Цели денежно-кредитной политики ЦБ России в части регулирования деятельности промышленных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 18:57, контрольная работа

Краткое описание

Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.
В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Содержание

Введение
3
Глава 1 Сущность и инструменты денежно-кредитной политики
4
Глава 2 Влияние денежно-кредитной политики на промышленные предприятия
15
Заключение
19
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Гос рег Денежно-кредитная политика.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

 

     Новый вклад в $1000 породил расширение депозитов банковской системы в $5000 (т. е. в 5 раз).  Т.е. банковская система в результате мультипликации создает сумму денег в 5 раз превышающую первоначальную. Создание банковских денег связано с механизмом депозитного (банковского)  мультипликатора или мультипликатора денежной экспансии: количество вновь созданных денег в результате кредитов банка обратно пропорционально норме  резервных  требований. В общем виде:  

kd = 1/rr,

где rr  - норма обязательных банковских резервов.

Например, если норма обязательных резервов равняется 20%,  то любое  их изменение (увеличение или уменьшение) должно теоретически вызывать  аналогичное  изменение  (увеличение или  уменьшение) объема депозитов до востребования в 5-кратном размере.  Депозитный мультипликатор основан на том, что резервы, которые теряет один банк,  приобретает другой банк, поэтому они не теряются для банковской системы в целом.

Процесс создания депозитов может "работать" и в обратном направлении, когда истощение резервов вызывает сокращение банковских денег. В случае изъятия депозитов должно произойти столь же многократное сокращение  общего  их объема, т.  е.  в соответствии с представленным примером - при норме обязательных резервов в 20% изъятие депозита  в $1000  должно  теоретически породить ликвидацию депозитов на $5000. 

На практике современный механизм эмиссии бумажных денег действует  не столь гладко и прямолинейно,  как в теории; иногда он  может  и  не срабатывать; в подобных случаях происходят нарушения равновесия в кредитно-денежной сфере и возникают высокая  инфляция.  Причины  подобных сбоев  различны.  Наиболее  серьезная  причина  -  часто проявляющееся стремление со стороны правительства и особенно  министерства  финансов решать свои финансовые проблемы за счет усиления денежной эмиссии.

Сущность операций на открытом рынке  заключается в покупке и продаже центральным банком государственных ценных бумаг. Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг.

Покупая и продавая ценные бумаги, центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку и, следовательно, на предложение денег. При необходимости  увеличить денежную массу он начинает покупать государственные бумаги у  коммерческих банков и населения. Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то центральный увеличивает резервы коммерческих банков на своих счетах на сумму покупок. Это позволяет коммерческим банкам расширить выдачу ссуд и увеличить предложение денег.

Покупку государственных ценных бумаг у населения центральный банк оплачивает чеками. Население приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а коммерческие банки предъявляют их к оплате центральному. Он оплачивает их путем увеличения резервов коммерческих банков Рост резервов расширяет возможности создания банками кредитных денег.

Если количество денег в стране необходимо сократить, центральный  банк продает государственные ценные бумаги. Их покупку коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Последний учитывает чеки, уменьшая на сумму покупки резервные счета банков. Это ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы.

Население, покупая ценные бумаги, выписывает чеки на коммерческие банки. Центральный банк учитывает эти чеки, уменьшая резервы коммерческих банков, находящиеся на его счетах, а, следовательно, и предложение денег.

Операции на открытом рынке являются наиболее важным оперативным средством воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу. Операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от других методов денежно-кредитной политики.

Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Операции на открытом рынке различаются  в зависимости от:

- условий сделки - купля-продажа  за наличные или купля на  срок с обязательной обратной продажей - так называемые обратные операции (операции РЕПО);

- объектов сделок - операции с  государственными ил и частными  бумагами;

- срочности сделки - краткосрочные  (до 3 мес) и долгосрочные (от 1 года  и более) операции с ценными  бумагами;

- сферы проведения операций - охватывают  только банковский сектор или  включают и небанковский сектор  рынка ценных бумаг;

- способа установления ставок - определяемые центральными банком  или рынком.

