Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 19:37, реферат
Актуальность рассматриваемой проблемы связана с тем, что законодательное обеспечение деятельность малого бизнеса (особенно в области налогов) в последнее время стало одной из ключевых проблем правотворчества в России. Как свидетельствует мировой опыт – малый бизнес – это основа экономики страны, её защита от безработицы. Однако в нашей стране индивидуальное предпринимательство и малый бизнес переживали серьезный кризис, его часто связывают с налоговым бременем малого бизнеса.
Развитие малого бизнеса последние несколько лет провозглашается как одно из важнейших направлений государственного регулирования. С ним связывают большие надежды в решении ключевых проблем российской экономики: развитие производства и торговли, создание класса мелких собственников, новых рабочих мест, наконец, обеспечение значительных платежей в бюджет путем расширения налогооблагаемой базы за счет роста предпринимательской активности в этом секторе.
Введение.
Понятие, признаки и сущность предпринимательства.
Субъекты предпринимательсткой деятельности.
Формы и виды предпринимательства.
Лицензирование отдельных видов предпринимательсткой деятельности.
Правовой статус предпринимателя и способы его приобретения.
Принципы и гарантии предпринимательской деятельности.
Заключение.
Другой особенностью Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" является обилие подзаконных актов, принятых во исполнение данного Закона. Речь идет о положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемых постановлениями Правительства РФ. Их количество непосредственно зависит от перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию (ст. 17). Кроме того, система правовых актов о лицензировании продолжается на уровне лицензирующих органов - ряда федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих лицензирование.
Приняв к производству данное дело, Конституционный Суд РФ установил, что вопрос о конституционности оспариваемого положения может быть разрешен лишь после уяснения предмета регулирования и целей Закона "О сертификации продукции и услуг".
Согласно ст. 1 названного Закона сертификация - процедура подтверждения соответствия продукции установленным требованиям - осуществляется, в частности, в целях создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке, содействия потребителям в компетентном выборе продукции, защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя), контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества. Законом предусмотрены как добровольная, так и обязательная сертификация, которая осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, причем ее отсутствие в этих случаях препятствует реализации несертифицированной продукции на потребительском рынке (ст. 7 и 13).
Работы по сертификации, перечень которых установлен п. 1 ст. 16 Закона, подлежат обязательному государственному финансированию.
Включив в этот перечень проведение государственного контроля и надзора за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией, законодатель тем самым определил, что такая работа финансируется, причем именно из государственного бюджета, и, следовательно, ее оплата не может быть возложена на предпринимателя. Что же касается работ по обязательной сертификации конкретной продукции, то их оплата, по смыслу п. 2 той же статьи, производится предпринимателем, основана на договоре заказа с организацией, осуществляющей сертификацию, и должна быть эквивалентна стоимости оказанных услуг.
Анализ указанных положений Закона "О сертификации продукции и услуг" во взаимосвязи с другими его положениями, в том числе содержащимися в ст. 6, 9 и 10, показывает, что компетенция федеральных органов исполнительной власти в этой области ограничена вопросами организации и управления процессом сертификации, в сфере правового регулирования которого они уполномочиваются на регламентацию порядка организации и проведения соответствующих работ, их оплаты, маркирования продукции, т.е. на установление того, что законодатель называет правилами процедуры.
Соответствие сертифицированной продукции установленным требованиям, согласно Закону "О сертификации продукции и услуг", документально подтверждается сертификатом соответствия; его наличие обусловливает возможность маркирования каждой единицы продукции знаком соответствия, функция которого - подтвердить, что данная продукция сертифицирована надлежащим образом, и довести информацию об этом до потребителя (п. 1 и 2 ст. 6, абз. 3, 4 ст. 13).
Между тем изданным в целях реализации названного Закона постановлением Правительства РФ "О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок" и Инструкцией о порядке маркирования знаками соответствия с учетной информацией к ним, защищенными от подделок, товаров и продукции, реализуемых на территории Российской Федерации, и учете их движения, утвержденной Госстандартом России и Минторгом России во исполнение этого постановления, вводилась дополнительная маркировка.
По смыслу указанных подзаконных актов в целях оперативного учета движения товаров на каждую единицу маркированного знаком соответствия товара при каждой продаже должна наноситься учетная информация к знаку соответствия в виде марки. Марки учетной информации субъекты предпринимательской деятельности обязывались приобретать в территориальных управлениях Госторгинспекции по установленным Минфином России и Госстандартом России расценкам. Тем самым на них налагались дополнительные, не предусмотренные Законом "О сертификации продукции и услуг" обременения, затрагивающие их конституционные права и свободы.
При этом за счет реализации защищенных от подделок знаков соответствия и марок учетной информации планировалось создание единой базы данных и системы контроля за товарооборотом с привлечением Министерства торговли РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы налоговой полиции РФ.
