Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:09, курсовая работа
Целью данной работы является анализ сущности рынка и его основных понятий.
В связи с поставленной целью выделяются следующие задачи:
- дать определение рынку,
- изучить его функций, инфраструктуру;
- подготовить графики понятий спрос и предложение
- проанализировать факторы необходимые при анализе структуры рынка.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Понятие рынка…………………………………………………………………….4
1.1. Экономическая сущность рынка……………………………………………….4
1.2. Функции рынка…………………………………………………………………..5
1.3. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичность спроса………………6
1.4. Факторы предложения. Закон предложения. Эластичность предложения..10
1.5. Рыночная цена и ее виды………………………………………………………13
2. Структура рынка………………………………………………………………….15
2.1. Рынок предметов потребления…………………………………………………15
2.2. Рынок труда………………………………………………………………………16
2.3. Рынок инвестиционных товаров……………………………………………….16
2.4. Информационный рынок……………………………………………………….17
2.5. Рынок земли……………………………………………………………………..18
2.6. Система финансов……………………………………………………………….19
2.7. Рынок ценных бумаг……………………………………………………………20
2.8. Денежный рынок………………………………………………………………..20
3. Инфраструктура рынка…………………………………………………………22
3.1. Основные элементы инфраструктуры рынка…………………………………..22
3.2. Анализ структуры рынка………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………………………28
Степень реакции одной экономической величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменяется одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, насколько изменилась в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.
Эластичность спроса — степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как изменение объема спроса к изменению его цены. Коэффициент эластичности спроса определяется как отношение процента изменения спроса к проценту изменения цены.
Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель
(коэффициент) ценовой эластичности спроса Кэс равен:
Формула 1.
Эластичность спроса характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен.
1. Спрос эластичен тогда, когда при изменении цены на 1% спрос увеличивается больше чем на 1%. Цена растет (падает) меньше, чем спрос: Кэс >1
2. Спрос имеет единичную эластичность, когда при изменении цены на 1% спрос меняется на 1%. Спрос и цена изменяются в равной степени: Кэс =1
3. Спрос неэластичен (имеет низкую эластичность), когда при изменении цены на 1% спрос меняется меньше, чем на 1%. Цена растет (падает) больше, чем спрос. Кэс <1
4. Спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от цены. Цена растет (падает), спрос постоянен Кэс =0
5. Спрос совершенно эластичен — при усилении совершенной конкуренции. Абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности. Спрос растет (падает), цена постоянна: Кэс =µ
Факторы, влияющие на эластичность спроса:
1. наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов-субститутов, призванных удовлетворить одну и ту же потребность, тем больше возможностей у покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар;
2. размер дохода;
3. значимость товара. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен, спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен.
В современной экономической науке используются также показатели эластичного спроса по доходу;
1. размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичней спрос на него;
2. качество товара. Чем выше качество, тем менее эластичен спрос.
1.4. Факторы предложения. Закон предложения. Эластичность предложения
Предложением называется количество товаров и услуг, которое производители готовы продать по определенной цене, в определенном объеме, за определенный период времени.
Объем предложения товара — это количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период (например, день или год). Объем предложения зависит от цены товаров, от цены используемых в производстве ресурсов, имеющихся в распоряжении товаропроизводителей, и других факторов.
Важно отличать объем предложения от объема производства: не все, что создано производителем, предлагается к продаже, и не все, что продается, обязательно покупается. Объем предложения определяется только поведением продавцов, тогда как объем продаж определяется и продавцами, и покупателями.
Кривая предложения показывает в графическом виде количество предлагаемого товара при каждом значении цены, другие факторы предполагаются неизменными (рис.3). Кривая предложения может перемещаться влево и вправо под воздействием определенных факторов.
Рис. 3 График кривой предложения
Реакция предложения на цену объясняется тем, что фирмы при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые мощности, что приведет к повышению предложения; в случае продолжительного или устойчивого повышения цен в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и предложение.
Неценовые факторы, оказывающие влияние на предложение:
1. изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства;
2. увеличение предложения вне зависимости от цен при выходе на рынок новых фирм;
3. изменение цен на другие товары, приводящее к переливу ресурсов (уход фирм из отрасли). Уход фирм из отрасли уменьшит предложение;
4. технологические возможности производства;
5. уровень налогов и дотации;
6. перспективы развития отрасли;
7. влияние природных катастроф, политических действий, войн на сокращение предложения.
Закон предложения гласит: при прочих равных условиях предложение на товары и услуги в количественных выражениях изменяется в прямой зависимости от их цены.
По мере роста цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их падения — меньшие.
