Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 14:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование развития теории предпринимательства.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать краткую характеристику учений о предпринимательстве в XVIII--XIX вв.
- рассмотреть развитие учения о предпринимательстве в XX в.
- исследовать развитие теории предпринимательства в трудах Й. Шумпетера и П. Дракера
Введение
экономический учение предпринимательство
Предпринимательство - один из самых сложных и загадочных социо-культурных феноменов всей истории человечества. Многоаспектность этого явления определяется плюрализмом методологических подходов к его исследованию. В наши дни предпринимательство, как особый образ деятельности (и даже жизни) человека и как определенная социальная общность, представляет интерес в качестве объекта исследования практически для всех общественных наук: истории; социологии; экономической теории (истории экономики и экономической истории); культурологии; права; психологии; конфликтологии и других наук или их отдельных отраслей. В связи с этим, ни одна из гуманитарных наук не в праве претендовать на комплексность и полноту анализа исследуемого явления. В результате, в рамках экономической науки так и не сформировалась единая (либо единые для каждой школы) теория предпринимательства.
Экономический аспект предпринимательства представлен различными экономическими течениями и школами: термину «предпринимательство» придавались значения «entrepreneur» (от французского слова «предприниматель»), «entrepreneurship» (предпринимательство), «business-leader» (бизнес-лидер), «innovator» (инноватор), «promoter» (делец), «self-employed» (самозанятый), «unternehmer» (с нем. - предприниматель).
Так, кто же такой предприниматель? Владелец собственного бизнеса, успешный менеджер, обычный спекулянт или «идейный борец за денежные знаки». Очевиден лишь тот факт, что продуктивно разрабатывать данную проблематику возможно только с позиций исторического подхода, поскольку сам объект исследования, его место и роль в социально-экономической структуре общества отличаются достаточно высокой степенью динамизма.
Теоретической и методологической основой курсовой работы служат труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, рассматривающих вопросы развития теории предпринимательства.
Среди этой массы исследований можно выделить работы следующих авторов О.С. Белокрыловой, А.Н. Асаула, В.Я.Горфинкеля, О.Ю. Кузнецова, Хизрича Р., Питерса М. и др.
Целью курсовой работы является исследование развития теории предпринимательства.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать краткую характеристику учений о предпринимательстве в XVIII--XIX вв.
- рассмотреть развитие учения о предпринимательстве в XX в.
- исследовать развитие теории предпринимательства в трудах Й. Шумпетера и П. Дракера
Объектом курсовой работы является теория предпринимательства.
Предметом -- исследование эволюции предпринимательства в России и за рубежом.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания и системный подход. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как научная абстракция, анализ и синтез, методы группировки, сравнения и др.
Глава 1. Классики экономической теории о предпринимательстве
1.1 Краткая характеристика учений о предпринимательстве в XVIII--XIX вв.
Анализ учений классиков экономической мысли в XVIII-- XIX вв. позволяет сделать один из важных выводов: в них заложены фундаментальные положения о предпринимательтве, предпринимателях, которые не потеряли актуальноти и ейча. В то же время наблюдаетя широкий пектр взглядов на иледуемые вопроы. В воих трудах клаики дали научно-практичекое определение ущноти и роли предпринимателей в экономичекой деятельноти. Уже в начале XIX в. в их работах выделяютя экономичекие, организационные и пихологичекие признаки предпринимательтва, которые позднее транформируютя в его оновные функции. Тогда же, в XIX в., ученые-экономиты указывали на инновационный характер предпринимательтва. Эта точка зрения широко иледуетя в XX толетии, ообенно во второй его половине.
Рамотрим точки зрения отдельных
ученых-экономитов на ущноть предпринимательтва
и предпринимателейБелокрылова О.С. Теория
переходной экономики / [Электронный реур].
- URL: http://uchebnik-besplatno.com/
Значительный вклад в разработку теории предпринимательтва вне Адам Смит (1723--1790 гг.). В клаичеком произведении «Иледование о природе и причинах богаттва народов» (1776 г.) он анализировал важнейшие проблемы развития экономики, читая, что экономика --это итема, в которой дейтвуют объективные экономичекие законы, поддающиея познанию. Важное значение имеет учение Смита о разделении труда, о трудовой теории тоимоти, о личном интерее индивидуумов. А. Смит читал, что труд еть итинный иточник богаттв. Он разработал теорию о роли рынка в развитии народного хозяйтва, утверждал, что помещение капитала в тране наиболее благоприятно для национального благополучия, ообенно при капитализации прибыли в отрали материального производтва.