Установление норм обязательных резервов коммерческих банков – следующий метод, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой - эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменения норм обязательных резервов - метод прямого воздействия на величину банковских резервов. Впервые данный метод применили в США в 1933 г.

В отличие от операций на открытом рынке и учетной политики этот механизм денежно-кредитного регулирования  затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом.

Наряду с косвенными инструментами  могут применяться и административные методы регулирования денежной массы: прямое лимитирование кредитов, контроль над отдельными видами кредитов и т.д. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров кредитования в тех или иных отраслях и т.д. Принцип лимитирования, как правило, используется одновременно с льготным кредитованием приоритетных секторов экономики.

Метод использования количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Также центральный банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны  поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы.

Перечисленные нормативы обязательны  для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

К селективным методам денежно-кредитной  политики относятся следующие. Контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить их в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.

Регулирование риска и ликвидности  банковских операции. В многочисленных правительственных положениях и документах (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях и т.д.), регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском усилился в последние два десятилетия.

Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ НА ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Для  осуществления  динамичной  структурной  модернизации отечественной промышленности требуется коренное  повышение  эффективности  денежно-кредитного регулирования. В области денежно-кредитной политики надлежит, во-первых, устранить основные причины демонетизации экономики,  т.е.  отказаться  от  необоснованной  политики  количественного регулирования денежной массы и перейти к регулированию ставки рефинансирования с ее последовательным снижением до уровня, не превышающего норму  рентабельности  внутренне  ориентированных секторов промышленности.

Согласно  подходу  Центрального  банка  расширение ликвидности,  увеличение  денежной  базы  опираются  исключительно  на  приток  валюты  в  валютные  резервы. Данный подход закрепляет сложившуюся у нас экспортно-ориентированную  модель  экономического  роста,  согласно  которой  ключевую  роль  в  обеспечении  народнохозяйственного развития финансовыми ресурсами играют экспортные  отрасли.  Внутренний  спрос  отходит  на  второй план, а на первый выдвигаются факторы мирохозяйственной  конъюнктуры,  внешние  спросовые  параметры. В соответствии с этим выстраиваются и механизмы  денежно-кредитной  политики:  они начинают выполнять некие пассивные, вторичные функции,  реализующие  целеустановку  на  приток  экспортной выручки и иностранных инвестиций. Главный изъян рассматриваемого подхода состоит в том,  что он  консервирует  сложившуюся энергосырьевую  направленность  российской  промышленности.  Поскольку основные  вывозимые Россией товары, как известно,  энерго-сырьевые,  именно  их  экспортеры – продавцы валюты – формируют внутренний рублевый  спрос.  В  результате  вся «неэкспортная»,  в  том числе  наукоемкая  экономика  вынуждена  ориентироваться на сырьевой сектор, становящийся «заказчиком» услуг других секторов. 

В данной связи  следует рассмотреть  опыт США и Японии, где  в  основу  формирования  денежного  предложения  закладываются  бюджетные  параметры,  отражающие  приоритеты  народно-хозяйственного,  в  том числе промышленного  роста. Доля бюджетных ценных бумаг, приобретаемых центробанками названных стран при  формировании  денежной  базы,  достигает 70–90% последней.  Это  позволяет  целенаправленно  формировать «очаги» спроса и «точки» роста. Сначала приоритеты  промышленного  развития  финансируются  через бюджетные каналы, а затем соответствующие притоки ресурсов мультиплицируются и поступают в остальные секторы экономики, «по цепочке» продуцируя спрос и стимулируя рост в смежных и иных отраслях. При этом в составе госбумаг, на основе портфеля которых в решающей мере осуществляется центробанковская эмиссия, 50–70% приходятся на долгосрочные обязательства,  что  закладывает  прочную  базу  государственной структурно-инвестиционной  стратегии,  обеспечивая приток в экономику «длинных» денег. Отмеченная же ставка российских денежных властей на приток в страну  валюты  резко  усиливает  зависимость  всех  внутриэкономических процессов от мировой экономической и политической конъюнктуры, отодвигая на задний план мощные рычаги реализации промышленной политики, которыми располагают Банк и Минфин России. 

