Сущность и критерии малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении финансов малого предпринимательства. Для реализации этой цели предполагается решение следующих задач:
Рассмотреть сущность и критерии малого предпринимательства;
Дать характеристику организации финансов малого предприятия;
Рассмотреть способы государственной поддержки малого предпринимательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность и критерии малого бизнеса ……………………………………….5
1.1 Сущность предприятий малого бизнеса ………………………………….5
1.2 Критерии предприятий малого бизнеса …………………………………….8
2. Организация финансов предприятия малого бизнеса ……………...………13
2.1. Управление финансами на малых предприятиях…………………………13
2.2. Финансовые ресурсы предприятия ………………………………………..18
3. Способы государственной поддержки малого бизнеса …………………..24
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список литера-туры…………………………………………................................33
Расчетная часть…………………………………………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по финансам организаций_1 .doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

Финансовые ресурсы - это все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного рода поступлений.

В условиях рыночной экономики  финансисты оперируют понятием «капитал»; капитал - реальный объект воздействия для получения прибыли. Капитал и финансовые ресурсы имеют одну природу - денежные средства. Однако капитал - это стоимость финансовых ресурсов, пущенных предприятием в оборот и приносящих доходы от этого оборота. В этом смысле капитал становится превращенной формой финансовых ресурсов, так как он не может долгое время оставаться в виде денежных средств.

Формирование финансовых ресурсов осуществляется из различных источников, которые можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние источники образуются за счет собственных и приравненных к ним средств и связаны с результатами хозяйствования. Внешние - поступления ресурсов на предприятие извне.

Состав финансовых ресурсов, поступающих из внутренних и внешних  источников, приведен в таблице 1:

Среди внутренних источников финансовых ресурсов важнейшими являются прибыль и амортизационные отчисления.

Прибыль предприятия  формируется в процессе его производственной деятельности, являясь ее конечным результатом. В условиях конкуренции трудовой коллектив заинтересован в росте прибыли, так как она служит источником роста производства, а следовательно, и роста благосостояния работников предприятия. Однако таким источником служит не вся валовая прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности предприятия, а лишь часть ее, остающаяся после уплаты налогов и платежей в бюджет, - чистая прибыль. Она используется для формирования фондов накопления и

Таблица 1

Состав финансовых ресурсов предприятия малого бизнеса

Финансовые ресурсы  предприятия

Внутренние источники

Внешние источники

Образуемые за счет собственных средств

Образуемые за счет приравненных к ним средств

Мобилизуемые на финансовом рынке

Поступающие в порядке  перераспределения

- прибыль от основной деятельности;

- прибыль от целевых доходов;

- прибыль от финансовых операций;

- прибыль от строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом;

- внереализационные доходы, финансовые ресурсы, поступающие от союзов, ассоциаций, отраслевых структур;

- бюджетные ассигнования, субсидии, субвенции

- амортизационные отчисления;

- выручка от реализации выбывшего имущества;

- устойчивые пассивы;

- накопление нераспределенной прибыли;

- целевые поступления;

- резервный фонд;

- паевые и иные взносы  членов трудового коллектива

- средства от продажи  собственных ценных бумаг (акций, облигаций и т.д.);

- кредиты и займы

- страховые возмещения  по рискам;

- реализация страховых  полисов и залоговых свидетельств;

- финансовые ресурсы,  формируемые на паевых началах (долевое участие в текущей инвестиционной деятельности);

- дивиденды, проценты  по ценным бумагам других эмитентов


 

потребления, резервного фонда.

Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции и затем в составе выручки от реализации продукции возвращаются на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником формирования фонда накопления.

В условиях рыночной экономики  большое значение приобретают внешние  источники финансовых ресурсов. Среди  них в последние годы появились относительно новые виды, а также изменилась структура их формирования.

Финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, представлены денежными средствами, полученными от продажи собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг, а также заемными средствами. Они состоят из правовых хозяйственных обязательств перед третьими лицами: долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, облигационные займы, а также средства других предприятий в виде кредиторской задолженности. Эти средства, как правило, передаются предприятию во временное пользование на условиях платности и возвратности. Исключение составляет лишь кредиторская задолженность предприятия перед контрагентами или работниками предприятия.

