Сущность предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство — это особый вид эко¬номической активности (под которой мы понимаем целесо¬образную деятельность, направленную на извлечение при¬были), которая основана на самостоятельной инициати¬ве, ответственности и инновационной предприниматель¬ской идее.
Экономическая активность представляет собой форму уча¬стия индивида в общественном производстве и способ получе¬ния финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функ¬циональная обязанность или их комбинация, когда он выступа¬ет в качестве:

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и эволюция предпринимательства 5
1.1. Определение понятия предпринимательства 5
1.2. История возникновения и эволюция теории предпринимательства 6
1.3. Эволюция предпринимательства 10
Глава 2. Предпринимательство в России 16
2.1. История развития предпринимательства в России 16
2.2. Современное состояние предпринимательства в РФ 18
2.3. Предпринимательский потенциал России 21
Глава 3. Перспективы развития предпринимательства в России 25
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность предпринимательства.doc

— 6.13 Мб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение

Глава 1. Сущность и эволюция предпринимательства

1.1. Определение понятия предпринимательства

1.2. История возникновения и эволюция теории предпринимательства

1.3. Эволюция предпринимательства

Глава 2. Предпринимательство в России

2.1. История развития предпринимательства в России

2.2. Современное состояние предпринимательства в РФ

2.3. Предпринимательский потенциал России

Глава 3. Перспективы развития предпринимательства в России

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Предпринимательство как одна из форм проявления общественных отно­шений способствует повышению материального и ду­ховного потенциала общества, создает благоприят­ную почву для практической реализации способностей и талан­тов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохране­нию ее национального духа и национальной гордости.

В России ситуация все еще остается иной, традиционная коммунистическая модель общественного раз­вития всегда базировалась на необходимости подавления пред­принимательского духа в обществе и предпринимателя как но­сителя такого духа. Опыт перестройки (особенно ее начального периода) показал, что, отказываясь на словах от традиционной коммунистической модели общественного развития, фактиче­ски мы во многом продолжаем именно эту линию.

Всеобщее неприятие предпринимательства постепенно перехо­дит в осознание необходимости создания условий для его быстрейшего и эффективного развития. За предпринимательством в Рос­сии будущее, процесс накопления критической массы неизбежно приведет к "предпринимательскому буму". Поэтому данная тема является актуальной, так как на данном этапе чрезвычайно важно изучить поведение предпринимателя, чтобы в последствии не допускать ошибок, сделанных ранее.

Все цивилизованные страны обязаны своим благополучием не командно-административной, а рыночной системе хозяйства, мощным двигателем экономического и социального развития которой является предпринимательство.

Как показывает мировой опыт, без свободы рыночной экономики, без самодеятельного производителя, без предпринимательской активности никакое процветание невозможно.

Отечественное предпринимательство имеет свою историю, которая была прервана более чем на 70 лет. В посткоммунистической России новые формы хозяйственной жизни еще только пробивают себе дорогу сквозь завалы и преграды, оставленные командно-административной экономикой. Как никогда ранее страна нуждается в тех людях, которые, вобрав в себя лучшее из мировой и отечественной практики, начали бы трудную, но плодотворную работу по созданию действительно эффективной экономики.

Именно предпринимательство, которое ассоциируется с понятиями "динамизм", "инициатива", "смелость", обращает в реальность многие интересные идеи, способствует прогрессу.

Целю данной работе является изучения основных аспектов предпринимательской деятельности и условий ее развития в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд поставленных задач:

1. Дать понятия предпринимательства.

2. Изучить историю возникновения предпринимательства.

3. Рассмотреть эволюцию предпринимательства.

4. Раскрыть основные моменты и направления предпринимательства в России.

5. Определить перспективы развития предпринимательства в России.

 


Глава 1. Сущность и эволюция предпринимательства

1.1. Определение понятия предпринимательства

Предпринимательство — это особый вид эко­номической активности (под которой мы понимаем целесо­образную деятельность, направленную на извлечение при­были), которая основана на самостоятельной инициати­ве, ответственности и инновационной предприниматель­ской идее.

Экономическая активность представляет собой форму уча­стия индивида в общественном производстве и способ получе­ния финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функ­циональная обязанность или их комбинация, когда он выступа­ет в качестве:

            собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в арен­ду, и т. д.);

            наемного работника, продающего свою рабочую силу (то­карь на заводе, учитель в школе и т. д.);

            индивидуального производителя ("свободный" художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.);

            государственного или муниципального служащего;

            менеджера (управляющий чужим предприятием);

            пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности);

            учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);

            безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);

            занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, ми­лиция, госбезопасность);

            вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельно­сти, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производ­ством, качеством, внедрение новых методов организации про­изводства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

 

 

1.2. История возникновения и эволюция теории предпринимательства

Теория предпринимательства развивалась с развитием хозяйственной деятельности человека. Первым теоретиком в области предпринимательства был Ричард Кантильон, работы которого относятся к началу XVIII века. Он первый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения рыночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений.

Около 1800 года Жан Батист Сэй следующим образом охарактеризовал предпринимателя: «Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и результативностью». Адам Смит считал предпринимателем человека, который использует капитал собственника для извлечения дохода.

В конце XIX века произошло разделение понятий «предприниматель» и «собственник на капитал». В этот период большой вклад в развитие теории предпринимательства внес Й.А. Шумпетер. В своей работе «Теория экономического развития» он рассмотрел экономическую систему не как пассивный процесс обращения фондов, а как постоянно развивающуюся динамическую систему. В основе такого развития лежат новые комбинации факторов производства. Осуществлять эти комбинации и должен предприниматель. В понятие «осуществление новых комбинаций» Шумпетер вкладывает следующие элементы:

1.              Создание новых благ или новых их качеств.