Для приведения денежно-кредитной  политики в соответствие  с  задачами  реализации  приоритетов  промышленного  развития уровень денежного предложения  следует привести в соответствие со спросом на кредитные ресурсы  со стороны производственной сферы. Для этого вместо эмиссии денег под прирост валютных резервов нужно перейти к рефинансированию коммерческих  банков  под залог векселей  платежеспособных предприятий реального сектора. Это потребует организации Банком  России  мониторинга  платежеспособности крупных предприятий и обеспечения прозрачности центробанковской эмиссионной политики, приведения ее в соответствие с задачами ремонетизации экономики. В свою очередь, доступ предприятий к кредитным ресурсам,  необходимый  для  их  модернизации,  потребует от них повышения прозрачности и эффективности хозяйственной деятельности. При таком формировании политики  денежного  предложения  обеспечивается главная  функция  денежной  эмиссии – кредитование модернизации  промышленности  и  экономического роста. Снижая ставку рефинансирования, Банк России стимулирует  рост  активности  хозяйствующих  субъектов, повышая ее, – ужесточает требования к эффективности  их  работы.  Это  дает  возможность  проведения гибкой  денежно-кредитной  политики,  адекватной  целям и приоритетам структурной перестройки промышленности.

Необходимо  приступить  к  формированию  механизмов  долгосрочного  кредитования  инвестиций  в  развитие  и  модернизацию  предприятий,  осваивающих перспективные технологии современного и нового укладов, создав для этого полноценные институты  развития  с  механизмами  их  централизованного рефинансирования.

Следует отказаться от использования гарантированных  государством  высокодоходных  спекулятивных  инструментов,  отвлекающих  денежные  ресурсы из производственной сферы. Это касается эмиссии Банком России облигаций и открытия им депозитных  счетов  коммерческим  банкам.  Переориентация политики  денежного  предложения  на  рефинансирование производственной деятельности снимает проблему стерилизации «избыточной» денежной массы: соответствующим регулированием процентных ставок обеспечивается ее связывание в кредитовании роста объемов и  повышения  эффективности  производства  и  предложение товаров и услуг. В результате проведения предлагаемых  мер  динамика  денежного  предложения  станет соответствовать динамике действительного спроса на  деньги,  обеспечивая  эффективное  использование имеющегося  в  стране  научно-производственного  потенциала в целях прогрессивных структурных преобразований промышленности. 

Для мобилизации финансовых ресурсов на приоритетных  направлениях  структурной  перестройки  промышленности  целесообразно  использовать  систему государственных  банков развития. Формально некоторые  из этих банков – Российский  банк  развития, Росэксимбанк и Россельхозбанк – созданы, но ни один из них в качестве института развития так и не заработал.

Чтобы  это  произошло,  они  должны  быть  встроены  в определенную систему организации финансовых потоков, включающих: механизмы рефинансирования таких банков; процедуры выбора приоритетных направлений экономического  развития;  надежный  контроль  эффективности использования предоставляемых кредитов. Государственная банковская  система призвана  компенсировать  отсутствие  эффективно  работающего  рыночного механизма внутри- и межотраслевого перелива капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В  настоящее  время  в  России  происходит  существенное  свертывание  инвестиционных  процессов,  что  может  привести  к  консервации  существующей  структуры отечественной промышленности еще на несколько  лет.  Поиск  эффективных  методов  и  инструментов государственного  регулирования  структурных  преобразований приобретает особую актуальность.  В  мировой  практике  накоплен  обширный  опыт  использования методов прямого и косвенного  регулирования экономики и ее  структуры. Одним из инструментов регулирования развития промышленности выступает денежно-кредитная политика.

Информация о работе Цели денежно-кредитной политики ЦБ России в части регулирования деятельности промышленных предприятий