Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:09, курсовая работа
Целью данной работы является анализ сущности рынка и его основных понятий.
В связи с поставленной целью выделяются следующие задачи:
- дать определение рынку,
- изучить его функций, инфраструктуру;
- подготовить графики понятий спрос и предложение
- проанализировать факторы необходимые при анализе структуры рынка.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Понятие рынка…………………………………………………………………….4
1.1. Экономическая сущность рынка……………………………………………….4
1.2. Функции рынка…………………………………………………………………..5
1.3. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичность спроса………………6
1.4. Факторы предложения. Закон предложения. Эластичность предложения..10
1.5. Рыночная цена и ее виды………………………………………………………13
2. Структура рынка………………………………………………………………….15
2.1. Рынок предметов потребления…………………………………………………15
2.2. Рынок труда………………………………………………………………………16
2.3. Рынок инвестиционных товаров……………………………………………….16
2.4. Информационный рынок……………………………………………………….17
2.5. Рынок земли……………………………………………………………………..18
2.6. Система финансов……………………………………………………………….19
2.7. Рынок ценных бумаг……………………………………………………………20
2.8. Денежный рынок………………………………………………………………..20
3. Инфраструктура рынка…………………………………………………………22
3.1. Основные элементы инфраструктуры рынка…………………………………..22
3.2. Анализ структуры рынка………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………………………28
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное общеобразовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Уральский государственный аграрный университет
(Филиал ФГОУ ВПО «Уральский ГАУ»)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Организация предпринимательской деятельности.
тема: Сущность и виды предпринимательских рынков.
Факторы, влияющие на их уровень.
Выполнил: Поснов Александр Михайлович,
форма обучения заочная,
факультет «Экономический»,
курс 6, группа ГСП, (Шифр) 2
Проверил: _______________
(Ф.И.О. преподавателя)
г. Красноуфимск, 2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие
рынка…………………………………………………………………
1.1. Экономическая сущность рынка……………………………………………….4
1.2. Функции рынка…………………………………………………………………
1.3. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичность спроса………………6
1.4. Факторы предложения. Закон предложения. Эластичность предложения..10
1.5. Рыночная цена и ее виды………………………………………………………13
2. Структура
рынка…………………………………………………………………
2.1. Рынок предметов потребления…………………………………………………
2.2. Рынок труда…………………………………………………………………
2.3. Рынок инвестиционных товаров……………………………………………….16
2.4. Информационный рынок……………………………………………………….17
2.5. Рынок земли…………………………………………………………………
2.6. Система финансов…………………………………………………………
2.7. Рынок ценных бумаг……………………………………………………………20
2.8. Денежный рынок……………………………………………………………….
3. Инфраструктура рынка…………………………………………………………22
3.1. Основные элементы инфраструктуры рынка…………………………………..22
3.2. Анализ структуры рынка………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность темы заключается в том, что рынок представляет собой не только общеэкономическую категорию, присущую в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.
Целью данной работы является анализ сущности рынка и его основных понятий.
В связи с поставленной целью выделяются следующие задачи:
- дать определение рынку,
- изучить его функций, инфраструктуру;
- подготовить графики понятий спрос и предложение
- проанализировать факторы необходимые при анализе структуры рынка.
1. Понятие рынка
Нам известно, что под воздействием объективных закономерностей развития общественного разделения труда в экономике постоянно происходит в тех или иных формах обособление отдельных видов хозяйственной деятельности. Одновременно этот процесс закрепляется отношениями, порождаемыми институтом собственности. Поиск наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов на путях становления разнообразных форм сотрудничества — специализации и кооперации, концентрации и комбинирования, диверсификации производства — всегда требовал установления между обособившимися производственными единицами, как равноправными партнерами, хозяйственных связей на основе обмена.
1.1. Экономическая сущность рынка
Рынок — место, где продают
и покупают товары (услуги). Это самое
простое понятие рынка. В настоящее
время существует множество определений
рынка. По мере развития общественного
производства понятие «рынок» становилось
все более емким и
Рынок - это место где
встречаются покупатели и продавцы
определенного товара или услуги.
