Управление предпринимательскими рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

При рыночной экономике производители, продавцы, покупатели действуют в условиях конкуренции самостоятельно, то есть на свой страх и риск. Их финансовое, будущее, поэтому является непредсказуемым и мало прогнозируемым. Риск присущ любой форме человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты управления рисками…………………………………5
1.1 Сущность, предмет и объект предпринимательских рисков………………5
1.2 Классификация предпринимательских рисков……………………………..7
1.3 Приемы и методы управления рисками……………………………………13
2 Анализ рисков предприятия и направления управления на примере
ОАО«Мегафон»…………………………………………………...……………..17
2.1 Организационно-экономическая характеристика предриятия……………17
2.2 Анализ предпринимательских рисков компании………………………….20
2.3 Пути минимизации рисков предприятия на рынке………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

управление предпринимательскими рисками.docx

— 65.16 Кб (Скачать файл)

 

По итогам 2010 года «МегаФон» занял второе место среди сотовых операторов России по количеству активных абонентов (более 57 миллионов) и по выручке. Это говорит об эффективной работе и процветании компании. Но даже такая преуспевающая компания может столкнуться м проблемой предпринимательских рисков, которые могут ухудшить состояние фирмы. [21, 20].

К факторам, которые могут негативно повлиять на сбыт ОАО «МегаФон» своих услуг, можно отнести:

  • ухудшение экономической ситуации и, как результат, снижение доходов населения;
  • снижение цен на услуги мобильной связи с увеличением интенсивности конкуренции вследствие появления на рынке новых игроков;
  • поздний выход на новые региональные рынки, когда основная часть платежеспособных клиентов уже является абонентами конкурентов эмитента.

Для снижения рисков ухудшения сбыта вследствие описанных выше факторов ОАО «МегаФон» необходимо разрабатывать, и внедрять специальные программы лояльности для удержания абонентской базы, продолжать строить сильную торговую марку, разрабатывать эффективную маркетинговую политику [9].

 

2.2 Анализ предпринимательских  рисков компании

Как и  в работе любого предприятия, в работе ОАО «Мегафон» присутствуют риски. Одни из них могут быть прогнозируемыми, другие частично непрогнозируемыми, но все они в той или иной мере оказывают влияние на работу предприятия. Для данного предприятия характерна подверженность следующим видам  риска.

Риск конкуренции

Российский  рынок мобильной связи характеризуется  высокой концентрацией. По состоянию на ноябрь 2009 г. в России было около 168 млн. абонентов мобильной связи. При этом 85 % из них - клиенты GSM-операторов "большой тройки" - "Мобильных телесистем" (МТС), "Мегафона" и "Вымпелкома".

Таблица 4

Доли  рынка в абонентской базе по операторам (ноябрь 2009г.)

МТС

33,7 %

Вымпелком

30,7 %

Мегафон

20,7 %

Другие операторы

15 %


 

В каждом из восьми российских макро-регионов Общество конкурирует, по меньшей мере, с двумя  операторами мобильной связи. Конкуренция  ведется, во-первых, в области тарифов и, во-вторых, в области сетевого покрытия и его качества, качества обслуживания клиентов, цен на услуги роуминга и ассортимента предлагаемых дополнительных услуг [18]

Поэтому возникает риск снижения объема реализации в результате падения спроса на бренд (риск невостребованности). На возможность возникновения такого риска влияют внешнеэкономическая ситуация, информационная база, научно-технический уровень.

Риск  потери качества товара, т.е. связи, а  именно на стадии развития качества связи, что приводит к снижению цены на него. К причинам такого риска можно  отнести некачественную установку  вышек.

Риск  повышение издержек обращения в  сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин отчислений, что приводит к снижению прибыли фирмы.

Риски, связанные  с неисполнением хозяйственных  договоров. Причиной неисполнения хозяйственных  договоров часто является неплатежеспособность партнеров [12].

Среди таковых: рисков в деятельности компании можно  отметить риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров  может возникнуть в случае необходимости  изменения предварительных условий  контракта, а также при недобросовестности партнера. Такой риск имеет место  из-за вероятности «переключения» партнера на конкурирующие фирмы. Билайн, МТС которые могут предложить лучшие условия сделки.

Так как  производственно-хозяйственная деятельность Компании Мегафон непосредственно  связана с компьютеризацией и  автоматизацией, то это обстоятельство приводит к возможности потерь в  результате сбоя компьютерной системы, сбоя вычислительной техники.

