Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 21:37, реферат
Управление рисками – это та часть деятельности руководителей фирмы (управленческий или административный процесс), которая направлена на экономически эффективную защиту фирмы от нежелательных сознательных и случайных обстоятельств, в конечном счете наносящих материальный ущерб фирме. Управление рисками, как и всякая управленческая деятельность, имеет свой логический аспект (принятие решений) и свою процедуру (последовательность действий).
Введение
Управление предпринимательскими рисками
1.1 Механизмы нейтрализации риска
1.2 Средства разрешения риска
1.3 Уклонение от риска
1.4 Перенос (передача) риска партнерам
1.5 Приемы снижения степени риска
1.6 Распределение риска
1.7 Методы компенсации риска
1.8 Политика управления рисками
Заключение
2.
Прогнозирование экономической
обстановки, заключающееся в
периодической разработке
3.
Активный целенаправленный
4.
Мониторинг социально-
Получаемые данные позволяют уловить новые тенденции во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, заблаговременно подготовиться к нормативным новшествам, предусмотреть необходимые меры для компенсации потерь от изменения правил ведения хозяйственной деятельности, оперативно скорректировать стратегические и тактические планы.
5. Создание системы резервов, близкой к страхованию, но сосредоточенной внутри предприятия.
Основными
формами этого направления
• формирование резервного фонда предприятия, который создается в соответствии с требованиями законодательства и устава предприятия;
• формирование целевых резервных фондов. Примером такого формирования служит фонд страхования ценового риска (на период временного ухудшения конъюнктуры рынка); фонд уценки товаров на предприятиях торговли; фонд погашения безнадежной дебиторской задолженности по кредитным операциям и т.д. Перечень таких фондов, источники и размеры отчислений в них определяются уставом предприятия и другими внутренними нормативами;
•
формирование резервных сумм финансовых
ресурсов в системе бюджетов, проводимых
различными центрами ответственности.
Такие резервы
• формирование системы страховых запасов материальных и финансовых ресурсов по отдельным элементам оборотных активов предприятия. Такие страховые запасы создаются по сырью, материалам и комплектующим, по денежным средствам, готовой продукции. Формируются планы их развертывания в кризисных ситуациях, создаются свободные мощности, устанавливаются и поддерживаются новые контакты и связи;
• нераспределенный остаток прибыли, полученной в отчетном периоде.
До его распределения он может рассматриваться как резерв финансовых ресурсов, направляемых в необходимом случае на ликвидацию негативных последствий отдельных рисков.
6. Привлечение внешних ресурсов. В случае когда фирма не в состоянии покрыть все потери внутренних ресурсов, часть из них можно покрыть с использованием кредитных ресурсов. Однако в данном случае доступность кредитных ресурсов имеет существенные ограничения. И главное из них — перспектива будущей прибыльности.
Доступность кредитных ресурсов во многом зависит от остаточной стоимости бизнеса после возникновения потерь. В финансовых кругах ходит такая шутка: «Для того чтобы получить кредит, необходимо доказать, что ты в нем нуждаешься». Поэтому фирме еще до возникновения потерь необходимо иметь план их преодоления, чтобы убедить кредитные организации в перспективах деятельности фирмы.
Другим ограничением в привлечении кредитных ресурсов может быть их цена. Использование кредитных ресурсов может ослабить финансовое положение фирмы. Кредитные ресурсы как средство покрытия потерь не повышают эффективность финансовых операций, несут за собой дополнительные расходы, связанные с процентными платежами.
Среди перечисленных средств явное предпочтение в настоящее время оказывается созданию финансовых резервов, которые могут выступать в форме накопления собственных денежных страховых фондов, подготовки «горячих» кредитных линий на случай непредвиденных затрат, использование залогов и т.д.
Следовательно,
для предприятия актуальным становится
выработка финансовой стратегии, политики
управления своими активами и пассивами,
организация их оптимальной структуры
и обеспечение достаточной
В планах развертывания резервов должно быть задействовано и использование резервов внутренней среды предприятия, возможностей его самосовершенствования — от обучения и тренинга персонала в соответствии с его склонностью к риску до выработки специфической корпоративной культуры.
Кроме
перечисленных методов
•
обеспечение компенсации
• сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с партнерами. В отечественной практике этот перечень необоснованно расширяется (против общепринятых международных правил), что позволяет партнерам избегать в ряде случаев финансовой ответственности за невыполнение своих договорных обязательств;
• получение от партнеров дополнительного уровня премии за риск. Если уровень риска по намечаемой финансовой операции превышает расчетный уровень дохода по ней (по шкале «доходность-риск»), необходимо получение дополнительного дохода по ней или отказаться от ее проведения.
Перечисленные
методы компенсации риска, как правило,
более трудоемки, требуют обширной
предварительной аналитической
работы, от полноты и тщательности
которой зависит эффективность
их применения.
Политика управления предпринимательскими рисками заключается в разработке системы мероприятий по нейтрализации возможных негативных финансовых последствий рисков, связанных с различными аспектами деятельности хозяйствующего субъекта.
Реализация политики управления предпринимательскими рисками должна предусматривать определенную совокупность мероприятий (рис. 7):
1.
Идентификация отдельных видов
рисков, связанных непосредственно
с деятельностью
• на первом этапе в разрезе каждого направления предпринимательской деятельности (отдельных видов финансовых операций) выявляются свойственные им несистематические и систематические виды рисков. В связи со спецификой деятельности отдельные виды систематических рисков из формируемого перечня исключаются, например валютный риск, если предприниматель не осуществляет внешнеэкономическую деятельность;
• на втором этапе определяются внутренние или несистематические (специфические) риски, присущие отдельным видам деятельности или намечаемым финансовым операциям (структурный риск, риск неплатежеспособности и т.п.);
• на третьем этапе формируется предполагаемый общий портфель предпринимательских рисков, связанных с предстоящей деятельностью хозяйствующего субъекта, включающий возможные систематические и несистематические виды рисков. Проектируемый портфель предусматривает исходные данные для разработки бизнес-плана риск-менеджмента.
Рис. 7 Структура мероприятий политики управления рисками
2.
Оценка широты и достоверности
информации, необходимой для
определения уровня рисков. Целесообразность
данного мероприятия
3.
Выбор и использование
4.
Определение размера возможных
финансовых потерь при
5.
Исследование факторов, влияющих
на уровень
6.
Установление предельно
7. Определение направлений нейтрализации негативных последствий отдельных видов рисков. Эти направления зависят от природы факторов риска: внешних или внутренних.
8. Выбор и реализация внутренних механизмов нейтрализации негативных последствий отдельных видов рисков. Система внутренних механизмов включает средства избежания рисков, приемы снижения уровня рисков.
9. Выбор реализации внешних механизмов нейтрализации негативных последствий отдельных видов рисков. В этом случае, как правило, используется страхование рисков специальными страховыми компаниями.
10.
Оценивание результативности
Разработанную субъектом хозяйствования политику управления рисками|, целесообразно оформить в виде специального документа — «Бизнес- план риск-менеджмента». Исходные данные для такого плана содержит портфель идентифицированных рисков.
в «Бизнес-план риск-менеджмента» включаются следующие основные
разделы:
1.
Финансовая идеология
2.
Основные виды рисков, присущие
деятельности предпринимателя (
3.
Группировка рисков по
4.
Рекомендуемые формы