Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 14:00, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теории потребностей Герцберга как одной из теорий мотивации. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
определить место указанной теории в современных теориях мотивации;
ознакомиться с основными положениями теории;
I Введение…………………………………………………………………………3
II Характеристика процесса мотивации.........................................................5
Категории мотивации………………………………………………………5
Стадии процесса мотивации……………………………………………….6
Теории мотивации…………………………………………………………..8
III Характеристика теории потребностей Герцберга……………………...10
Гигиенические и мотивирующие факторы………………………………12
IV Основные положения теории…………………………………………...…13
V Заключение………………………………………………………………..….15
VI Библиографический список…………………………………………...…..16
Оглавление
I
Введение…………………………………………………………
II
Характеристика процесса мотивации.....................
III Характеристика теории потребностей Герцберга……………………...10
IV Основные положения теории…………………………………………...…13
V
Заключение……………………………………………………
VI Библиографический список…………………………………………...…..16
Введение
Герцберг, Фредерик родился 18 апреля
1923 г. в США. Изучал психологию, а затем
специализировался на вопросах психического
здоровья в промышленности. В его исследованиях
основное внимание уделяется человеческой
мотивации в производственных ситуациях,
ее влиянию на удовлетворенность индивида
работой и на его психическое здоровье.
Приобрел международную известность и
был популярным консультантом в 1960-1970-х
гг.
Актуальность
темы работы связана с тем, что в последние
годы в нашей стране наблюдается уменьшение
желания трудиться, особенно в общественном
производстве. Соответственно, большое
значение приобретает необходимость мотивации
труда. Стремление человека реализовать
себя в своём деле бесспорно – так он устроен.
Там, где управление и организация труда
предоставляют сотрудникам такие возможности,
их труд будет высокоэффективным, а мотивы
к труду − высокими. Значит, мотивировать
сотрудников – затронуть их важные интересы,
дать им шанс реализоваться в процессе
трудовой деятельности. Мотивация – это
процесс создания у работников организации
внутреннего побуждения к действиям для
достижения организационных целей в соответствии
с их обязанностями и сообразно с планом.
Поведение человека всегда мотивировано.
Он может трудиться усердно, с воодушевлением
и энтузиазмом, а может уклоняться от работы.
Всегда следует искать мотив такого поведения.
Традиционный подход к мотивации основывался
на вере в то, что сотрудники – всего лишь
ресурсы, активы, которых надо заставить
эффективно работать. Технический прогресс
радикально изменил отношение к труду
и повседневному существованию.
Целью данной работы является исследование теории потребностей Герцберга как одной из теорий мотивации. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
Характеристика процесса мотивации
Категории мотивации
Основными категориями мотивации являются потребность, мотив и стимул.
Потребность - это осознанная необходимость в тех или иных материальных, культурных благах, социальных и духовных ценностях. Источником возникновения потребностей в определённых изделиях является производство, социальных потребностей − общественный характер жизнедеятельности человека, духовных потребностей − сознание индивида.
Мотив -
это осознанное индивидом побуждение
к деятельности. Поведение человека
обычно определяется не одним мотивом,
а их совокупностью, в которой
мотивы находятся в определённом
соотношении друг к другу по степени
их воздействия на поведение человека.
Мотивационная структура
Стимулы
выполняют роль рычагов воздействия
или «раздражений», вызывающих действие
определённых мотивов. В качестве стимулов
могут выступать отдельные
Стадии процесса мотивации
Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий.
1) Возникновение потребности. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для её устранения;
2) Поиск путей устранения потребности. Потребность возникла и создает проблемы для человека, он начинает искать возможности устранить её: удовлетворить, подавить или не замечать. Возникает необходимость что-то делать, что-то предпринять;
3) Определение целей (направлений) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырёх моментов:
4) Осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счёте, позволят ему получить что-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то в процессе осуществления действия на этой стадии может происходить корректировка целей;
5) Получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определённую работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется, насколько выполнение действий дало желаемый результат и в зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо усиление мотивации к действию;
6) Устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, стимулирует ли устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.
Теории мотивации
Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека на рабочем месте даёт некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать модели мотивации труда. Теории мотивации труда появились в 1940-х годах и в настоящее время продолжают развиваться. Все современные теории мотивации можно разделить на две группы: содержательные теории мотивации, основывающиеся на выявлении внутренних побуждений личности (потребностей), которые заставляют людей действовать так, а не иначе.
Процессуальные теории мотивации - более современные, базируются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания. В рамках процессуальных теорий анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения конкретных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими, но и социальными условиями. К этим теориям относятся:
Названные
теории, хотя и расходятся по ряду вопросов,
не являются взаимоисключающими. С
учетом того, что структура потребностей
человека определяется его местом в
организации или ранее
Характеристика теории потребностей Герцберга
Считается, что удовлетворённость
либо неудовлетворённость человека
своими действиями, своим состоянием,
окружением – два полюса, две
противоположности, между которыми
находится состояние и
Гигиенические и мотивирующие факторы
К первой группе факторов относят
внешние по отношению к работе,
которые снимают
Ко второй группе относятся внутренние факторы, присущие работе. Мотивирующие факторы или «мотиваторы». Это такие факторы как: успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности за выполняемое дело, возможности творческого и делового роста. Эта группа факторов предполагает, что каждый отдельный человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение. Отсутствие или неадекватность факторов мотивации не приводит к неудовлетворенности работой, но их наличие приносит удовлетворение и мотивирует работников к более производительному труду.
Основные положения теории
Таким образом, основные положения теории Герцберга следующие: