Стратегия развития региональной информационно-консультационной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы является определение стратегии развития региональной информационно-консультационной службы Республики Саха (Якутия).

Основные задачи исследования:
Определение сущности и принципов планирования и их видов;
Определение понятия стратегического планирования;
Изучение состояния сельскохозяйственного производства Республики Саха (Якутия);
Оценка информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия);
Анализировать эффективность деятельности АУ «Консультационно-методологический центра АПК Республики Саха (Якутия)»;
Определение основных концептуальных направлений информационно-консультационных служб АПК;
Разработка стратегического плана информационно-консультационной службы АПК в Республике Саха (Якутия).

Содержание

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТЕЙ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………5

1.1. Сущность, принципы планирования и их виды………………………….5

1.2. Понятие стратегического планирования………………………………….7

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕН-НОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)..........................13

2.1. Современное состояние региональной информационно-консультационной службы Республики Саха (Якутия)………………….........13

2.2. Оценка сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)……………..17

2.3. Анализ эффективности деятельности АУ «Консультационно-методологический центр АПК РС (Я)»………………………………………...22

ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО - КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)……………………………………………………………………….24

3.1. Определение основных концептуальных направлений информационно-консультационной службы АПК……………………………24

3.2. Разработка стратегического плана информационно-консультационной службы АПК в Республике Саха (Якутия)……………….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...33

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………....35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Тихонова В А 97-2003.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

     В частности, для аграрного сектора  она позволит максимально использовать природный и биологический потенциал  сельскохозяйственных животных и растений региона; специализацию организаций сельскохозяйственной сферы; обновление технической инфраструктуры; внедрение новых информационных технологий на всех уровнях хозяйствования и управления сельским хозяйством.

     В 2006 г. была создана «Концепция развития сельскохозяйственных потребительских  кооперативов» разработанная Всероссийским институтом аграрных проблем и информатики им, А.А. Никонова. Данная концепция затрагивает основные проблемы развития сельскохозяйственных кооперативов и предлагает план мероприятий направленный на их преодоление.

     Сегодня для реализации мёр по стимулированию кооперативного движения и регулирования деятельности кооперативов Минсельхоз России разрабатывает и реализует федеральные целевые и ведомственные программы, планы реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

     С начала действия национального проекта «Развитие АПК», начали выделяться такие регионы как Костромская и Тюменская область, Республики Башкортостан, Мордовия и Саха (Якутия), которые наиболее эффективно осуществляют развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации (таблица 8).

Таблица 8 - Лидирующие регионы по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации

Регионы Число кооперативов, ед. Из них работающие, ед. Уд. вес работающих, %
Костромская область 28 27 96,4
Республика  Башкортостан 72 61 84,7
Республика  Мордовия 205 165 80,5
Тюменская область 152 133 87,5
Республика  Саха (Якутия) 329 232 70,5

     Как можно видеть из приведенного выше мониторинга, наибольшее количество вновь  созданных и работающих кооперативов приходится на Республику Саха (Якутия). В 2002 г. в Республике Саха (Якутия) была принята «Президентская Программа социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 гг.».

     Основными приоритетами программы являются:

  • обеспечение продовольственной безопасности республики;
  • создание благоприятных экономических условий для развития производственной и социальной инфраструктуры села;
  • обеспечение социальной защищенности сельского населения;
  • неуклонное повышение качества жизни каждого селянина и его семьи;
  • кардинальное улучшение пенсионного обеспечения всех работников сельскохозяйственного производства;
  • стимулирование развития малого и среднего бизнеса.

     Основной  стратегической целью развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Саха (Якутия), имеющей общественное значение, является увеличение объемов производства и реализации продукции, повышение ее эффективности, уровня занятости и доходов сельского населения. Достижение цели производится путем обеспечения доступности малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта, переработке продукции и услугам за счет создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов разных видов.

     Кроме того, финансово-кредитная поддержка  сельскохозяйственной потребительской  кооперации включает меры по поддержке  малых форм хозяйствования, что содействует  расширению социальной базы кооперации.

     Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы "Развитие сельскохозяйственной кооперации" на 2007 - 2011 годы составит 401,1 млн. руб., в том числе: из федерального бюджета - 171,8 млн. руб., из бюджета Республики Саха (Якутия) - 229,3 млн. руб.

     Реализация  программы позволит малым формам хозяйствования увеличить производство сельскохозяйственной продукции на 7%, ее реализацию - на 6%.

Прямыми результатами программы будут:

  • рост числа созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов малых форм хозяйствования;
  • увеличение объемов оказываемых услуг действующими и вновь создаваемыми кооперативами;
  • прирост числа малых форм хозяйствования, принимающих участие в сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Реализация  программы позволит дополнительно  создать 492 сельскохозяйственных кооператива:

  • 250 наслежных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
  • 200 наслежных обслуживающих сельскохозяйственных кооперативов 1 уровня, в том числе 28 в северных наслегах;
  • 40 улусных сельскохозяйственных потребительских кооперативов 2 уровня, в том числе 7 в северных улусах;
  • 2 республиканских сельскохозяйственных кооператива 3 уровня.