Отраслевые риски

В последние  несколько лет отрасль сотовой  связи является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики. Ухудшения ситуации в данной отрасли в России в обозримом будущем не предвидится. Согласно исследованию компании J'son & Partners, количество зарегистрированных в России сим-карт по состоянию на конец ноября 2008 года достигло 183,8 млн . Эта цифра обусловлена отсутствием абонентской платы на популярных тарифных планах у российских операторов сотовой связи и низкой ценой подключения к сети. Число абонентов к концу 2010 года составило 57 миллионов человек. Между тем, десять лет назад, в 2000 году, в сети компании «Северо-Западный GSM», на основе которой впоследствии был создан «МегаФон», насчитывалось 250 тысяч человек: число абонентов за это время выросло более чем в две сотни раз! По итогам апреля 2010 года «МегаФон» впервые вышел на второе место по числу абонентов в «большой тройке» сотовых операторов России. Это обеспечило России первое место в Восточной Европе по показателю «абсолютное число абонентов сотовой связи».

Надо  отметить, что влияние этого фактора  на деятельность эмитента снижается  за счет того, что ОАО «МегаФон» является одним из трех крупнейших операторов сотовой связи на российском рынке и постепенно увеличивает свою долю рынка. Предполагаемые действия эмитента в случае усиления конкуренции: наращивание абонентской базы путем применения конкурентоспособных тарифов, своевременного расширения сетей, развития телекоммуникационной инфраструктуры и внедрения новых видов услуг.

Построение  телекоммуникационной сети ОАО «МегаФон» подвержено рискам и неопределенности, которые могут замедлить начало предоставления услуг на некоторых территориях и увеличить стоимость строительства необходимой инфраструктуры. К числу таких рисков, относятся правила, регулирующие применение телекоммуникационного оборудования в сетях связи общего пользования и ввод в эксплуатацию новых объектов. В частности, все виды оборудования подлежат обязательной государственной сертификации. [18, 16].

Риски, связанные  с возможным изменением цен на сырье, услуги, используемые эмитентом  в своей деятельности (отдельно на внутреннем и внешнем рынках), и их влияние на деятельность эмитента и исполнение обязательств по ценным бумагам.

Для расширения сетей и развития телекоммуникационной инфраструктуры эмитент осуществляет закупки специального дорогостоящего, в основном импортного оборудования. В связи с этим существуют риски, связанные с (а) возможной девальвацией рубля по отношению к Евро и Доллару США и (б) возможным повышением цен на оборудование и услуги, используемые эмитентом в своей деятельности, может оказать негативное влияние на его финансовые показатели, так как приведет к росту расходов и как следствие - к уменьшению прибыли

Высокий уровень конкуренции приводит к  необходимости снижения тарифов  на услуги эмитента с целью обеспечения  конкурентоспособности его услуг на рынке. Снижение тарифов, наряду с вложением инвестиции в развитие телекоммуникационной инфраструктуры и сокращением темпов роста абонентской базы, может привести к снижению рентабельности бизнеса. [13].

Будущая выручка от абонентов не является в достаточной степени предсказуемой. ОАО «МегаФон» стремиться к тому, чтобы контрактные абоненты заключали договоры на обслуживание. Однако многие из договоров на обслуживание могут быть расторгнуты абонентами за короткое время без существенных штрафных санкций. Уровень оттока абонентов у ОАО «МегаФон», который представляет число абонентов, отключившихся от его сети в течение определенного периода, в процентном отношении от числа абонентов в периоде подвержен колебаниям, которые трудно прогнозировать. По итогам 2009 года уровень оттока составил 34%. Рост уровня оттока абонентов обусловлен в основном высокими темпами роста абонентской базы и значительным усилением конкуренции на рынке, а также введением более жесткой системы подсчета абонентов. Существенную долю клиентов ОАО «МегаФон» составляют абоненты, которые пользуются мобильной связью в первый раз. Лояльность новых абонентов в условиях высокой конкуренции является низкой, новые абоненты мигрируют между тарифными планами и операторами чаще, чем уже устоявшиеся пользователи услуг мобильной связи. Миграция наших абонентов между тарифными планами технически регистрируется как отток, хотя абоненты остаются у ОАО «МегаФон», тем самым это отражается на общем увеличении уровня оттока в указанные периоды. Поскольку ОАО «МегаФон» планирует расходы на основе своих прогнозов будущей выручки, существенные неточности в прогнозировании выручки могут отрицательно сказаться на результатах его хозяйственной деятельности. [21].

Финансовые риски

Высокая инфляция отражается на курсе рубля  по отношению к доллару и евро и может привести к увеличению ряда расходов компании, выраженных в  этих валютах. Такие расходы включают оплату труда и арендную плату, которые  существенно зависят от общего повышения  уровня цен в России. В ситуации жесткой конкуренции ОАО «МегаФон» не сможет поднять тарифы по своим услугам до уровня, обеспечивающего текущую норму операционной прибыли. Соответственно, высокий уровень инфляции в России по отношению к девальвации рубля, может увеличить расходы компании и снизить операционную прибыль.

