2. Разработка стратегического плана информационно-консультационной службы АПК в Республике Саха (Якутия)……………….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...33

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………....35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Тихонова В А 97-2003.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

     Ниже  показаны краткая и подробная  схемы процесса стратегического  планирования.

    Рис. 1 "Процесс стратегического планирования" 

    Рис.2 " Процесс стратегического планирования (расширенная версия)"

     Определение миссии и целей  организации. Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования.

     Миссия – это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении. Обычно в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия.

     Цель – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.

     Исходя  из миссии и целей существования  организации строятся стратегии  развития и определяется политика организации.

     Стратегический анализ или как его еще называют «портфельный анализ» (в случае анализа диверсифицированной компании) является основным элементом стратегического планирования.

     Основным  методом портфельного анализа является построение двухмерных матриц. С помощью  таких матриц происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.

     Анализ  окружающей среды необходим при осуществлении стратегического анализа, т.к. его результатом является получение информации, на основе которой делаются оценки относительно текущего положения предприятия на рынке.

     Анализ  окружающей среды предполагает изучение трех ее составляющих:

  • внешней среды;
  • непосредственного окружения;
  • внутренней среды организации.

     Анализ  внешней среды включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктуры и т.п.

     Анализ  внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениями: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.; организация управления; производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.

     
      

     Выбор стратегии. Стратегический выбор предполагает формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

     Стратегия выбирается с учетом:

  • конкурентной позиции фирмы в данной стратегической зоне хозяйствования;
  • перспектив развития самой стратегической зоны хозяйствования;
  • в некоторых случаях с учетом технологии, которой располагает фирма.

     Реализация  стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии.

     Оценка  выбранной (реализуемой) стратегии заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей? Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:

  • соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;
  • соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;
  • приемлемость риска, заложенного в стратегии.

     Результаты  реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.  
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

2.1. Современное состояние региональной информационно-консультационной службы Республики Саха (Якутия)

    АУ  «Консультационно-методологический центр  АПК РС (Я)» на Всероссийской агропромышленной выставке «Золотая осень - 2010», состоявшейся в начале октября 2010 г. в г. Москва презентовали тему по развитию сельского  туризма в Якутии посредством  демонстрации красочного и содержательного слайда, распространения наглядной агитации, специальных раздаточных материалов. В итоге оргкомитет выставки единогласно присудил АУ «Консультационно-методологический центр АПК РС (Я)» золотую медаль.

    Также на основании данных государственной статистики «Всероссийского бизнес-центра», АУ «Консультационно-методологический центр АПК РС (Я)» за 2010 год заняло 58 место в рейтинге по классификатору вида экономической деятельности «Консультирование по вопросам финансового посредничества» среди 646 053 предприятий Российской Федерации. В связи с этим, предприятие-лидер получило статус «Лидер экономики России-2010», а директор предприятия, заслуженный работник народного хозяйства РС (Я) Саввин Д.В. награжден орденом «Звезда экономики России» III степени за личный вклад в развитие экономики Российской Федерации.

    В течение всего 2010 г. года специалистами  Центра были организованы и проведены  деловые семинары по актуальным темам  в г. Якутске, во многих уголках республики, изучены новые туристические маршруты в сельской местности (к примеру, Якутск-Мома, Якутск-Оймякон). Сотрудники АУ «Консультационно-методологический центр АПК РС (Я)» принимали активное и непосредственное участие на таких общереспубликанских мероприятиях, как III съезд предпринимателей, III съезд Совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия), на выездной коллегии Министерства сельского хозяйства РС(Я) в Таттинском улусе. Особую и важную роль в деятельности Консультационно-методологического центра имеют рабочие командировки с участием специалистов-консультантов. Так, наиболее результативными и значимыми поездками были в такие улусы, как Вилюйский, Верхневилюйский, Нюрбинский, Сунтарский, а также Оймяконский, Момский. В ходе деловых визитов были организованы и устроены семинар-совещания, посвященные, в частности, вопросам сельскохозяйственного кооперирования, организации, деятельности и ведения бухгалтерского учета, кредитования сельскохозяйственных кооперативов, а также распространению передового опыта в области сельского хозяйства, развитию агротуризма в сельских районах с участием представителей Управления сельского хозяйства, опытно-производственных хозяйств, сельхозтоваропроизводителей, местных жителей.

