Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 14:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование развития теории предпринимательства.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать краткую характеристику учений о предпринимательстве в XVIII--XIX вв.
- рассмотреть развитие учения о предпринимательстве в XX в.
- исследовать развитие теории предпринимательства в трудах Й. Шумпетера и П. Дракера
По мнению И. Шумпетера, «величина капитала -- это тот критерий, по которому оцениваетя деятельноть предпринимателя, это тот талант, который он не зарывает в землю, а пукает в оборот».
И. Шумпетер иледует проблему мотивов предпринимателя, которые оответтвуют девизу: еще больше. Прежде вего, это мечта и воля оновать вою чатную империю и в большинтве лучаев, хотя и не вегда, -- вою динатию. воя империя дает предпринимателю протор и чувтво влати. Шумпетер выделяет ледующую группу мотивов: одному нужна «вобода» и «уловия для развития личноти»; другой хочет обладать «ферой влияния»; третий движим «нобизмом», но не танет этого делать.
Вторая группа мотивов вязана волей к победе. юда входят, одной тороны, желание борьбы, а другой -- тремление к упеху ради упеха. В обоих лучаях, читает И. Шумпетер, экономичекая торона дела ама по ебе для предпринимателя овершенно безразлична. Величина прибыли здеь -- вего-навего показатель упеха -- зачатую только потому, что другого нет -- и имвол победы. И в этой группе можно выделить такой мотив, как тремление поднятья вверх по оциальной летнице. Эти мотивы поведения предпринимателя принципиально отличаютя от экономичеких. Третья группа мотивов вязана радотью творчетва, которая проявляетя и в других лучаях, но только в предпринимателькой деятельноти тановитя определяющим мотивом поведения предпринимателя. Это и прото удовольтвие от работы, и радоть, которую ипытывает человек от «воего творения». И здеь блага приобретаютя не ради них амих, т.е. теряетя обычный мыл их приобретения. По мнению И. Шумпетера, функция предпринимательтва отоит главным образом в революционизировании производтва путем ипользования изобретений или разнообразных возможнотей для выпука новых или тарых (но новым пообом) товаров, открытия новых иточников ырья, рынков быта, реорганизации производтва и т.п. одержанием предпринимателькой деятельноти являетя «оущетвление новых комбинаций факторов» производтва и оущетвления разнообразных нововведений. Ообое значение для развития предпринимательтва в любой тране имеет отояние хозяйтвенно-политичекой реды, которая предопределяет не только пообы ипользования «новых комбинаций», но и оновные типы мотивации предпринимателькой деятельноти.
И. Шумпетер читал, что для развития предпринимательтва необходимы два оновных фактора:
а) организационно-хозяйтвенное новатортво;
б) экономичекая вобода.
Он был противником вмешательтва гоудартва в предпринимателькую деятельноть, защитником вободного предпринимательтва.
2.2 Теория предпринимательтва П. Дракера
Значительный вклад в развитие теории предпринимательтва вне изветный американкий ученый П. Дракер. В воих трудах он подчеркивает ообую роль в развитии теории предпринимательтва французкого экономита Ж.Б. Сэя, который еще в 1800 г. утверждал, что предприниматель перемещает экономичекие реуры из облати низкой производительноти и доходов в облать более выокой производительноти и прибыльноти. П. Дракер тоит на точке зрения Сэя о комбинировании факторов производтва как важной функции предпринимателей, причем на вемерном ипользовании инноваций. Вмете тем Дракер положительно отноитя к оновным положениям учения Шумпетера о предпринимательтве и предпринимателях.
По его мнению, под предпринимателем понимаетя человек, который открывает вой обтвенный новый мелкий (малый) бизне, но при этом не вякий мелкий бизне являетя предпринимательким, а только тот, который оздает новый рынок, формирует новых покупателей. Предпринимателькие предприятия характеризуютя прежде вего тем, что они пытаютя оздать что-то новое и отличное от уже имеющегоя, изменяют и преобразуют ценнотные утановки. Однако, по мнению П. Дракера, принципы предпринимательтва практикуютя также и на крупных и даже на тарых предприятиях. Чтобы малое предприятие функционировало как предпринимателькое, оно должно обладать ообыми войтвами вдобавок к тому, что оно небольшое и новое. Предпринимательким являетя предприятие не потому, что оно новое, и не потому, что оно небольшое, хотя и бытро развивающеея, а потому, что в онове его деятельноти, по мнению Дракера, лежит оознание того факта, что выпукаемые изделия имеют индивидуальные характеритики, про на них выро до такой тепени, что образовалаь «рыночная ниша», а новая техника делает возможным превращение ложных операций в научный проце.