2.              Внедрение новых технологий или использование имеющихся технологий, но новым образом.

3.              Освоение новых рынков.

4.              Получение новых источников сырья и материалов. Эти источники могли существовать и ранее, но не быть вовлеченными в процесс производства.

5.              Осуществление соответственной реорганизации производства.

Следующий этап развития теории предпринимательства - работы Найта и Фон Тюнена. Их заслуга заключается в подробной характеристике самого предпринимателя, как обладателя особых качеств. Кроме того, они проанализировали предпринимательский риск и предпринимательский доход. Эти же вопросы рассматривались Мизесом, Хайеком и Кришнером. В современных трактовках предпринимательства выделяются следующие моменты:

- умение организовать и управлять производством;

- инициативная, новаторская деятельность;

- рисковая деятельность;

Наиболее полное современное определение предпринимательства дают Хизреч и Питерс в своей книге «Предпринимательство». Аналогичное определение предпринимательства дано у Стаддарта в книге «Ключи к миру бизнеса». В целом, скомпонованное определение выглядит так:

«Предпринимательство - это новаторская инициативная деятельность субъектов собственности, направленная на создание экономических и организационных условий с целью производства материальных благ и услуг и получения прибыли».

Таким образом, основными чертами предпринимательства являются:

1.              Инициативная деятельность.

2.              Новаторская деятельность.

3.              Деятельность по организации и управлению производством.

4.              Рисковая деятельность.

5.              Получение предпринимательского дохода.

В процессе изложения материала многими авторами осуществляется отождествление понятий «бизнес» и «предпринимательство». Такое отождествление с практической точки зрения оправдано, однако с точки зрения научной концепции между этими понятиями существует различие: «бизнес» - это среда предпринимательской деятельности, сфера, в которой действуют предприниматели. Бизнес не организовывает, не управляет, не принимает решений. Предпринимательство же прежде всего - это деятельность субъектов.

Кто такой предприниматель? Что такое предпри­нимательство? Что представляет собой карьера предпринимателя? Эти вопросы возникают все ча­ще, отражая возросший интерес к данной области во всем мире. Тем не менее четкого общепринятого определения понятия «предприниматель» до сих пор нет.

Один из первых примеров посредничества дает нам Марко Поло, великий путешественник, первым из европейцев достигший Китая, стоявший у исто­ков развития торговли Европы с этой страной. От­правляясь в путешествие, он, как было принято в те времена, подписал контракт с купцом (предком современного капиталиста), и тот дал ему своих то­варов для продажи. В те времена кредит торговцу предоставлялся обычно по ставке 22,5%, включая страховку. Роль купца-капиталиста в подобных сделках была пассивной, а торговца - активной. Именно торговец рисковал своей жизнью, отправ­ляясь в дальнее путешествие, именно на его долю выпадали все физические и душевные испытания, связанные с осуществлением всего предприятия. По завершении вояжа основную долю прибыли (до 75%) капиталист забирал себе, а торговцу приходи­лось довольствоваться лишь остатком.

В средние века термин «антрепренер» употреблялся в двояком смысле - применительно к организаторам парадов и различных музыкальных представлений и к руководителям крупных производственных или стро­ительных проектов. Руководитель такого проекта ни­чем не рисковал — он всего лишь руководил всеми работами по его реализации, используя предоставлен­ные ему ресурсы. Такими «предпринимателями» в средние века были, как правило, духовные лица, по­скольку именно им обычно поручалось выполнение крупных строительно-архитектурных проектов - воз­ведение замков, фортификационных сооружений, об­щественных зданий, соборов и монастырей.

В современном понятии дается следующее определение предпринимателя:

«Субъективный (личностный) фактор воспроизводства, который способен, не боясь ответственности и риска, на инновационную, инициативную деятельность путем особого соединения факторов производства».

Какими чертами, качествами должен обладать предприниматель?

1.              Умением принимать новаторские решения в стандартных и нестандартных ситуациях.

2.              Умением генерировать идеи, превращать их в новые технологии с целью получения дохода.

3.              Оперативно оценивать все формы инноваций.

4.              Не бояться рисковать, уметь управлять риском, быть готовым принять ответственность.

Предпринимательская деятельность может осуществляться, в различных фор­мах. Эти формы взаимодополняют друг друга, превращая процесс производства и продвижения товаров и услуг к по­требителю в целостный и достаточно эффективный про­цесс (рис.1).

Рисунок 1 Типология предпринимательской деятельности.

 

 

 

1.3. Эволюция предпринимательства

Теория предпринимательства как научная дисциплина имеет общие корни с экономической историей. Уже в конце XIX в. стали складываться предпосылки ее возникновения. В странах Западной Европы и в Америке все начиналось с публикаций автобиографий и биографий известных преуспевающих предпринимателей. Однако статус научной дисциплины история бизнеса приобрела далеко не сразу и только во второй половине XX в.

США стали мировым лидером в длительном процессе становления новой отрасли знания. В 1926 г. появился первый специализированный журнал "Business History Review", на страницах которого публиковались материалы, посвященные истории предпринимательских династий, а также многим аспектам коммерческой и производственной деятельности бизнесменов в обществе. В 1927 г. американский историк Н.С.В. Грас возглавил первую кафедру истории бизнеса в Гарвардском университете. Объединенные усилия журнала и нового структурного подразделения внесли не только важную лепту в определение предмета и в расширение рамок исследований, но и в процесс дальнейшей институализации теории предпринимательства, результатом которого стало рождение Гарвардской школы. Журнал и кафедра явились своеобразным прологом к учреждению Центра по изучению истории предпринимательства (Center for Business History) при Гарвардском университете.

Информация о работе Сущность предпринимательства