Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 19:53, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование и анализ существующих на российском рынке типов предприятий.
В соответствии с выдвинутой целью в работе поставлены следующие задачи, определившие ее внутреннюю логику и структуру:
- определить понятие «предприятие»;
- привести и проанализировать существующую классификацию предприятий, действующих на российском рынке;
- провести сравнительный анализ статистических данных о деятельности малых предприятий различного типа за 2008 год.
Введение 3
Глава I 5
Предприятие как хозяйствующий субъект экономики 5
Глава II 8
Типы предприятий 8
1. По цели деятельности 10
2. По организационно-правовой форме 11
3. По форме собственности 15
4. По масштабу деятельности 18
5. По видам используемых ресурсов 21
6. По отраслевой принадлежности 22
7. По местоположению 23
Глава III 25
Сравнительный анализ статистических данных о деятельности малых предприятий различного типа за 2008 год 25
Заключение 33
Список использованных источников и литературы 35
Данная
классификация предусмотрена
Юридические
лица, являющиеся коммерческими организациями,
могут создаваться в форме
хозяйственных товариществ и
обществ, производственных кооперативов,
государственных и
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Некоммерческие
организации могут осуществлять
предпринимательскую
Допускается
создание объединений коммерческих
и (или) некоммерческих организаций в форме
ассоциаций и союзов.
Данная классификация основывается на действующем законодательстве Российской Федерации.
По
организационно-экономической
- индивидуальные (ПБОЮЛ, кооперативы);
-
партнёрства (хозяйственные
- корпорации (акционерные общества, госкорпорации).
Если привести данную классификацию в точное соответствие Гражданскому кодексу РФ, то она будет выглядеть следующим образом:
-
индивидуальные
Положения, регламентирующие деятельность физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, установлены ч. 1 и 2 статьи 23 ГК РФ: «Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства».
- хозяйственные товарищества и общества;
Основные
положения о хозяйственных
Хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).
Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.
Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
Участниками
хозяйственных обществ и
Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.
Финансируемые
собственниками учреждения могут быть
участниками хозяйственных
Законом
может быть запрещено или ограничено
участие отдельных категорий
граждан в хозяйственных
Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ и другими законами.
Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.
Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке.
Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной и дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции.
Деятельность
некоторых хозяйственных
- производственные кооперативы;
Понятие «производственный кооператив» приведено в статье 107 ГК РФ: «Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива.
-
государственные и
Положения,
регулирующие деятельность унитарных
предприятий установлены
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Имущество
государственного или муниципального
унитарного предприятия находится
соответственно в государственной
или муниципальной
Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.
Органом
унитарного предприятия является руководитель,
который назначается
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.
- некоммерческие организации.
Некоммерческие организации в соответствии с действующим законодательством могут создаваться в виде потребительских кооперативов (ст. 116 ГК РФ), общественных и религиозных организаций (ст. 117 ГК РФ), фондов (ст. 118 ГК РФ), учреждений (ст. 120 ГК РФ), объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) – ст. 121 ГК РФ.
Данная
классификация основывается на положении,
закрепленном
Приведем
следующую классификацию
-
в государственной
- в муниципальной собственности;
- в частной собственности;
- в собственности общественных организаций9;
- в иной форме собственности (смешанная собственность, собственность иностранных лиц, лиц без гражданства).
Поскольку
все аспекты экономических
Такой подход к проблеме позволяет различить имущество, находящееся в частной собственности, принадлежащее частным владельцам (негосударственным), преследующим частный интерес, и находящееся в собственности публично-правовых образований, принадлежащее государству или муниципалитетам, преследующим публичный интерес. При этом органы власти и управления любого уровня не являются субъектами права собственности, а лишь выступают от имени собственника и осуществляют в соответствии со своей компетенцией определенные полномочия публичного собственника.
К
государственной собственности относится
собственность Российской Федерации,
республик, краев, областей, автономных
образований. Муниципальной собственностью
считается имущество, принадлежащее городским
и сельским поселениям, т.е. городам, районам
и составляющим их административно-
В
отношении частной
Государственные и муниципальные предприятия составляют общественный сектор экономики, управляемый полностью органами власти. Частные предприятия составляют частный сектор экономики, не находящийся под руководством государства, однако в необходимой мере контролируемый и регулируемый им в рамках законодательства.
Для обоих секторов экономики необходимо решение двуединой задачи: обеспечение эффективности деятельности (получение достаточной прибыли) и удовлетворение общественных потребностей (достижение социального благополучия). Естественно, что для частного сектора акцент интересов смещен в сторону получения прибыли, в то время как для общественного сектора в фокусе внимания находятся вопросы благополучия общества, хотя ясно, что его достижение возможно лишь на основе эффективного, прибыльного производства.
Практика хозяйствования во многих странах показывает возможность и целесообразность функционирования предприятий, участниками формирования имущества которых являются совместно частные лица и публичные образования. В этом случае налицо смешанный сектор экономики, что вызывает в жизни использование весьма условного понятия о смешанной форме собственности. Роль государства или муниципалитета в таких предприятиях определяется долей публичного имущества в уставном капитале предприятия.