Лицензирование, являясь законодательной ограничительной мерой прав и свобод конкретного человека и гражданина, желающего заняться отдельным видом деятельности, призвано, как это ни парадоксально, обеспечить соблюдение и защиту общества в целом. Другими словами, лицензирование есть результат (способ) выполнения обязанности государства соблюсти и защитить права каждого человека и гражданина как отдельно, так в совокупности, т.е. всего общества. При этом лицензирование как законодательно закрепленный институт есть следствие опосредованного (через органы государственной власти) выражения воли (власти) народа Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 40 этого Закона отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 2 ст. 40 устанавливает обязательное условие для принятия решения о выдаче лицензии - представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам следующих представляющих потенциальную опасность для человека видов деятельности:
Таким образом, для получения лицензии в целях осуществления тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с комментируемым Законом и, с другой стороны, затрагивают санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, требуется предоставление соискателем лицензии не только документов, установленных п. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона, но и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии данного вида деятельности санитарным правилам.
Это обязательное дополнение относится, в частности, к лицензированию фармацевтической деятельности, производства дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, а также деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний.
Обеспечение и защита конституционного права каждого на охрану здоровья путем лицензирования обеспечивается в первую очередь особыми лицензионными требованиями и условиями, т.е. совокупностью установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Так, Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июля 2002 г. N 489, установлены следующие лицензионные требования и условия, соблюдение которых обязательно при осуществлении фармацевтической деятельности:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений, соответствующих санитарным правилам, а также оснащенных оборудованием, техническими средствами и приборами, необходимыми для осуществления лицензируемой деятельности;
б) соблюдение требований по технической укрепленности и оснащению средствами охранной сигнализации объектов и помещений, используемых для осуществления фармацевтической деятельности;
в) соблюдение правил хранения и обращения с лекарственными средствами с учетом их физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств, а также с лекарственными средствами, обладающими огнеопасными и взрывоопасными свойствами;
г) обеспечение стандартов качества лекарственных средств при их хранении, реализации и изготовлении;8
д) соблюдение правил оптовой и розничной торговли лекарственными средствами, а также правил изготовления лекарственных средств в аптечных учреждениях;
е) руководители организаций оптовой торговли и аптечных учреждений, работа которых непосредственно связана с приемом, хранением, отпуском, изготовлением и уничтожением лекарственных средств, должны иметь высшее фармацевтическое образование, стаж работы по специальности не менее трех лет и сертификат специалиста;
специалисты аптечных учреждений, занятые непосредственно изготовлением, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, должны иметь высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста;
специалисты организаций оптовой торговли лекарственными средствами, непосредственно осуществляющие прием, хранение и отпуск лекарственных средств, должны иметь высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста;
Положением о лицензировании деятельности в области вооружения и военной техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 июня 2002 г. N 456, определен порядок лицензирования следующих видов деятельности, осуществляемой юридическими лицами: а) разработка вооружения и военной техники; б) производство вооружения и военной техники; в) ремонт вооружения и военной техники; г) утилизация вооружения и военной техники. Данное Положение не распространяется на утилизацию боеприпасов, ядерных боеприпасов и химического оружия.
Несмотря на то, что Положением о лицензировании деятельности в области вооружения и военной техники установлен единый порядок лицензирования для четырех видов деятельности (только разными лицензирующими органами), лицензия выдается на каждый вид деятельности.
Лицензирование деятельности в области вооружения и военной техники осуществляется Российским агентством по обычным вооружениям, Российским авиационно-космическим агентством, Российским агентством по системам управления, Российским агентством по судостроению и Российским агентством по боеприпасам по видам вооружения и военной техники, входящим в их компетенцию.
Следует иметь в виду, что лицензионная компетенция указанных органов, определенная в статутных положениях о них, может не совпадать с лицензионной компетенцией, установленной постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Рассмотрим компетенцию указанных органов в области лицензирования, установленную в положениях о них. К компетенции Российского агентства по обычным вооружениям (РАВ) отнесено лицензирование деятельности организаций - разработчиков и производителей обычного вооружения по его производству, ремонту и утилизации (подп. 13 п. 3 Положения о РАВ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 января 2000 г. N 83); к компетенции Российского агентства по системам управления (РАСУ) - лицензирование деятельности организаций - разработчиков и производителей радиоэлектронной техники военного назначения по ее производству, ремонту и утилизации (подп. 14 п. 3 Положения о РАСУ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 декабря 1999 г. N 1430), к компетенции Российского агентства по судостроению (Россудостроение) - лицензирование деятельности организаций - разработчиков и производителей продукции судостроительной промышленности военного назначения по ее производству, ремонту и утилизации (подп. 15 п. 3 Положения о Россудостроении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 декабря 1999 г. N 1418); к компетенции Российского авиационно-космического агентства (Росавиакосмос) - выдача лицензий на виды космической деятельности и в рамках своей компетенции на разработку, производство, утилизацию военной авиационной техники (подп. 19 п. 3 Положения о Росавиакосмосе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 октября 1999 г. N 1186).
К лицензируемым видам деятельности, затрагивающим обороноспособность государства, предъявляются особые лицензионные требования.
Например, согласно п. 3 Положения о лицензировании деятельности в области вооружения и военной техники лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности в области вооружения и военной техники являются:
а) выполнение мероприятий по противодействию иностранным техническим разведкам, предусмотренных государственными стандартами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации;
б) соблюдение требований нормативно-технической документации при осуществлении лицензируемого вида деятельности;
в) наличие специалистов, имеющих соответствующую квалификацию;
г) наличие структурных подразделений, обеспечивающих выполнение лицензируемого вида деятельности;