П. Дракер читает, что предпринимательтво нельзя отнети ни к науке, ни к икутву. Это конкретная деятельноть, практика. Конечно же, предпринимательтво имеет вою базу знаний, а знания в предпринимательтве являютя редтвом для дотижения цели. Однако многие пециалиты егодня раматривают предпринимательтво как нечто, имеющее оттенок таинтвенноти, как дар, талант, вдохновение или даже «озарение». Но в то же время ам Дракер читает, что предпринимательтву ледует учить. Нелучайно в США оздана разветвленная еть подготовки предпринимателей, в том чиле в колледжах и универитетах.
По мнению ученого, базой предпринимательтва являютя овременные знания. одержанием, функцией предпринимательтва являютя нововведения во вех ферах деятельноти, в том чиле и в управлении, поэтому управление -- это новая технология (а не новая отраль или изобретение), которая делает американкую экономику предпринимателькой . «Ему (управлению) также под илу превратить Америку в предпринимателькое общетво...»Светуньков С.Г., Ишутин Р.В. Оновы теории предпринимательтва: Учебник для экономичеких пециальнотей вузов. - М.: Роийкая академия предпринимательтва, 2005. - С.156.. Эта мыль очень важна для роийкой экономики.
По мнению П. Дракера, нововведения являютя ообым интрументом предпринимателей, редтвом, при помощи которого они ипользуют изменения как благоприятную возможноть для оущетвления воих замылов в фере бизнеа и улуг. Поэтому в задачи предпринимателей входят целенаправленный поик иточников нововведений, а также изменение их признаков, указывающих на возможноть дотижения упеха.
Как читает П. Дракер, предпринимательтво оновываетя на экономичекой и оциальной теориях, оглано которым изменения -- вполне нормальное и ететвенное явление. Новые идеи как раз и отавляют мыловую онову термина «предприниматель», поэтому предпринимателькой задачей являетя «озидательное разрушение» (как ранее указывал И. Шумпетер). Предпринимателей отличает инновационный тип мышления.
Инновационноть -- ообый интрумент предпринимательтва, который направлен на то, чтобы вдохнуть в имеющиея реуры новые войтва целью оздания благ. Реура так такового не ущетвует до тех пор, пока человек не найдет в природе что-нибудь полезное и не наделит его экономичекой ценнотью. В задачи предпринимателей входят целенаправленный поик иточников нововведений, а также изменение их признаков, что позволяет добитья упеха. По мнению ученого, предприниматель -- это человек, ипользующий любую возможноть макимальной выгодой.
Дракер формулирует четыре предпринимателькие тратегии, которые позволяют добитья упеха:
1) ворватья первым и нанети маированный удар;
2) напать бытро и неожиданно;
3) найти и захватить «экологичекие ниши»;
4) измерять экономичекие
характеритики продукта, рынка или
отрали. П. Дракер читает, что в
принципе предпринимательтво
Теоретичекое и практичекое значение имеет точка зрения Дракера о ущноти таких новых терминов, как предпринимателькая экономика, предпринимателькое общетво, предпринимателькое управление. Он иледует проблемы формирования в тране предпринимателькой реды, а также мотивации предпринимателей, уловия оущетвления ими воего бизнеа.
Заключение
В заключении куровой работы можно делать ледующие выводы:
Изучив иторичекий апект развития предпринимательтва выянили, что важнейшее значение для развития овременного предпринимательтва имел вывод ученых-экономитов XVIII--XIX вв. о том, что предприниматель -- это обтвенник капитала, владелец обтвенного дела, управляющий им, чато овмещающий, ообенно на первой тадии функционирования обтвенного капитала (дела), обтвенничекие функции личным производительным трудом.
Приведенные в трудах клаиков мотивы предпринимательтва -- получение прибыли (дохода) путем производтва продуктов (выполнения работ) и их реализации потребителям учетом проа -- можно раматривать как оновы общеэкономичекой функции предпринимательтва.