С целью  минимизации данного риска ОАО  «МегаФон» в большинстве случаев устанавливает тарифы на свои услуги в зависимости от изменения курса рубля по отношению к доллару США.

Риски, связанные с изменением процентных ставок

Телекоммуникационная  отрасль относится к числу  капиталоемких отраслей народного  хозяйства. Чтобы продолжать свое развитие, ОАО «Мегафон» необходимо производить  существенные капитальные вложения, строить и развивать свои телекоммуникационные сети. Сохранение и укрепление позиций  ОАО «МегаФон» на телекоммуникационном рынке потребует значительных дополнительных инвестиционных расходов. Чтобы удовлетворить свои инвестиционные потребности, ОАО «МегаФон» требуется привлечение дополнительного финансирования. Рост процентных ставок на рынке может привести к тому, что ОАО «МегаФон» будет вынужден привлекать более дорогие средства для финансирования своей инвестиционной программы и текущей деятельности.

Если  Компания не сможет получить достаточных  средств на коммерчески выгодных условиях, она, возможно, будет вынуждена  существенно сократить расходы  на развитие своих телекоммуникационных сетей, что может отрицательно повлиять на ее долю рынка и операционные результаты.

В тоже время  увеличение процентных ставок снизит стоимость обслуживания в реальном выражении уже существующих займов, ставки по которым фиксированы. [16].

Таким образом, влияние изменения процентных ставок на деятельность ОАО «МегаФон» весьма существенно.

Риски, связанные с условиями  кредитных договоров:

Инфляционный риск

Состояние российской экономики характеризуется  высокими темпами инфляции. Уровень инфляции напрямую зависит от политической и экономической ситуации в стране. В случае увеличения темпов инфляции снижается реальная стоимость процентных выплат по обязательствам в национальной валюте, что является благоприятным фактором для ОАО «МегаФон».

Риски связанные с изменением курса обмена иностранных валют.

На сегодняшний  день все тарифы эмитента по оказываемым  услугам переведены на рубли и  не привязаны к курсу доллара  США.

Разнонаправленное изменение курса доллара и  евро, а именно рост курса обмена евро относительно доллара США и  рубля приведет к удорожанию оборудования для строительства сетей, поставляемого  из Европы, таким образом, возможно существенное увеличение расходов эмитента, связанных с продолжением инвестиционной деятельности и капитальным строительством.

Для снижения валютных рисков эмитент планирует  формировать специальный фонд (в  виде валютных депозитов) для выплаты  валютных обязательств Эмитента, увеличить оборачиваемость активов, номинированных в рублях, что обеспечит рост рублевых доходов и снижение оборотных средств.

Правовые риски

Основные  правовые риски в настоящее время  связаны с неопределенностью  особенностей правового регулирования  отдельных видов услуг и условий  хозяйственной деятельности отрасли  связи со вступлением в силу с 01 января 2004 года Федерального закона от 07 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи». В  связи с принятием данного  закона принято около 30 нормативные  правовых актов, регулирующих различные  сферы деятельности в сфере оказания услуг связи. Однако некоторые положения  данных нормативных правовых актов  не применяются в связи с тем, что они содержат бланкетные нормы, а нормативные правовые акты, к  которым содержаться отсылки, не разработаны и не приняты. [15].

Риски, связанные с изменением налогового законодательства

Как и  любой иной субъект хозяйственной  деятельности ОАО «МегаФон» является участником налоговых отношений. В настоящее время в Российской Федерации действует Налоговый кодекс и ряд законов, регулирующих различные налоги, установленные федеральными и региональными органами. Применяемые налоги включают в себя, в частности, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на рекламу, налог на имущество, акцизы, единый социальный налог и прочие отчисления. Соответствующие нормативные акты нередко содержат нечеткие формулировки, либо отсутствуют вообще при минимальной базе. Кроме того, различные государственные министерства и ведомства, равно как и их представители, зачастую расходятся во мнениях относительно правовой интерпретации тех или иных вопросов, что создает неопределенность и определенные противоречия.

Подготовка  и предоставление налоговой отчетности вместе с другими компонентами системы  регулирования находятся в ведении и под контролем различных органов, имеющих законодательно закрепленное право налагать существенные штрафы, санкции и пени. Вследствие этого налоговые риски в России существенно превышают риски, характерные для стран с более развитой фискальной системой.

Информация о работе Управление предпринимательскими рисками