В составе финансовых ресурсов, формируемых в порядке  перераспределения, в последние годы повышается роль развивающегося страхового рынка, предоставляющего предприятию страховые возмещения по рискам. Прошедшая в стране приватизация государственной собственности вызвала к жизни новые источники финансовых ресурсов в виде паевых, долевых и иных взносов учредителей, а также доходов по ценным бумагам, эмитируемым другими предприятиями. Особо следует остановиться на заметно снизившейся роли бюджетных ассигнований. В недавнем прошлом они занимали важное место в финансовых ресурсах, причем получали их предприятия чаще всего на безвозмездной основе.

Организация финансов предприятия  строится на определенных принципах: хозяйственной самостоятельности, самофинансировании, материальной ответственности, заинтересованности в результатах деятельности, формировании финансовых резервов. [10, c.36]

1. Принцип хозяйственной  самостоятельности предполагает, что  предприятие самостоятельно независимо от организационно-правовой формы хозяйствования определяет свою экономическую деятельность, направления вложений денежных средств в целях извлечения прибыли.

2. Принцип самофинансирования  означает полную окупаемость  затрат на производство и реализацию  продукции, инвестирование в развитие  производства за счет собственных денежных средств. Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности , обеспечивающее конкурентоспособность предприятия.

3 Принцип материальной  ответственности означает наличие  определенной системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Финансовые реализации этого принципа различны для отдельных предприятий, их руководителей и работников предприятий. В соответствии с российским законодательством предприятия, нарушающие договорные обязательства (сроки, качество продукции), расчетную дисциплину, допускающие несвоевременный возврат краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашение векселей, нарушение налогового законодательства уплачивают пени, неустойки, штрафы. В случае неэффективной деятельности к предприятию может быть применена процедура банкротства. Для руководителей предприятия применяется система штрафов, лишение премий, увольнение с работы в случаях нарушения трудовой дисциплины, допущенного брака.

4. Принцип заинтересованности  в результатах деятельности определяется основной целью предпринимательской деятельности - извлечение прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща работникам предприятия, самому предприятию и государству в целом. На уровне отдельных работников реализация этого принципа должна быть обеспечена достойной оплатой труда за счет фонда оплаты труда и прибыли, направляемой на потребление в виде премий, вознаграждений по итогам работы за год, за выслугу лет, материальной помощи и других стимулирующих выплат. Для предприятия данный принцип может быть реализован в результате проведения государством оптимальной налоговой политики и соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на фонд потребления и фонд накопления. Интересы государства обеспечиваются рентабельностью деятельности предприятия.

5. Принцип обеспечения  финансовых резервов связан с  необходимостью формирования финансовых резервов для обеспечения предпринимательской деятельности, которая сопряжена с риском вследствие возможных колебаний рыночной конъюнктуры. В рыночной экономике последствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который самостоятельно принимает решения, реализует разработанные программы с риском не возврата вложенных денежных средств.

Финансовые резервы  могут формироваться предприятиями  всех форм организационно - правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Вместе с тем денежные средства, направляемые в финансовый резерв, целесообразно хранить в  ликвидной форме, чтобы они приносили  доход и при необходимости могли легко быть превращены в наличный капитал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственная поддержка малого бизнеса

Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад  в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

Согласно ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» от 24. 07. 2007 № 209-ФЗ основными принципами поддержки  субъектов малого предпринимательства  органами государственной власти и местного самоуправления являются:

  1. заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
  2. доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
  3. равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;
  4. оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
  5. открытость процедур оказания поддержки. [20, c.34]

При обращении субъектов малого предпринимательства за оказанием поддержки, должны быть представлены документы, подтверждающие их соответствие критериям отнесения предприятий к малому бизнесу и условиям, предусмотренным федеральными, региональными муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поддержка субъектов  малого предпринимательства включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, а также сельскохозяйственную деятельность.

Финансовая поддержка может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого предпринимательства.

Оказание имущественной поддержки осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению. Запрещаются продажа переданного субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности. [21, c.47]

Оказание информационной поддержки субъектам малого ,бизнеса осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включающих следующую информацию: 1) о реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства; 2) о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; 3) об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; 4) о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства и т. д.

Оказание консультационной поддержки субъектам малого бизнеса может осуществляться в виде: создания организаций, оказывающих консультационные услуги субъектам малого предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций; компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого предпринимательства, на оплату консультационных услуг.

Оказание поддержки субъектам малого бизнеса в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров осуществляться в виде: разработки примерных образовательных программ, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства, на основе государственных образовательных стандартов; создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого предпринимательства; учебно-методологической, научно-методической помощи субъектам малого предпринимательства. [22, c.27]

Информация о работе Сущность и критерии малого бизнеса