Управление предпринимательскими рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

При рыночной экономике производители, продавцы, покупатели действуют в условиях конкуренции самостоятельно, то есть на свой страх и риск. Их финансовое, будущее, поэтому является непредсказуемым и мало прогнозируемым. Риск присущ любой форме человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты управления рисками…………………………………5
1.1 Сущность, предмет и объект предпринимательских рисков………………5
1.2 Классификация предпринимательских рисков……………………………..7
1.3 Приемы и методы управления рисками……………………………………13
2 Анализ рисков предприятия и направления управления на примере
ОАО«Мегафон»…………………………………………………...……………..17
2.1 Организационно-экономическая характеристика предриятия……………17
2.2 Анализ предпринимательских рисков компании………………………….20
2.3 Пути минимизации рисков предприятия на рынке………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

управление предпринимательскими рисками.docx

— 65.16 Кб (Скачать файл)

Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков: риск упущенной выгоды, риск снижения доходности риск прямых финансовых потерь.

Риск упущенной выгоды – это  риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (страхование, хеджирование, инвестирование и т.п.).

Риск снижения доходности может  возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам  и кредитам.

Портфельные инвестиции связаны с  формированием инвестиционного  портфеля и представляют собой приобретение ценных бумаг и других активов.

Риск снижения доходности включает следующие разновидности: процентные риски и кредитные риски.

К процентным рискам относится опасность  потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными институтами, в результате повышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным  кредитам. К процентным рискам также  относятся риски потерь, которые  могут понести инвесторы в  связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке  по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам. [5].

Рост рыночной ставки процента ведет  к понижению курсовой стоимости  ценных бумаг, особенно облигаций с  фиксированным процентом. При повышении  процента может начаться также массовый сброс ценных бумаг, эмитированных  под более низкие фиксированные  проценты и по условиям выпуска, досрочно принимаемых обратно эмитентом. Процентный риск несет инвестор, вложивший  средства в среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом  при текущем повышении среднерыночного  процента в сравнении с фиксированным  уровнем. Иными словами, инвестор мог  бы получить прирост доходов за счет повышения процента, но не может  высвободить свои средства, вложенные  на указанных выше условиях.

Процентный риск несет эмитент, выпускающий в обращение среднесрочные  и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным  процентом при текущем понижении среднерыночного процента в сравнении с фиксированным уровнем. Иначе говоря, эмитент мог бы привлекать средства под более низкий процент.

Этот вид риска при быстром  росте процентных ставок в условиях инфляции имеет значение для краткосрочных  ценных бумаг.

Кредитный риск – опасность неуплаты заемщиком основного долга и  процентов, причитающихся кредитору. К кредитному риску относится  также риск такого события, при котором  эмитент, выпустивший долговые обязательства, окажется не в состоянии выплачивать  проценты по ним или основную сумму  долга.

Кредитный риск может быть также  разновидностью рисков прямых финансовых потерь.

Риски прямых финансовых потерь включают следующие разновидности: биржевой риск, селективный риск, риск банкротства, а также кредитный риск.

Биржевые риски представляют собой  опасность потерь от биржевых сделок. К этим рискам относятся риск неплатежа  по коммерческим сделкам, риск неплатежа  комиссионного вознаграждения брокерской фирмы и т.п.

Селективные риски – это риск неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для  инвестирования в сравнении с  другими видами при формировании инвестиционного портфеля.

Риск  банкротства представляет собой  опасность в результате неправильного  выбора вложения капитала, полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитываться по взятым на себя обязательствам. [7, 11]

Таким образом, существование такого множества  предпринимательских рисков предполагает использование различных приемов  и методов управления ими для  нормального функционирования организации  на рынке.

 

1.3 Приемы и методы управления  рисками

Методы  управления рисками весьма разнообразны. Средствами разрешения рисков являются избежание их, удержание, передача, снижение степени.

Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска для инвестора зачастую означает отказ от прибыли.

Удержание риска - это оставление риска за инвестором, т.е. на его ответственности. Так, инвестор, вкладывая венчурный капитал, заранее  уверен, что он может за счет собственных  средств покрыть возможную потерю венчурного капитала.