Предприниматель, по Смиту, -- это обтвенник капитала, который ради реализации какой-то коммерчекой идеи идет на экономичекий рик и получение прибыли. По мнению ученого, предприниматель большей чатью являетя капиталитом. А. Смит предпочитал чатную обтвенноть как материальную онову предпринимательтва, но у него не было безграничного доверия к инициативе чатных лиц. По его мнению, даже при втрече ради приятного времяпрепровождения разговор предпринимателей одной и той же отрали промышленноти чато водитя к тому, чтобы утроить заговор против покупателей или принять какое-нибудь оглашение для повышения цен. По Смиту, чтобы чатное предприятие было полезно общетву, необходимы два важных уловия:
1) у предпринимателя должна
быть личная выгода от
2) конкуренция должна держать его в определенных уловиях.
А. Смит являетя первым ученым-экономитом, который был против вмешательтва гоудартва в предпринимателькую деятельноть, покольку «правительтва -- вегда и без иключения величайшие раточители...». Но невмешательтво гоудартва у А. Смита являетя общим принципом, а не аболютным правилом, поэтому гоудартво должно утанавливать размер процента, тоимоть (минимальную) банковких акций и др. Он был торонником развития конкуренции между предпринимателями и противником крупных монополий, полагая, что «потребление -- единтвенный конец и единтвенная цель вякого производтва...».
А. Смит -- первый из ученых-экономитов наиболее комплекно иледовал вопроы предпринимательтва учетом уровня развития экономичекой жизни в ередине XVIII в. Важное значение для развития предпринимательтва имели разработанные ученым предложения о налоговой итеме и таможенных пошлинахПредпринимательтво: Учеб. для эконом. вузов /М.Г. Лапута, А.Г. Поршнев, Ю.Л. Cтаротин, Л.Г. Cкамай; Го. ун-т управления. -- М.: ИНФРА-М, 2001. - С.132. .
Интере предтавляет мнение Ж. Бодо (1797 г.) о том, что предприниматель -- это лицо, неущее ответтвенноть за предпринимаемое дело. Это тот человек, который планирует, контролирует, организует и владеет предприятием. Оперируя овременными понятиями, это лицо, овмещающее функции обтвенника капитала и управляющего им. При этом Ж. Бодо указывал на необходимоть овоения капиталитом новых знаний для развития воего предприятия.
Значительный вклад в тановление теории предпринимательтва вне французкий ученый Жан Батит Сэй (1767--1832), который, изучив фундаментальный труд А. Смита «Богаттво народов», изложил вою точку зрения на ущноть и функции предпринимательтва. В «Трактате по политичекой экономии» (1803 г.) Сэй большое внимание уделяет такой пероне, как предприниматель, «которая отныне не ойдет о траниц экономичекой теории». Он разработал теорию трех факторов производтва (земля, труд, капитал), которые являютя иточником богаттва общетва. оглано этой теории в оздании тоимоти продукта (товара) равноправно учатвуют труд, земля и капитал (отождетвляемый о редтвами производтва), которые оответтвенно и являютя иточниками богаттва общетва -- заработной платы, ренты и прибыли. Сэй раматривал доходы как плату за производительные улуги, оказываемые каждым из трех факторов производтва. Ели у А. Смита на первом мете тоял предприниматель-земледелец, то у Сэя -- промышленный предприниматель. По его мнению, именно промышленники, а не капиталит в обтвенном мыле лова, не земледелец или рабочий, «почти вегда паивный», ведут производтво и гоподтвуют в облати рапределения богаттва. «Значительное влияние на рапределение богаттв, -- пишет Сэй, -- оказывает пообноть индутриальных предпринимателей. В одной и той же облати промышленноти предприниматель -- умный, деятельный, человек знаний и порядка -- приобретает богаттво, между тем как другой, не одаренный такими же качетвами или натолкнувшийя на неблагоприятные обтоятельтва, разоряетя».
Ж.Б. Сэй дает оригинальное толкование
сущности предпринимателя: это, считает
он, экономический агент, который комбинирует
факторы производства, «перетаскивает»
ресурсы из сферы низкой производительности
и прибыльности в области, в которых они
могут дать наибольший результат (прибыль,
доход). следовательно, предпринимательство
-- это экономическая деятельность, осуществляемая
посредством постоянного комбинирования
факторов, направленная на эффективное
использование всех ресурсов и получение
наивысших результатов. По мнению Сэя,
человек, капиталы и земля поставляют
то, что он называет производительными
услугами. Вынесенные на рынок, эти услуги
обмениваются в форме заработной платы,
процента и ренты. На рынке существует
спрос на эти услуги со стороны промышленных
предпринимателей (фабрикантов, земледельцев,
негоциантов), которые комбинируют производительные
услуги с целью производства товаров и
удовлетворения спроса на продукты (товары),
предъявляемого потребителями. По мнению
Сэя, предприниматель стоит в центре классической
концепции распределения богатств. «Предприниматели
-- пишет он, -- являются лишь, так сказать,
посредниками, ищущими необходимые производительные
услуги для изготовления продукта в меру
спроса на него». Но из этого следует, что
предпринимателями являются те субъекты,
которые используют (приобретают) производительные
услуги для производства и реализации
продуктов в соответствии со спросом на
них. Спрос на производительные услуги
и является «одним из оснований ценности
этих услуг» для предпринимателей. «С
другой стороны, агенты производств, люди
и вещи, земля, капиталы или промышленники
в большей или в меньшей степени, по разным
соображениям предлагают свои услуги...»
