Цели денежно-кредитной политики ЦБ России в части регулирования деятельности промышленных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 18:57, контрольная работа

Краткое описание

Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.
В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Содержание

Введение
3
Глава 1 Сущность и инструменты денежно-кредитной политики
4
Глава 2 Влияние денежно-кредитной политики на промышленные предприятия
15
Заключение
19
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Гос рег Денежно-кредитная политика.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное  Бюджетное учреждение высшего 

профессионального образования

 

Уральский государственный  экономический университет

 

Кафедра «Экономика предприятий»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ»

Тема: Цели денежно-кредитной политики ЦБ России в части регулирования деятельности промышленных предприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каменск-Уральский

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

Глава  1 Сущность и инструменты денежно-кредитной политики

4

Глава  2 Влияние денежно-кредитной политики на промышленные предприятия

15

Заключение

19

Список используемых источников

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.

В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический  рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

Нельзя забывать и о том, что  денежно-кредитная политика - чрезвычайно  мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства.

 

 

 

 

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Управление денежной массой в обращении  — всего лишь одна из задач правительства  в рамках его общей обязанности  направлять национальную экономическую  активность в соответствии главными целями стратегии развития страны.  Существует три основных способа экономического регулирования экономики: фискальная политика, денежно-кредитная политика, прямое вмешательство государства.

Фискальная политика подразумевает экономическое регулирование за счет мероприятий в области налогов обложения и государственных расходов.

Прямое вмешательство  государства характерно для социалистических стран с директивными методами управления. Наиболее ярким примером может служить политика регулирований цен и доходов, направленная на контролирование инфляции счет замораживания цен и заработной платы, а также рационирование (распределение товаров в обществе в соответствии с необходимостью).

Денежно-кредитная политика (ДКП) представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении, объема банковских кредитов, процентных ставок, валютного курса, платежного баланса и, следовательно, на состояние экономики страны в целом [8, с. 321].

Денежно-кредитная политика - важная форма участия государства в  регулировании рыночного процесса. Роль государства в регулировании денежного рынка довольно велика. Изначально она представлена тем, что именно государство выпускает деньги в обращении. Оно берет на себя ответственность за управление денежным процессом, исходя из поставленных целей экономической политики. Следовательно, содержание денежно-кредитной политики государства определяется изначальной постановкой стратегии экономической политики.

Денежно-кредитная политика в промышленно  развитых странах рассматривается  как инструмент «тонкой настройки» экономической конъюнктуры, как оперативное и гибкое дополнение бюджетной политики. Сложившаяся мировая практика показывает, что через денежно-кредитную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь – на потребительский и инвестиционный спрос.

Денежно–кредитная политика базируется на принципах монетаризма и имеет  ряд преимуществ перед фискальной политикой. Прежде всего она обладает быстротой и гибкостью, а поскольку  проводится Центральным банком, а не парламентом страны, то в значительной мере изолирована от политического лоббизма.

Отрицательные моменты денежно-кредитной  политики заключаются в том, что  она оказывает лишь косвенное  влияние на коммерческие банки с  целью регулирования динамики предложения денег и, соответственно, не может напрямую заставить их сократить или расширить кредиты.

Главной задачей денежно-кредитной  политики является достижение поставленных экономической политикой государства  макроэкономических целей: обеспечение  устойчивого роста объема производства, необходимой стабильности цен и эффективной занятости населения. Указанные макроэкономические цели достигаются в тесном единстве средств денежно-кредитной политики со средствами, формирующими необходимые пропорции распределения созданного ВНП, соответствующий государственный бюджет, уровень занятости и оплаты труда, внешнеэкономические приоритеты.

В зависимости от состояния экономики  и целей выделяют два типа денежно-кредитной  политики (рисунок 1)

Рисунок 1 - Типы денежно-кредитной политики.

 

Цели денежно-кредитной политики можно сгруппировать следующим  образом:

Конечные цели:

а) экономический рост;

б) полная занятость;

в) стабильность цен;

г) устойчивый платежный баланс.

Промежуточные целевые ориентиры:

а) денежная масса;

б) ставка процента;

в) обменный курс.

Конечные цели реализуются кредитно-денежной политикой как одним из направлений  экономической политики в целом, наряду  с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального банка и осуществляются в рыночной экономике в основном с помощью косвенных инструментов. 

Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.

С помощью денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

Эффективность денежно-кредитной  политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудного капитала в целом. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются изменения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Это косвенные методы регулирования.