Передача  риска означает, что инвестор предает  ответственность за риск кому-то другому, например страховой компании.

Для снижения степени риска применяются различные  приемы. Наиболее распространенными  являются:

  • диверсификация;
  • приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;
  • лимитирование;
  • самострахование;
  • страхование;

Диверсификация  представляет собой процесс распределения  инвестируемых средств между  различными объектами вложения капитала, которые непосредственно не связаны  между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов.

Диверсификация  позволяет избежать части риска  при распределении капитала между  разнообразными видами деятельности.

Лимитирование - это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд и прочих операциях.

Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании.

Сущность  страхования выражается в том, что  инвестор готов отказаться от части  доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени  риска до нуля.

При выборе конкретного средства разрешения риска предприятие должно исходить из следующих принципов:

  • нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
  • нельзя рисковать многим ради малого;
  • следует предугадывать последствия риска [8].

Применение  на практике этих принципов означает, что всегда необходимо рассчитать максимально  возможный убыток по данному виду риска, потом сопоставить его  с объемом капитала предприятия, подвергаемого данному риску, и  затем сопоставить весь возможный  убыток с общим объемом собственных  финансовых ресурсов. И только сделав последний шаг, возможно, определить, не приведет ли данный риск к банкротству  предприятия.

Применение  на практике этих принципов означает, что всегда необходимо рассчитать максимально  возможный убыток по данному виду риска, потом сопоставить его  с объемом капитала предприятия, подвергаемого данному риску, и  затем сопоставить весь возможный  убыток с общим объемом собственных  финансовых ресурсов. И только сделав последний шаг, возможно, определить, не приведет ли данный риск к банкротству  предприятия.

«Способы уменьшения негативных последствий от различных видов риска, с которыми может столкнуться предприниматель» (таблица 1)

Таблица 1

Различные виды риска, которые целесообразно  страховать с помощью страховых  компаний

Вид риска

Способ уменьшения негативных последствий

Пожар и другое стихийные бедствия

Страхование сумм вероятных убытков

Автомобильные аварии

Страхование автомобиля

Риск уничтожения или порчи  груза при транспортировке

Страхование стоимости груза (морская, авиационная и другое виды транспортной страховки)

Риск от небрежности работников фирмы

Страхование стоимости возможных  убытков от небрежно сти работников

Риск от вероятной нечестности  служащих, что может нанести материальный и моральный ущерб фирме

Приобретение в страховой компании бондов «честности»

Риск невыполнения обязательств одним  из работников или группой работников, от чего зависит выполнение всего  проекта

Приобретение бондов «гарантии»

Риск приостановки деловой активности фирмы (разные причины)

Страхование суммы возможных потерь за весь период остановки бизнеса

Риск от возможной смерти или заболевания  руководителя, ведущего работника фирмы, от интеллектуальной или другой квалифицированной  деятельности которых зависит успех  фирмы

Страхование на сумму возможных убытков. Это особенно важно в наиболее ответственный период

Риск в связи с возможным заболеванием, смертью или несчастным случаем с работником.

Страхование в страховых компаниях


 

Завершающим этапом в анализе средств снижения риска является формулировка общего плана управления риском проекта. Этот план должен включать:

  • результаты идентификации всех областей риска проекта;
  • перечень основных идентификаторов риска в каждой области;
  • результаты рейтинговой оценки индикаторов риска, отражающих их значимость для достижения целей проекта;
  • результаты статистического анализа риска, анализа чувствительности и глобального анализа риска принятия проекта;
  • рекомендуемые стратегии снижения риска в каждой сфере деятельности, связанной с реализацией проекта;
  • перечень процедур, обеспечивающих мониторинг рисков предпринимательского проекта [10].

 

2 Анализ рисков предприятия и направления управления на примере ОАО «Мегафон»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

«МегаФон» - одна из наиболее динамично развивающихся сетей мобильной связи. Эта компания строит свой бизнес, основываясь на принципах максимального удовлетворения потребностей абонентов, добросовестной конкуренции и информационной открытости.