В науке понятие рынок
В широком значении рынок—это
такая организация
- в какое время, в каком количестве и какие виды товаров (услуг) производить;
- каким образом производить эти товары производить и с помощью, каких ресурсов и технологий);
- для какого необходим тот или иной товар или услуга.
Существует ряд условий, которые необходимы для нормального функционирования рынка:
- свобода предпринимательской деятельности;
- конкуренция (совершенная и несовершенная);
- наличие различных форм собственности;
- свободное ценообразование;
- наличие необходимых структурных элементов рынка, таких
- как спрос, предложение, цена;
- развитие инфраструктуры рынка;
- стабильные финансовая и кредитно-денежная системы.
Таким образом, можно сделать
вывод: рынок представляет собой
систему экономических
1.2. Функции рынка
Утвердившиеся в обществе
рыночные отношения оказывают
Рис 1. Функции рынка
Посредническая функция
рынка предоставляет
Информационная функция проявляется в том, что через регулярно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок предоставляет участникам производства объективную и актуальную информацию о необходимом качестве, количестве и ассортименте тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
Ценообразующая функция оказывает содействие установлению подвижной связи между стоимостью и ценой, отчетливо реагирующей на изменения в производстве, в потребностях покупателей, в конъюнктуре.
Регулирующая функция связана с влиянием рынка на все сферы экономики и прежде всего производство. Конкуренция способствует снижению затрат на продукции, мотивирует повышение производительности труда, повышение качества продукции. Она создает наиболее оптимальную структуру экономики.
Санирующая функция. С
помощью конкуренции рынок
1.3. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичность спроса
Спрос — это количество товаров и услуг, которые покупатели готовы приобрести по данной цене в данное время. Необходимо четко разграничить два экономических понятия «спрос» и «потребности».
Спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только платежеспособная. Кроме того, спрос количественно не совпадает с потребностью, ибо цена и доход всегда ограничивают объем покупок.
Спрос — это объем возможной покупки товара в зависимости от установившейся цены на него. Объем спроса — это количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период (например, день или год). Объем спроса зависит от цены данного товара, цены других товаров (товаров-заменителей), доходов покупателей и их вкусов.
Зависимость между ценой (Р) и количеством товаров (Q), на которые будет предъявляться спрос при каждом уровне цен, может быть представлена в виде графика (рис.2).
Рис.2 График кривой спроса
Графическое выражение между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар, называется кривой спроса. Кривая спроса обычно является убывающей.
Под воздействием прочих (неценовых) факторов кривая может смещаться вправо или влево. Если спрос увеличится, кривая спроса сдвинется вправо, если спрос уменьшится, кривая спроса сдвинется влево.
Итак, между ценой товара и объемом спроса на него существует обратная зависимость (между величиной покупки и уровнем цены — зависимость обратная). Такая зависимость в экономической теории получила название закона спроса: чем выше цена, тем меньше величина спроса.
Закон спроса гласит: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены.
Закон спроса не действует:
1. при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
2. для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золота, драгоценностей, антиквариата и др.), являющихся предметом роскоши;
3. при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.
В экономической литературе выделяют три эффекта, объясняющих обратную зависимость между изменением цены товара и спросом на него.
1. Эффект роста выгоды.
Любой товар обладает
2. Эффект дохода. При постоянном
объеме располагаемого дохода
снижение цены на данный товар
означает для покупателя
3. Эффект замещения. Если
упала цена на определенный
товар, это вызывает
Это происходит по двум причинам: при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (действует эффект дохода); товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров, поэтому его приобретение становится относительно более выгодным (действует эффект замещения).
На изменение спроса влияют неценовые факторы:
1. число покупателей;
2. изменение в денежных доходах населения. Например, рост доходов увеличивает спрос на дорогие виды товаров: мебель, бытовую технику, высококачественные продукты питания;
3. изменение цен на другие товары, особенно на товары заменители. Так, рост цен на сливочное масло повысит спрос на маргарин;
4. изменение структуры населения, например старение населения. Увеличение количества пенсионеров увеличивает спрос на лекарства, медицинское обслуживание.
Итак, величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, от цены на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобиль и бензин), либо взаимозаменяемыми (масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т.п.), на спрос влияют и другие факторы.
Информация о работе Сущность и виды предпринимательских рынков. Факторы, влияющие на их уровень