Типы предприятий в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование и анализ существующих на российском рынке типов предприятий.

В соответствии с выдвинутой целью в работе поставлены следующие задачи, определившие ее внутреннюю логику и структуру:

- определить понятие «предприятие»;

- привести и проанализировать существующую классификацию предприятий, действующих на российском рынке;

- провести сравнительный анализ статистических данных о деятельности малых предприятий различного типа за 2008 год.

Содержание

Введение 3

Глава I 5
Предприятие как хозяйствующий субъект экономики 5
Глава II 8
Типы предприятий 8
1. По цели деятельности 10
2. По организационно-правовой форме 11
3. По форме собственности 15
4. По масштабу деятельности 18
5. По видам используемых ресурсов 21
6. По отраслевой принадлежности 22
7. По местоположению 23
Глава III 25
Сравнительный анализ статистических данных о деятельности малых предприятий различного типа за 2008 год 25

Заключение 33

Список использованных источников и литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Типы предприятий.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)
 

     НОУВПО  Гуманитарный университет 
 

     Факультет бизнес и управление 
 
 
 
 
 

     Типы  предприятий в Российской Федерации 
 

                             Курсовая работа

                             студента III курса, гр. 32

                             Дудкина Тимура Александровича 

                             Специальность «Менеджмент  организации» 

                             Научный руководитель

                             канд. экон. наук Е.Б. Мицек 
 
 
 
 
 

     Екатеринбург

     2009 
 

     Оглавление 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Основным  хозяйствующим субъектом в современной  экономике является предприятие  как имущественный комплекс, производитель                       и поставщик на рынок товаров и услуг.

     Проблема  определения типа предприятия не является проблемой, стоящей перед  экономической теорией, это в  первую очередь проблема предпринимателя, планирующего собственный бизнес. От выбора типа предприятия зависит  режим налогообложения, расчет барьера вхождения               в бизнес, размер необходимых инвестиций, вероятность получения государственной поддержки для развития бизнеса и многие другие аспекты, формирующие успешное дело. Именно поэтому выбранная тема является актуальной для любого как начинающего, так и осуществляющего предпринимательскую деятельность субъекта экономики.

     В настоящих условиях развития экономических  отношений в нашей стране нельзя оставаться некомпетентным  в вопросах организации бизнеса - это может  привести к непоправимым потерям.

     Целью настоящей работы является исследование и анализ существующих на российском рынке типов предприятий.

    В соответствии с выдвинутой целью  в работе поставлены следующие задачи, определившие ее внутреннюю логику и  структуру:

     - определить понятие «предприятие»;

     - привести  и  проанализировать  существующую классификацию предприятий,  действующих на российском рынке;

     - провести сравнительный анализ статистических данных                               о деятельности малых предприятий различного типа за 2008 год.

     Предметом настоящего исследования являются существующие на российском рынке типы предприятий.

    Информационной  базой исследования являются нормативно – правовые акты, регулирующие процесс создания и деятельность предприятий на российском рынке; учебники практиков - экономистов.

    Структура работы соответствует цели исследования и поставленным задачам.

     В первой главе работы дается анализ понятия «предприятие» с точки  зрения различных подходов – правового, экономического, управленческого.

     Во второй главе работы рассматриваются типы предприятий по приведенной классификации.

     Третья  глава исследования посвящена сравнительному анализу статистических данных о деятельности малых предприятий различного типа за 2008 год. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I

Предприятие как хозяйствующий субъект экономики

 

     В современных экономических условиях предприятие, как хозяйствующая  единица, является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.  

     Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение  максимально возможной прибыли  за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных  услуг), на основе которой удовлетворяются  социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

     На  основе общей миссии предприятия  формируются                                      и устанавливаются общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными                                  и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.

     Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).  

     Понятие «предприятие» в экономической теории рассматривается комплексно.

     Рассмотрим  правовое содержание понятия «предприятие».                     Так Гражданский кодекс Российской Федерации, в статье 132, дает следующее определение понятию «предприятие»: «Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.

     Предприятие в целом или его часть могут  быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав.

     В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором1».

     Современный экономический словарь вкладывает в исследуемое понятие следующее содержание: «Предприятие - обособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный                          с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителю продукцию (выполнить работы, оказать услуги) соответствующего значения, профиля и ассортимента. Производственное предприятие также называют производством»2.

     Среда и предпринимательство – две  стороны рыночного хозяйства, активно  взаимодействующие друг с другом, побуждая к изменению                     и развитию. Эти взаимодействия и  составляют важнейший момент развития инновационного потенциала в России, поскольку позволяют увидеть                     и оценить более широкий и более конкретный круг условий осуществления реформ. Это могут быть и реформы собственного предприятия для любого из субъектов хозяйствующей деятельности.