     Кроме «Президентской программы социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 гг.», было принято Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2009 г. N 191-р «Об утверждении ведомственной программы «Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Саха (Якутия) на 2009 - 2012 годы». Целью данной программы является повышение уровня доходов малых форм хозяйствования на селе за счет обеспечения прироста объема реализации произведенной ими продукции, а также повышения доступности финансово-кредитного обеспечения малых форм хозяйствования на селе. Объем финансирования на реализацию программы на период 2009 - 2012 годов составляет в ценах соответствующих лет 1698,012 млн. рублей, что позволит создать более полутора тысяч кооперативов.

     Таким образом, от реализации вышеуказанных  программ ожидается:

  • увеличение объема производства и реализации сельскохозяйственной продукции членами сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
  • повышение уровня механизации членами сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
  • создание благоприятных экономических условий для развития социальной инфраструктуры села, путем создания рабочих мест и привлечения молодых специалистов в сельскохозяйственное производство;
  • обеспечение продовольственной безопасности республики.

     Итак, система сельскохозяйственной потребительской  кооперации находится в начале своего развития. Есть определенные достижения, но есть еще много нерешенных проблем. Однако ни у кого не вызывает сомнений, что эта система обладает серьезным потенциалом для дальнейшего развития. 
 

      
     
     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В данной работе мною были рассмотрены  теоретические вопросы, связанные со стратегическим планированием. В практической главе изучено экономическое состояние ИКС АПК и оценено стратегическое развитие регион анализ ИКС АПК в Республике Саха (Якутия).

     По  результатам работы можно сделать  следующие выводы и рекомендации:

     Выводы:

     1. Стратегическое планирование как логический, аналитический процесс определения будущего положения фирмы в зависимости от внешних условий деятельности.

    2. Преобладающими среди пользователей услуг АУ «Консультационно-методологический центр АПК РС (Я)» являются личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы.

    3. Сельское хозяйство Республики Саха (Якутия) развивается в сложных природно-климатических условиях, что влияет на производство продукции сельского хозяйства.

     4.  На региональном уровне  системы сельскохозяйственного консультирования представлены структуры, на которые возложены функции региональных центров сельскохозяйственного консультирования субъектов Российской Федерации. Они взаимодействуют с региональными органами управления АПК, зональными и региональными научными и образовательными организациями.

     5. Стратегической целью развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Саха (Якутия) является увеличение объемов производства и реализации продукции, повышение ее эффективности, уровня занятости и доходов сельского населения.

     Предложения:

    Для эффективной деятельности АУ «Консультационно-методологический центр АПК РС (Я)» необходимо:

     1. Целесообразно проводить ежегодное  повышение квалификации руководителей  за пределами республики.

     2. Эффективность деятельности ИКС зависит от высококвалифицированных кадров. В связи с этим при принятии на работу консультантов, во-первых, необходимо учесть их образование (должно быть экономическое либо юридическое с профилем АПК), во – вторых, устроить конкурс на вакантную должность, в третьих, необходимо постоянная организации встреч, семинаров, обучающих курсов, клубов обучения, фермерских кружков самообразования.

     3. Необходимо провести качественный  контроль руководителей филиалов  по их деятельности, отчетности

     4. Улучшить и усилить систему методического обеспечения для управляющих кадров.

     5. Постоянно обновлять информацию  по законам, нормативам, актам  и т.д., чтоб все руководители  и регионального, и районного  уровня были в курсе дел.

     6. Улучшить информационно-техническую  обеспеченность системы.

     7. Руководителям необходимо организовать  день открытых дверей для клиентов, а также для персонала с  целью обобщения мнений и запросов  по интересующим их проблемам. 

 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Веселовский М.Я. Информационно-консультационная служба АПК России: Вопросы теории и практики.- М.:ФГНУ «Роинформагротех»,2002.-228 с.
  2. Адиев Р.В. Стратегическое планирование на предприятии. Деньги и кредит №7, 2001г.
  3. Ансофф Игорь Стратегическое управление: пер. с английского Е.Л. Леонтьева, 1989г.
  4. Козлов В.В. Создание и организация деятельности региональной  информационно-консультационной службы АПК: (На примере Нижегородской области).- М.:Росинформагротех.- 384 с.
  5. Информационно-консультационная служба в сельском хозяйстве. Часть I. Теоретические основы ИКС. Уч. пособие/ В.А. Стороженко, Р.И. Словцов, Л.М. Голенева и др.; Под общей ред. проф. В.А. Стороженко. – М.: Уч. -изд. отдел центра «Земля России», 1999. – 103 с.
  6. Основы организации и функционирования информационно-консультационной службы в АПК./ Учеб. пособие / Под ред. В.М. Кошелева. – М.: 1999. – 272 с.
  7. Опыт и проблемы функционирования информационно-консультационной службы  АПК России.- М.: ФГНУ «Роинформагротех»,2001.-239 с.
  8. Павлова М.Б., Самсонова И.В., Яковлева Э.Я. Организация  и функционирование информационно-консультационной службы АПК: Теория и практика.- Якутск: Якут.ГСХА, 2005.-80 с.
  9. Чаянов А.В. Записка о современном состоянии сельского хозяйства СССР по сравнению его с довоенным положением и положением сельского хозяйства капиталистических стран. 6 октября 1927 г.// Известия ЦК КПСС. – 1989. - № 6. – С.215.

Информация о работе Стратегия развития региональной информационно-консультационной службы