Типы предприятий в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование и анализ существующих на российском рынке типов предприятий.

В соответствии с выдвинутой целью в работе поставлены следующие задачи, определившие ее внутреннюю логику и структуру:

- определить понятие «предприятие»;

- привести и проанализировать существующую классификацию предприятий, действующих на российском рынке;

- провести сравнительный анализ статистических данных о деятельности малых предприятий различного типа за 2008 год.

Содержание

Введение 3

Глава I 5
Предприятие как хозяйствующий субъект экономики 5
Глава II 8
Типы предприятий 8
1. По цели деятельности 10
2. По организационно-правовой форме 11
3. По форме собственности 15
4. По масштабу деятельности 18
5. По видам используемых ресурсов 21
6. По отраслевой принадлежности 22
7. По местоположению 23
Глава III 25
Сравнительный анализ статистических данных о деятельности малых предприятий различного типа за 2008 год 25

Заключение 33

Список использованных источников и литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Типы предприятий.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

     Данная  классификация предусмотрена статьей 50 ГК РФ, которая устанавливает, что  юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

     Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме  хозяйственных товариществ и  обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных  унитарных предприятий.

     Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также              в других формах, предусмотренных законом.

     Некоммерческие  организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они  созданы, и соответствующую этим целям.

     Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов. 

2. По организационно-правовой форме

 

     Данная  классификация основывается на действующем  законодательстве Российской Федерации.

     По  организационно-экономической форме  предприятия классифицируют на5:

     - индивидуальные (ПБОЮЛ, кооперативы);

     - партнёрства (хозяйственные товарищества  и общества);

     - корпорации (акционерные общества, госкорпорации).

     Если  привести данную классификацию в  точное соответствие Гражданскому кодексу  РФ, то она будет выглядеть следующим образом:

     - индивидуальные предприниматели;

     Положения, регламентирующие деятельность физических лиц                       в качестве индивидуальных предпринимателей, установлены ч. 1 и 2 статьи 23 ГК РФ: «Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства».

     - хозяйственные товарищества и  общества;

     Основные  положения о хозяйственных товариществах  и обществах приведены в статье 66 Гражданского кодекса РФ: «Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации                  с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

     Хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

     Хозяйственные товарищества могут создаваться  в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного  товарищества).

     Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

     Участниками полных товариществ и полными  товарищами                            в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели               и (или) коммерческие организации.

     Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками  в товариществах на вере могут  быть граждане и юридические лица.

     Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками  хозяйственных обществ и вкладчиками                              в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

     Финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ  и вкладчиками в товариществах  с разрешения собственника, если иное не установлено законом.

     Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий  граждан в хозяйственных товариществах  и обществах,                         за исключением открытых акционерных обществ.

     Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ,                              за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ и другими законами.

     Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

     Денежная  оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке.

     Хозяйственные товарищества, а также общества с  ограниченной                     и дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции.

     Деятельность  некоторых хозяйственных обществ  регулируется специальными законодательными актами. Так, деятельность обществ                    с ограниченной ответственностью регулируется также Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"6, деятельность акционерных обществ регулируется Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"7

     - производственные кооперативы;

     Понятие «производственный кооператив»  приведено в статье 107 ГК РФ: «Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах                              и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах                и уставом кооператива.

     - государственные и муниципальные  унитарные предприятия;

     Положения, регулирующие деятельность унитарных  предприятий установлены статьей 113 ГК РФ: «Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, за исключением казенных предприятий.

     В форме унитарных предприятий  могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

     Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится  соответственно в государственной  или муниципальной собственности  и принадлежит такому предприятию  на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

     Фирменное наименование унитарного предприятия  должно содержать указание на собственника его имущества.

     Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником  либо уполномоченным собственником органом             и им подотчетен.

     Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

     Унитарное предприятие не несет ответственности  по обязательствам собственника его  имущества.

     - некоммерческие организации.

     Некоммерческие  организации в соответствии с  действующим законодательством  могут создаваться в виде потребительских  кооперативов (ст. 116 ГК РФ), общественных и религиозных организаций (ст. 117 ГК РФ), фондов (ст. 118 ГК РФ), учреждений (ст. 120 ГК РФ), объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) – ст. 121 ГК РФ.

3. По форме собственности

 

     Данная  классификация основывается на положении, закрепленном                                 в части 2 статьи 8 Конституции РФ8: «В Российской Федерации признаются      и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная              и иные формы собственности».

     Приведем  следующую классификацию предприятий  по форме собственности:

     - в  государственной собственности;

     - в муниципальной собственности;

     - в частной собственности;

     - в собственности общественных  организаций9;

     - в иной форме собственности (смешанная собственность, собственность иностранных лиц, лиц без гражданства).

     Поскольку все аспекты экономических отношений  неразрывно связаны с понятием имущества и прав собственности на него, важно отметить, что российское законодательство устанавливает единое понятие права собственности. Оно включает три правомочия - владение, пользование, распоряжение. Этим перечнем правомочий охвачена вся совокупность возможностей собственника. Если собственность рассматривается как экономическая категория, то право собственности квалифицируется как юридическая категория.

     Такой подход к проблеме позволяет различить  имущество, находящееся в частной  собственности, принадлежащее частным владельцам (негосударственным), преследующим частный интерес, и находящееся                   в собственности публично-правовых образований, принадлежащее государству или муниципалитетам, преследующим публичный интерес. При этом органы власти и управления любого уровня не являются субъектами права собственности, а лишь выступают от имени собственника                            и осуществляют в соответствии со своей компетенцией определенные полномочия публичного собственника.

     К государственной собственности относится собственность Российской Федерации, республик, краев, областей, автономных образований. Муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, т.е. городам, районам и составляющим их административно-территориальным образованиям. При этом законодательство предусматривает, что отдельные виды имущества могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

     В отношении частной собственности  законодательство                               не устанавливает каких-либо ограничений по количеству или стоимости имущества за исключением случаев, когда это может нарушить защиту конституционных основ, интересов других лиц, безопасности государства. Отдельные виды имущества не могут находиться в собственности граждан или юридических лиц (ст.213 ГК РФ).

     Государственные и муниципальные предприятия  составляют общественный сектор экономики, управляемый полностью органами власти. Частные предприятия составляют частный сектор экономики, не находящийся под руководством государства, однако в необходимой мере контролируемый и регулируемый им в рамках законодательства.

     Для обоих секторов экономики необходимо решение двуединой задачи: обеспечение  эффективности деятельности (получение  достаточной прибыли) и удовлетворение общественных потребностей (достижение социального благополучия). Естественно, что для частного сектора акцент интересов смещен в сторону получения прибыли, в то время как для общественного сектора в фокусе внимания находятся вопросы благополучия общества, хотя ясно, что его достижение возможно лишь на основе эффективного, прибыльного производства.

     Практика  хозяйствования во многих странах показывает возможность  и целесообразность функционирования предприятий, участниками формирования имущества которых являются совместно частные лица                     и публичные образования. В этом случае налицо смешанный сектор экономики, что вызывает в жизни использование весьма условного понятия о смешанной форме собственности. Роль государства или муниципалитета            в таких предприятиях определяется долей публичного имущества в уставном капитале предприятия.

Информация о работе Типы предприятий в Российской Федерации