Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:00, курсовая работа
Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
5. Чистую
прибыль (нераспределенная
6. Налогооблагаемую
прибыль – расчетную прибыль,
определяемую в соответствии
с правилами Налогового
7. Чистую
прибыль, остающуюся в
8. Маржинальную
прибыль – разность между
9. Среднерыночную
прибыль –
10. Минимальную
прибыль – прибыль, ниже
11. Нормативную
прибыль – величина прибыли,
которая может быть определена
как нормативная величина в
финансовом разделе бизнес-
Принято
различать экономическую и
Роль прибыли в рыночной экономике.
Прибыль
является основным внутренним источником
формирования финансовых ресурсов предприятия,
обеспечивающих его развитие. В системе
внутренних источников формирования ресурсов
главенствующая роль принадлежит прибыли.
Чем выше уровень генерирования
прибыли в процессе хозяйственной
деятельности, тем меньше потребность
предприятия в привлечении
2.2 СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ
Важное место в финансовом планировании занимает этап планирования прибыли. Планирование прибыли представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективного использования в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость ее правильного исчисления. Достоверность определения плановой прибыли влияет на успешную финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Правильное планирование прибыли имеет важное значение не только для предприятия, но и для экономики в целом. Подходы к планированию прибыли зависят от параметров производственной, хозяйственной и финансовой деятельности организации.
Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие – облагаются по повышенным ставкам. Виды:
* от реализации товарной продукции;
* от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
* от реализации основных фондов и другого имущества;
* от внереализационных доходов и расходов.
В планировании могут применяться различные коэффициенты:
а) коэффициент рентабельности операционных активов определяется как отношение суммы чистой прибыли по операционной деятельности в рассматриваемом периоде к средней стоимости используемых операционных активов в рассматриваемом периоде;
б) коэффициент маржинальной рентабельности реализации продукции;
в) коэффициент валовой рентабельности реализации продукции;
г) коэффициент чистой рентабельности реализации продукции;
д) коэффициент валовой рентабельности операционных затрат;
е) коэффициент чистой рентабельности операционных затрат.
Все эти коэффициенты связанны с критическими точками убыточности.
Процесс
планирования прибыли включает
в себя: определение объёма прибыли
от обычной деятельности (прибыль
от продаж, операционных и
2.3. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ТЕОРИИ
Объективные теории об источнике прибыли.
Объективные
теории объясняют происхождение
прибыли некими внешними причинами,
так или иначе связанными с
нарушениями конкурентного
Конъюнктурные теории.
В условиях рыночного равновесия весь доход фирмы распределяется между различными факторами соответственно их предельному продукту. При этом не возникает ни прибыль, ни убыток. Если в результате каких-то внешних причин изменилась рыночная конъюнктура (например, произошло повышение спроса на товар из-за случайного упоминания известными людьми), это приведёт к изменению как цены, так и выручки. Однако цены факторов производства не изменились, их производительность также осталась неизменной. Таким образом, нет причин выплачивать владельцам факторов доход сверх прежнего. Следовательно, у фирмы остаётся некая часть, не доставшаяся никакому фактору. Это и есть прибыль или убыток фирмы.
Монополия.
Одно из объяснений появления прибыли связано со ссылками на несовершенство конкуренции. Прибыль получается фирмой вследствие нарушения конкурентного равновесия из-за доминирования на рынке с элементами диктата цен вплоть до полной монополии.
Капитал.
Общепринятой в XVIII—XIX вв. была трактовка «прибыли на капитал» как третьей составной части валового дохода наряду с заработной платой и рентой. Экономисты того времени не делали различия между явными и неявными затратами и считали прибылью излишек, получаемый капиталистом после возмещения расходов. «Прибыль на капитал» А. Смитом (1723—1790), Н. У. Сениора (1790—1864) и Дж. С. Милля (1806—1873) разделяли на процент на вложенный капитал — «вознаграждение за воздержание» предпринимателя от расходования собственного капитала на текущее потребление; и на предпринимательский доход — плату за управление предприятием и несение определённого делового риска.
Одни и те же факторы — воздержание, риск, напряженный труд — требуют соответствующего вознаграждения и должны получить его из валовой прибыли. Три части, на которые, можно считать, разделяется прибыль, могут быть представлены как процент на капитал, страховая премия и заработная плата за управление предприятием
О той же триаде прибыли писал и И. Г. фон Тюнен во 2-м томе своего «Изолированного государства». Однако большинство авторов, даже если упоминали о том, что прибыль распадается на процент и предпринимательский доход, рассматривали их, как правило, вместе, не делая между ними принципиального различия, тем самым под «прибылью» понимая на самом деле процент на капитал. Характерна цитата из популярного в дореволюционной России учебника политической экономии:
Предпринимательскую прибыль нельзя <…> противопоставлять проценту на капитал; обе эти формы дохода являются ветвями, идущими из одного корня — права собственности на капитал и права частного распоряжения капиталом, а потому и условия их определения в главных чертах однородны.