    Важнейшей частью в деятельности Консультационно-методологического центра является создание, изготовление методических брошюр в целях распространения среди населения, представителей сельского хозяйства.

    На  сегодняшний день вопросы по развитию сельских территорий становятся все  более злободневными. Потому в своей  работе АУ «Консультационно-методологический центр АПК РС (Я)» пристальное внимание уделяет развитию сельского туризма в Якутии: в ноябре 2010 года создался новый отдел – отдел по развитию сельского туризма. А для этого, как правило, требуются капитальные, четко скоординированные вложения. Причем, это касается не только финансовых ресурсов, но и рекламно-информационного обеспечения.

    К настоящему времени филиалы АУ «Консультационно-методологический центр АПК РС (Я)» функционируют  в 45% районах республики. При формировании районной сети республики применялись различные подходы в АУ «Консультационно-методологический центр АПК РС (Я)». В 2000 году АУ «Консультационно-методологический центр АПК РС (Я)» создавало районное звено ИКС, которое представлено работниками структурных подразделений районных органов управления АПК и администраций районов. Являясь составной частью госаппарата, они не всегда могут оперативно обслуживать товаропроизводителей. Вместе с тем, в 2002 году вступил в действие закон о местном самоуправлении, что осложнило существование пунктов при районных администрациях. Пришлось снова перезаключать договора, но уже с муниципальными образованиями районов и формировать пункты, как филиальная сеть. Однако проведенная реорганизация районной сети не послужила повышению качества и количества оказанных услуг. Поставленные задачи и развертывание районной сети обусловили различия в кадровом составе (табл.1).

    Таблица 1

    Уровень подготовки и переподготовки кадров ИКС АПК Республике Саха (Якутия), в ед.

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Кадровый  состав

в т.ч. районные ИКС

Подготовка и  переподготовка кадров ИКС

38

7

18

30

6

15

28

6

15

Специализация курсов

Агрономия

Зоотехния

Экономика, финансы

Бухучет, налоги

Право

Организация ИКС

Информ.технологии

 
1

1

1

6

1

1

7

 
1

1

2

4

1

2

2

 
1

1

2

4

1

2

2

    В настоящее время Мегино-Кангаласский филиал АУ «Консультационно-методологический центр АПК РС (Я)» имеет в  составе 4 сотрудника. Филиал расположен в 2 населенных пунктах в с. Майя и  с.Техтюр. Имеются 2 консультанта-организатора, 1 экономист-бухгалтер и 1 инженер-техник. Основная работа заключается в оказании услуг по развитию информационных технологий, бизнес-планированию, ведению бухучета предприятий и организаций, мероприятий с привлечением квалифицированных представителей научных и образовательных организаций, работников управления АПК.

    В Амгинском филиале основная работа ведется по консультированию налогообложению, ведению бухучета, бизнес-планированию и поддержке компьютерной сети районной администрации, внедрению информационных технологий. Состав филиала: 2 сотрудника (1 экономист-бухгалтер и 1 инженер-техник).

    В АУ «Консультационно-методологический центр АПК РС (Я)» почти не практикуется привлечение к консультациям  профессорско-преподавательского состава  ЯГСХА и научных работников ЯНИИСХ. В республике ввиду отсутствия финансовой поддержки не существует информационно-консультационных центров образованных научными или образовательными учреждениями. На самом деле такие службы находятся в выигрышном положении, поскольку могут полностью использовать материально-технический и кадровый потенциал, имеющийся в системе дополнительного профессионального образования.

    Преимущественными в АУ «Консультационно-методологический центр АПК РС (Я)» являются услуги, связанные с консультированием по экономике, правоведению, технологиям в растениеводстве, животноводстве, а также по маркетингу и рекламе (табл. 2).

    Таблица 2

      Общий объем оказанных информационно-консультационных  услуг по отраслям, в ед.

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Агрономия

Зоотехния

Технология переработки

с/х продукции

Механизация

Маркетинг и  реклама

Экономика АПК

Бухучет и налоги

Оздоровление  с/х предприятий

Законы и право

Строительство

Информ. технологии и компьютерные системы

ВСЕГО:

50

69 

11

1

64

70

42

5

57

1

102

472

38

44 

24

2

35

55

25

10

63

2

30

328

29

32 

15

3

84

19

35

6

15

-

28

266

Информация о работе Стратегия развития региональной информационно-консультационной службы