ОАО «МегаФон» предлагает потребителям услуги сотовой радиотелефонной связи. Основной услугой является передача голоса и услуги междугородной и международной связи. Также ОАО «МегаФон» предлагает широкий спектр дополнительных услуг, основанных на самых передовых телекоммуникационных технологиях. Наиболее доходными из дополнительных услуг являются обмен короткими сообщениями (SMS), информационно-справочные и развлекательные услуги, предоставляемые как по голосовым каналам, так и с использованием технологий передачи данных. Таким образом, ОАО «МегаФон» имеет стабильный источник дополнительных доходов

ОАО «МегаФон», ранее носившее название ЗАО «Северо-Западный GSM», существует более 10 лет с даты его государственной регистрации и создано на неопределенный срок. Услуги сотовой связи общество начало предоставлять в 1995 году в Северо-западном регионе Российской Федерации.

В августе 2001 года ОАО «Телекоминвест», Telia (Швеция), Sonera Holding В.У. (Нидерланды) и ООО «ЦТ-Мобайл» заключили соглашение об объединении компаний ЗАО «Северо-Западный GSM», ЗАО «Соник Дуо» и восьми других региональных сотовых операторов связи для создания национального сотового оператора под единой торговой маркой «МегаФон». Такое объединение было произведено в форме приобретения компанией ЗАО «Северо-Западный GSM» компаний. (таблица 2)

Таблица 2

Компании, входящие в холдинг ОАО «Мегафон»

Компания

Доля, %

Время начала предоставления услуг связи

ЗАО « Сонник Дуо»

100%

Ноябрь 2001 года

ОАО «МСС-Поволжье»

100%

Август 1999 года

ЗАО «Мобиком- Киров»

100%

Февраль 2001года

ЗАО «Мобиком- Центр»

100%

Декабрь 2002 года

ЗАО «Волжский GSM»

80%

Декабрь 1999 года

ЗАО «Уральский Джи ЭсЭм»

80%

Июнь 2002 года

ЗАО «Мобиком- Кавказ»

75%

Январь 2001 года

ЗАО «Мобиком –Новосибирск»

51%

Декабрь 2003 года

ЗАО «Мобиком- Хабаровск»

51%

Март 2004 года


 

Объединение компаний было завершено в марте 2002 года. В июле 2002 года ЗАО «Северо-Западный GSM» было переименовано в «МегаФон» и перерегистрировано как открытое акционерное общество. В течение 2002года и начала 2003 года доля во всех дочерних региональных сотовых операторах была доведена до 100%.

«В связи с процессом реорганизации ОАО «Мегафон» создало восемь дочерних компаний-филиалов на территории России».(таблица 3)

Таблица 3

Дочерние  компании - филиалов на территории России

Наименование филиала

Территория охвата

Время начала предоставления услуг связи

Столичный филиал ОАО «Мегафон»

г. Москвы и Московская область

Ноябрь 2001 года

Сибирский филиал ОАО «Мегафон»

Новосибирская, Кемеровская, Омская и Томская области, Алтайский и Красноярский края, республики  Алтай, Хакасия и Тыва.

Декабрь 2003 года

Северо-Западный филиал ОАО  «Мегафон»

Санкт-Петербург и Ленинградская область, Архангельская область и Ненецкий АО, Вологодская, Калининградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области и республика Карелия.

Май 2002 года

Дальневосточный филиал ОАО  «Мегафон»

Иркутская, Амурская, Сахалинская  и Магаданская области, Еврейская  автономная область, Забайкальский, Хабаровский, Приморский и Камчатский края, республика  Бурятия и Саха (Якутия), Чукотский автономный округ

2009 год

Поволжский филиал ОАО «МегаФон»

Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Оренбургская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области, республики Башкортостан, Калмыкия, Марий-Эл, Мордовия, Татарстан, Чувашия.

 

Кавказский филиал ОАО «МегаФон»

Ростовская, Воронежская, Липецкая, Тамбовская и Белгородская области, Краснодарский и Ставропольский края, а также республики: Адыгея, Дагестан, Северная Осетия — Алания, Ингушетия. Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика,

1 июля 2009 года

Центральный филиал ОАО «МегаФон»

Брянская, Владимирская, Калужская, Курская, Нижегородская, Орловская, Рязанская  и Тульская области

10 декабря 2002 года

Уральский филиал ОАО «Мегафон»

Уральский регион

 

Информация о работе Управление предпринимательскими рисками