для конкретных потребителейПредпринимательтво
Сэй, как и А. Смит, был торонником
вободного предпринимательтва. Он указывал
на активный, инновационный характер предпринимательтва,
вязанный не только поиком, но и необходимотью
оздания новых комбинаций факторов производтва.
Эта точка зрения Сэя являетя наиболее
продуктивной и привлекательной для многих
предтавителей овременных теорий предпринимательтва,
ообенно И. Шумпетера, П. Дракера и дрБелокрылова
О... Теория переходной экономики / [Электронный
реур]. - URL: http://uchebnik-besplatno.com/
Попытаемя формулировать краткие выводы из учений клаиков экономичеких теорий, имеющих решающее значение для развития овременного роийкого предпринимательтва, выбрав из множетва точек зрения наиболее значимые (ущетвенные).
Важнейшее значение для развития овременного предпринимательтва имел вывод ученых-экономитов XVIII--XIX вв. о том, что предприниматель -- это обтвенник капитала, владелец обтвенного дела, управляющий им, чато овмещающий, ообенно на первой тадии функционирования обтвенного капитала (дела), обтвенничекие функции личным производительным трудом.
Приведенные в трудах клаиков мотивы предпринимательтва -- получение прибыли (дохода) путем производтва продуктов (выполнения работ) и их реализации потребителям учетом проа -- можно раматривать как оновы общеэкономичекой функции предпринимательтва.
Ообенно важно для роийких предпринимателей, отни миллиардов долларов которых «уплывают» за границу, положение клаиков о необходимоти капитализации прибыли в национальную экономику как непременном уловии экономичекого рота. Не менее актуально и определение предпринимателя как хозяйтвующего убъекта, принимающего на ебя ве виды риков, которые могут возникнуть в процее оущетвления предпринимателькой деятельноти и прежде вего из-за неопределенноти ихода этой деятельноти.
Таким образом, клаики экономичекой теории первыми определили одно из важнейших войтв предпринимательтва -- риковый характер этой деятельноти. Поэтому, чтобы добитья упехов при реализации предпринимательких проектов, необходимо научитья предвидеть рик и заранее разработать меры по предупреждению его поледтвий. Вот почему толь важно мнение ученых о том, что добитья упехов в предпринимателькой деятельноти может индивидуум, обладающий необходимыми знаниями. Ученые-клаики предупреждают, что предпринимателького упеха могут добитья только пециалиты в определенной отрали экономики, люди знающие, умные, деятельные, дициплинированные, обладающие личнотными качетвами, которые позволяют правлятья неизбежно возникающими неблагоприятными уловиями для ведения бизнеа, т.е. умеющие преодолевать опротивление окружающей реды (ообенно внешней, которая зачатую бывает по отношению к предпринимателям веьма агреивной).
В трудах клаиков фактичеки изложена точка зрения о новаторкой, инновационной функции предпринимательтва, базирующейя на потоянном комбинировании факторов производтва, на поике новых возможнотей для дотижения наилучших результатов. В вязи этим большое значение приобретают указания ученых о развитии конкуренции предпринимателей, о необходимоти ограничения монополитичекой деятельноти, а также вмешательтва гоудартва в вободную предпринимателькую деятельноть, о роли таких регуляторов предпринимательтва, как налоги, пошлины, проценты и др.
1.2 Развитие учения о предпринимательтве в XX в.
В экономичекой науке ущетвует воеобразная отраль, которую можно назвать теорией предпринимателя. Термин "предприниматель" употребляетя здеь не в привычном, обыденном мыле (обтвенник какой-либо фирмы), а понимаетя как теоретичекая категория, обозначающая убъекта, который выполняет в экономике определенную пецифичекую функцию. На долю предпринимателькой функции отаетя тот яно ощутимый, но трудом облекаемый в научные понятия компонент, который приуттвует в поведении каждого предприятия помимо или верх объективной логики капитала.