Представители
классической школы и социалисты
XIX века приравнивали предпринимателя
к капиталисту. Проще всего это
объяснить тем обстоятельством,
что в те времена собственники
и управляющие фирмами
Прибавочная стоимость.
Карл Маркс показал в «Капитале» (1867 год), что основу прибыли составляет прибавочная стоимость, которую капиталист присваивает в форме результата «работы» его капитала. При этом не происходит обмана или принуждения.[4] Прибыль образуется из-за того, что специфический товар «Рабочая сила» способен создавать новую стоимость, размер которой превышает реальный размер стоимости самой рабочей силы. Но прибыль является превращённой формой прибавочной стоимости, а не собственно прибавочной стоимостью, так как часть прибавочной стоимости трансформируется в форму «затрат» — проценты по кредиту, рента, налоги, надбавки к зарплате.
Субъективные теории об источнике прибыли.
Субъективные теории предполагают наличие дополнительного фактора производства — «предпринимательского таланта» и соответственно наличия дохода у владельца этого фактора (предпринимателя) — предпринимательской прибыли.
Оплата услуг предпринимателя.
Ж.-Б. Сэй (1767—1832) сделал значительный шаг вперед по сравнению с А.Смитом в плане введения в научный оборот термина «предприниматель» как отличного от капиталиста участника экономического процесса. Сэй писал: о той части прибылей предпринимателя, которая поступает как бы в вознаграждение за его промышленные способности, за его таланты, деятельность, дух порядка и руководительство.
Однако трактовка предпринимательской прибыли у Сэя, как и у многих других экономистов, сводилась к плате за управление, не отличающейся принципиально от заработной платы рабочих. Размер предпринимательской прибыли, по Сэю, зависит от соотношения спроса и предложения на рынке труда предпринимателей, а высокая ценность данного товара объяснима его недостаточным предложением, чему способствуют три причины:
Предприниматель должен обладать соответствующей репутацией и состоянием, чтобы занять средства у владельца капитала.
Предприниматель должен обладать «талантом управления», понимаемым как редкое сочетание в одном лице самых разнообразных интеллектуальных и психологических качеств, позволяющих принимать верные решения и побуждать окружающих к их выполнению.
Высокий риск, которому подвержена деятельность предприятия и который может быть никоим образом не связан с достоинствами предпринимателя, но последствия которого могут затронуть как материальное благополучие последнего, так и его деловую репутацию.
В дальнейшем, с развитием маржиналистских теорий, сама проблема предпринимательства исчезла из неоклассического микроэкономического анализа. Если в условиях равновесия совокупный продукт полностью сводится к выплатам факторам производства, не имеет большого значения количество и наименование самих этих факторов, и без ущерба для исследования можно абстрагироваться от такого возмущающего равновесие явления, как предпринимательство. Однако экономисты, придерживающиеся взглядов неоавстрийской школы (Л. фон Мизес и его последователи) продолжают видеть в предпринимателе ключевую фигуру экономики.
Инновации.
Американский экономист Й. А. Шумпетер (1883—1950) в 1912 г. в книге «Теория экономического развития» (рус. перевод. 1982) впервые разработал теорию прибыли как результата осуществления нововведений. Для этого ему пришлось ввести в экономический анализ фигуру предпринимателя — Новатора. Роль Новатора — в поиске и внедрении новых сочетаний различных факторов (ресурсов) производства — нововведения (инновации), дающие возможность извлекать прибыль сверх среднего дохода по данной отрасли. Что отличает предпринимателя от обыкновенного управляющего?
Они не накопили никаких определённых благ, не создали никаких первичных средств производства, а только по-иному, более целесообразно и выгодно применили уже существующие. Они осуществили новые комбинации. Они — предприниматели, и их прибыль, излишек над всеми обязательствами — это предпринимательская прибыль.
При этом Шумпетер различает изобретения (открытие новых технологий или методов) и собственно инновации (внедрение изобретений в хозяйственную практику). Он выделял 5 основных типов инноваций:
производство нового товара или услуги или создание нового качества товара;
освоение нового рынка или рыночного сегмента, где ценообразование происходит без учета издержек производства. Цена может настолько превышать издержки, что все трудности, связанные с поисками такого выгодного рынка, с лихвой окупаются;