Клаики экономичекой теории первыми определили одно из важнейших войтв предпринимательтва -- риковый характер этой деятельноти. Поэтому, чтобы добитья упехов при реализации предпринимательких проектов, необходимо научитья предвидеть рик и заранее разработать меры по предупреждению его поледтвий. Вот почему толь важно мнение ученых о том, что добитья упехов в предпринимателькой деятельноти может индивидуум, обладающий необходимыми знаниями.
В трудах клаиков фактичеки изложена точка зрения о новаторкой, инновационной функции предпринимательтва, базирующейя на потоянном комбинировании факторов производтва, на поике новых возможнотей для дотижения наилучших результатов.
Иледуя развитие учения о предпринимательтве в XX в. видим, что пециальная теория предпринимателя не получила в западной экономичекой науке веобщего рапротранения. Она существует лишь в виде отноительно небольшого анклава, находящегоя за пределами магитральной линии развития экономичекой теории. Однако, в рамках этого анклава уживаютя различные концепции предпринимателькой функции и личноти предпринимателя. Нами рамотрен вклад в развитие теории предпринимательтва таких ученых, как А.И. Агеев, А.В. Буыгин, В.В. Радаев, Оипов Ю.М., А. Каминка, А. Петражицкий.
В трудах И. Шумпетера изложены важнейшие проблемы теории и практики предпринимательтва, изучение которых имеет немалое значение для роийкого предпринимательтва. Так, значительный интере предтавляет учение о ущноти предпринимателей, их личнотных качетвах, мотивах деятельноти и др.
Ничем не ограниченное приобретение благ, не вязанное чувтвом удовлетворения от их потребления, - вот цель предпринимателя, оглано Шумпетеру. Интеллект Шумпетеровкого предпринимателя ильно ограничен и избирателен: он направлен на веьма узкий круг явлений, которые предприниматель изучает доконально. Важнейшим войтвом предпринимателя являетя его чутье, интуиция, которой он возмещает неизбежный во вяком новом деле.
Значительный вклад в развитие теории предпринимательтва вне изветный американкий ученый П. Дракер. В воих трудах он подчеркивает ообую роль в развитии теории предпринимательтва французкого экономита Ж.Б. Сэя, который еще в 1800 г. утверждал, что предприниматель перемещает экономичекие реуры из облати низкой производительноти и доходов в облать более выокой производительноти и прибыльноти. П. Дракер тоит на точке зрения Сэя о комбинировании факторов производтва как важной функции предпринимателей, причем на вемерном ипользовании инноваций.
Библиографичекий пиок
Научная и учебная литература
1. Асаул, А.Н, Организация
предпринимателькой
2. Белокрылова О.С. Теория
переходной экономики / [Электронный
реур]: - URL: http://uchebnik-besplatno.com/
3. Буров, В.Ю. Оновы предпринимательства: учебное пообие / В.Ю. Буров. - Чита, 2011.
4. История предпринимательства: учеб. Пообие для тудентов, обущающихя по экономичеким пециальнотям / В.З. Черняк. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2010.
1. История предпринимательства России: курс лекций. - М.: КНОРУ, 2010.
2. Кантарбаева А., Мутафин А. Теория предпринимательтва и эволюционная экономика/ [Электронный реур]: - URL: http://www.sbiblio.com/forum/
3. Кузнецов О.Ю. «К вопроу
об эволюции теорий
4. Кузьмина Е.Е. Организация
предпринимателькой
5. Предпринимательство: учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка. - 5-е изд., перераб. И дополн. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
6. Предпринимательство: учебник / под ред. М.Г. Лапуты. М.: ИНФРА-М, 2005.
7. Предпринимательство: Учебное
пообие для экономичеких
8. Предпринимательство: Учеб. для эконом. вузов /М.Г. Лапута, А.Г. Поршнев, Ю.Л. Cтаротин, Л.Г. Cкамай; Го. ун-т управления. -- М.: ИНФРА-М, 2001
9. Светуньков С.Г., Ишутин
Р.В. Оновы теории
10. Хизрич Р., Питер М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха: пер. с англ. Вып. 1. М. : Прогресс -- Университет, 1991.
11. Шумпетер И. Теория экономического развития. -М., 1982.
12. Экономический ловарь /Отв. ред. А.И. Архипов. - М.; ТК Велби, Изд-во Пропект, 2011.