Эластичность предложения
— это степень изменения объема
предложения товаров в
Коэффициент эластичности предложения определяется как отношение процента изменения объема предложения к росту или снижению цен (в процентах) по формуле:
Довольно часто экономистов
интересует эластичность предложения
по цене. Главный фактор, влияющий на
ценовую эластичность предложения
какого-либо блага, — мобильность
экономических ресурсов: чем быстрее
может производитель
Обычно при оценке эластичности
предложения рассматриваются
1. Под краткосрочным периодом понимается период, слишком короткий для осуществления фирмой каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Предложение в том случае является неэластичным. Мгновенное изменение спроса — предложение неэластично.
2. Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается. Относительно меньшее изменение цены, чем в краткосрочном периоде. Производственные мощности производителей и всей отрасли остаются неизменными.
3. Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а так же приток новых фирм в отрасль в случае расширения спроса или уход при условии сокращения спроса на данную продукцию. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.
Кроме этого, эластичность предложения товара зависит от структуры издержек на разных предприятиях, степени загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую.
Ценовая эластичность предложения имеет важное значение при определении налоговой политики правительства. С помощью этого показателя можно определить, какую часть налога от продажи реально выплачивает предприниматель (из своей прибыли), а какую — потребитель (соглашается на более высокую цену товара). Если предложение эластичное, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластичное — на производителей.
спрос предложение инфраструктура рынок
1.5. Рыночная цена и ее виды
В условиях свободного рынка взаимоотношение цена и ее виды собственников товаров и денег складываются естественным порядком и никем не регулируются. Рынок превращается в арену своеобразной экономической демократии, чем он решительно отличается от всякого нормированного распределения продуктов (по талонам и карточкам). В свободной оценке товаров, учитывая их стоимость и полезность, участвуют все продавцы и покупатели. Они проводят своего рода "голосование", но вместо бюллетеней в ход идут рубли, доллары и иные деньги. Таким способом открывается или закрывается путь всякому продукту в сферу потребления. Итоги этого голосования отражаются в рыночных ценах.[3]
Рыночная цена - это фактическая цена, которая определяется в соответствии со спросом и предложением товаров. В зависимости от разных условий купли-продажи благ и услуг устанавливаются неодинаковые виды цен. Их можно классифицировать на определенные основные группы.
С учетом способов регулирования выделяются такие виды цен.
Свободные цены. Они формируются
в зависимости от состояния рынка
и устанавливаются без
Договорные или контрактные цены. Контрагенты устанавливают их по взаимному согласию до момента купли-продажи товара. В контракте могут оговариваться не абсолютные величины цен, а лишь верхний и нижний уровень их изменений. Допускается пересмотр цен вследствие инфляции и других оговоренных обстоятельств.
Регулируемые цены. Для
отдельных групп товаров
Государственные твердо, установленные цены. Государственные органы фиксируют такие цены в плановых и иных документах. Ни производители, ни продавцы не имеют права их изменять.
В зависимости от форм и сфер торговли подразделяются следующие виды цен.
Оптовые, по которым товары реализуются в оптовой торговле. В нашей стране по таким ценам предприятия-производители сбывают свою продукцию иным предприятиям или торговым посредникам.
Розничные, по которым в розничной торговле продукты продаются потребителям.
Тарифы на услуги - цены (расценки), определяют уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, за пользование телефоном, радио и др.
Биржевые и аукционные цены образуются на разных конкретных формах рынков, относящихся к типу свободного рынка.
Об их характере и способах образования подробно поговорим в дальнейшем.
Цены мирового рынка - цены,
которые: а) фактически установились на
товары данной группы на всемирном
рынке и б) признаны организациями,
ведающими международной
Мы рассмотрели основные виды реально действующих цен. Кроме государственной, твердо фиксированной цены, все другие их виды в той или иной мере имеют общее свойство - они изменяются под воздействием конъюнктуры (стечения разных обстоятельств) рынка. В свою очередь, цены закономерно влияют на экономическое положение продавцов и покупателей, их заинтересованность в купле-продаже товаров.
2. Структура рынка
Приступая к анализу структуры
рынка, следует заметить, что принципы
ценообразования имеют
Рынок в целом характеризуется весьма сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев классификации. Наиболее важным критерием является экономическое назначение объектов рыночных отношений. В соответствии с данным критерием в национальном рынке можно выделить три основных вида рынков: потребительских товаров и услуг, факторов производства и финансовый.
2.1. Рынок предметов потребления
Рынок потребительских товаров
и услуг представляет собой сферу
обращения, посредством которой
реализуются товары народного потребления
и услуги. Эта сфера обеспечивает
удовлетворение потребностей различных
социальных групп, каждой семьи, каждого
человека. Данный рынок наиболее подвержен
колебаниям спроса и предложения, денежного
обращения, инфляции. Здесь в наибольшей
степени находят свое проявление
вышеприведенные формы
Информация о работе Сущность и виды предпринимательских рынков. Факторы, влияющие на их уровень