Изменение учетной ставки - старейший  метод денежно-кредитного регулирования. В его основе лежит право центрального банка предоставлять ссуды тем коммерческим банкам, которые обладают прочным финансовым положением, но в силу определенных обстоятельств нуждаются в дополнительных средствах. За предоставленные средства центральный банк взимает с заемщика определенный процент. Норма такого процента называется учетной ставкой. Таким образом, учетная ставка - это "цена" дополнительных резервов, которые центральный банк предоставляет коммерческим. Центральный банк имеет право изменять ее, регулируя тем самым предложение денег в стране.

При снижении учетной ставки увеличивается  спрос коммерческих банков на ссуды. Предоставляя их, центральный банк увеличивает на соответствующую сумму резервы коммерческих банков-заемщиков. Эти резервы являются избыточными, так как для поддержания таких ссуд, как правило, не требуется обязательных резервов. Поэтому взятые у центрального банка средства коммерческие банки могут полностью использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу.

Рост предложения денег ведет  к снижению ставки ссудного процента, т.е. того процента, по которому предоставляются  ссуды предпринимателям, населению. Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства.

При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к  сокращению спроса на ссуды центрального банка, что замедляет (или сокращает) темпы роста, предложение денег  и повышает ставку ссудного процента. "Дорогой" кредит предприниматели берут реже, а значит, меньше средств вкладывается в развитие производства.

Считалось, что обязательные резервы  коммерческих банков необходимы, чтобы гарантировать вкладчикам выплату денег в случае банкротства. Однако, как показала практика, они оказались малоэффективным средством защиты депозитов. Поэтому для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательные резервы получили другое назначение: с их помощью осуществляется контроль за объемом денежной массы и кредитом.

Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку регулировать денежную массу. Это связано с  тем, что норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования [8, с. 329].

Денежная масса – это совокупность наличных и безналичных покупательских платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг  в экономике, которыми располагают  частные лица, институциональные собственники (предприятия, объединения, организации) и государство.

Денежная база – сумма денежных средств у населения (ниличность) и резервов коммерческих банков.

Рассмотрим, как норма обязательных резервов влияет на изменение денежной массы. В процессе кредитования банк создает банковские деньги. Предположим,  что в  банк положен новый депозитный вклад в 1 тыс.  дол. Если бы норма обязательных резервов равнялась 100%, то подобная операция не послужила бы созданию  дополнительной денежной массы (поскольку вкладчик,  поместивший новый вклад в банк,  просто отдал бы 1 тыс.  долл.  бумажных денег за 1 тыс. дол. чекового депозита). Но на практике норма обязательных резервов, как известно, гораздо ниже 100%. Примем ее для простоты числового примера  равной 20%.  Допустим также, что 1-й банк получив $1000 от клиента, переводит $200 в резервные требования,  а $800 выдает в ссуду клиенту. Ссуда в $800 - это прирост избыточных резервов.  Заемщик вкладывает эти деньги в другой банк, который получает все $800. Этот второй банк обязан из вложенных в него $800  оставить в качестве резервов лишь $160,  а остальные $640  может использовать для новых ссуд,  например вложить в  какой-то третий банк. Процесс сбудет идти дальше, пока резервы не будут равны нулю.  Мультипликационный процесс расширения депозитов банковской системы в результате первоначального вклада в $1000  можно  условно представить в виде следующей таблицы.

Таблица 1 - Мультипликационный процесс  расширения депозитов банковской системы

Позиция банка

Новые депозиты

Новые ссуды

Резервы

Первоначальный банк

1000,00         

800,00      

200,00

Банки второй ступени 

800,00

640,00

160,00

Банки третьей ступени          

640,00

512,00

128,00

Банки четвертой ступени         

512,00

409,60

102,40

Банки пятой ступени             

409,60

327,68

81,92

Банки шестой ступени            

327,68

262,14

65,54

Банки седьмой ступени           

262,14

209,72

52,42

Банки восьмой ступени           

209,72

167,77

41,95

Банки девятой ступени           

167,77

134,22

33,55

Банки десятой ступени           

134,22

107,37

26,85

Итог для банков первых 10-ти ступеней

4463,13

3570,50

892,63

Сумма, приходящаяся на банки  остальных ступеней

536,87

429,50

107,37

Итог для банковской системы в целом

5000,00

4000,00

1000,00

Информация о работе Цели денежно-кредитной политики ЦБ России в части регулирования деятельности промышленных предприятий