     Экономическая среда является главной определяющей предпосылкой              в развитии и функционировании предпринимательства. Известно, что                   в современных управленческих теориях (А. Чандлер, П. Лоуренс, Дж. Лорш, Дж. Томпсон, А. Неганди и др.) прочно закрепилась трактовка фирмы как «открытой системы», подчеркивающая решающее значение для выживания                                 и прибыльности компании целого конгломерата факторов внешней среды.

     Рыночная  экономика как система производственных отношений – это саморегулирующееся явление, имеющее своим основанием самостоятельную деятельность людей, их интересы и побуждения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II

Типы  предприятий

 

     Многообразие  существующих форм организации бизнеса, порождает широкий спектр возможностей для реализации предпринимательской  функции в рыночной экономике3. Несмотря на то, что каждая фирма является в своем роде уникальной и неповторимой, есть некоторые общие критерии, дающие возможность классифицировать фирмы по различным признакам.

     В нашей работе мы не сможем привести все существующие в мировой практике классификации фирм по различным  признакам, но хотелось бы уделить особое внимание одному из них.

     В последние десятилетия XX века широкое  распространение получила теория жизненного цикла (или этапов роста) фирмы, появившаяся  в результате исследований в области  организационных наук и в области  маркетинга. Предполагается, что продукт, выпускаемый фирмой, проходит несколько этапов с точки зрения его появления и ухода с рынка:

     0) этап разработки нового продукта;

     1) этап внедрения на рынок;

     2) этап роста;

     3) этап зрелости;

     4) этап насыщения;

     5) этап упадка.

     Этот  подход, впервые разработанный американским экономистом – маркетологом, Т.Левиттом в 1965 г., также способствовал распространению качественных определений размера фирмы на основе выделения характерных этапов ее развития. Один из вариантов данной теории фокусирует внимание на стратегии развития продукта как индикаторе  этапа роста фирмы. При этом фирмы рассматриваются в динамическом плане, как развивающиеся, начиная от малой, ориентированной на производство одного продукта, до крупной, диверсифицирующей свою деятельность по товарному и отраслевому принципу. Для характеристики этапа развития продукта используется коэффициент специализации, равный отношению годового дохода фирмы к ее общим затратам на производство и сбыт основного продукта.

     Эта классификация помогала ответить на вопрос о том, стоит ли перед государством задача поддержки тех или иных групп фирм для создания благоприятной среды в национальной экономике. Известная фраза «что хорошо для «Дженерал Моторз», то хорошо для Америки, отражает точку зрения, в соответствии с которой, государство должно ставить своей целью всемерную поддержку крупных фирм, занимающих передовые позиции в национальной экономике.

     Увы, но мы стали очевидцами неудовлетворительного  ответа на поставленный вопрос: 1 июня 2009 года GM приступил к процедуре банкротства — в суд Южного федерального округа Нью-Йорка был подан соответствующий иск. Правительство США предоставит компании около 30 млрд долларов, а взамен получит 60% акций концерна, правительство Канады — 12% акций за 9,5 млрд долларов, Объединенный профсоюз работников автопромышленности США (UAW) — 17,5% акций. Остальные 10,5% акций разделят между собой крупнейшие кредиторы концерна. Президент США Барак Обама заявил, что государство не планирует контролировать GM всегда и избавится от контрольного пакета акций, как только улучшится финансовое положение концерна.

     Предполагается, что после процедуры банкротства  концерн будет разделен на две  компании, в первую из которых войдут наиболее убыточные подразделения, а во вторую — наиболее прибыльные Chevrolet и Cadillac.        В ходе процедуры банкротства будут закрыты 40% всех дилерских центров            в США и остановлены конвейеры на 12-14 американских предприятиях, 20 тыс. человек потеряют работу4.

     Мы  стали свидетелями того, что даже государственная поддержка не может помочь одному из крупнейших мировых производителей автомобилей избежать банкротства. Благо ли крупные концерны для национальной экономики? Вопрос, на который сейчас ведущие мировые экономисты отвечают очень осторожно.

       Вернемся к рассмотрению типов предприятий, существующих                     в российской экономике. Предприятия классифицируют по различным признакам, например, по виду и характеру деятельности, формам собственности, правовому положению и др.

     Далее мы рассмотрим классификацию предприятий по основным признакам. 

1. По цели деятельности

 

     По  цели деятельности предприятия можно  разделить на:

     - коммерческие;

     - некоммерческие.

Информация о работе Типы предприятий в Российской Федерации