Шпаргалка по "Предпринимательскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 00:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Предпринимательское право".

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 286.45 Кб (Скачать файл)

1. Понятие предпринимательского права. Основные научные концепции правового регулирования предпринимательской деятельности.

 

В современной  юридической литературе можно выделить три основные теории, определяющие понятие предпринимательского права.

Первая  и главная теория - предпринимательское право есть составная часть гражданского права. По мнению цивилистов, предпринимательское право не имеет предмета и метода правового регулирования в их традиционном понимании, а также особых принципов в сфере предпринимательской деятельности, но может быть признано отраслью законодательства и самостоятельной научной и учебной дисциплиной.

В. Ф. Попондопуло дает определение предпринимательского права как совокупность общих и специальных норм гражданского права, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Вторая  теория - предпринимательское право как самостоятельная отрасль права - принадлежит сторонникам концепции хозяйственного права, где понятия «хозяйственное право» и «предпринимательское право» - синонимы со всеми вытекающими отсюда научными выводами. Согласно данной теории общественные отношения подразделяются на три группы общественных связей:

а) предпринимательские  имущественные (горизонтальные);

б) предпринимательские  управленческие (вертикальные);

в) предпринимательские  внутрифирменные (корпоративные).

По третьей теории предпринимательское право комплексная отрасль, сочетающая публично-правовые и частноправовые начала.

 

 

2. Правоотношения, возникающие в  сфере предпринимательской деятельности.

 

Правоотношение представляет собой индивидуализированную правовую связь в виде соответствующих субъективных прав и юридических обязанностей, возникающую между ее участниками по поводу конкретного объекта. Предпринимательское право регулирует различного рода общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности. Соответственно правоотношения в рассматриваемой сфере также неоднородны.

Общественные отношения подразделяются на три группы:

1) предпринимательские имущественные (горизонтальные);

2) предпринимательские управленческие (вертикальные);

3) предпринимательские внутрифирменные (корпоративные).

В сфере  так называемых горизонтальных имущественных  отношений возникают частноправовые гражданские правоотношения.

Значительные  трудности возникают при определении  круга правоотношений, возникающих в области вертикальных управленческих отношений. Указанные правоотношения неоднородны. Это административные, финансовые, налоговые и другие публичные правоотношения.

Сложным является вопрос о правоотношениях, возникающих в области применения норм корпоративного права. Эту группу составляют отношения принадлежности имущества обособленным подразделениям, отношения, регулирующие деятельность структурных подразделений внутри юридического лица и др.

 

 

3. Методы и принципы правового  регулирования предпринимательской  деятельности.

 

Поскольку предпринимательское право носит комплексный характер, то и правовое регулирование характеризуется сочетанием диспозитивных и императивных способов воздействия на субъектов. Субъекты предпринимательских правоотношений могут находиться в равноправном (горизонтальном) или подвластном (вертикальном) положении, поэтому взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется интересами государства и общества – характерная черта метода правового регулирования предпринимательского права. Таким образом, предпринимательское право как комплексная отрасль имеет два основных метода регулирования отношений: равенства и подчинения.

В литературе по предпринимательскому праву чаще всего называют несколько методов  правового регулирования: обязательных предписаний; автономных решений (метод  согласования и метода разрешения); рекомендаций.

Принципы правового регулирования предпринимательской деятельности выглядят следующим образом:

1) принцип  свободы предпринимательской деятельности;

2) принцип  свободы договора;

3) принцип  свободного перемещения объектов  предпринимательской деятельности;

4) признание  многообразия форм собственности  и равно их защита;

5) принцип  поддержания конкуренции и недопущение  деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;

6) принцип  государственного регулирования  предпринимательской деятельности  и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела;

7) принцип  законности.

 

 

4. Законодательство, регулирующее  предпринимательскую деятельность.

 

Предпринимательское законодательство – это совокупность комплексных нормативно-правовых актов  различной юридической силы, содержащие нормы частного и публичного права.

Специфика предпринимательского законодательства в следующем:

1) данное  законодательство посвящено особому  субъекту – лицу, осуществляющему  предпринимательскую деятельность и связанным с этим лицом иным субъектам;

2) предпринимательское  законодательство имеет особый  объект – отношения, возникающие  в сфере предпринимательской  деятельности;

3) предпринимательское  законодательство носит комплексный  характер, присутствуют нормы как частного, так и публичного права;

4) предпринимательское  законодательство не находится в исключительном ведении РФ, а формируется как на уровне РФ, так и на уровне субъектов РФ, муниципальных образований и организаций.

Основные  недостатки предпринимательского законодательства: большое количество коллизий и пробелов, колоссальная динамика, декларативный характер многих норм.

Виды  актов предпринимательского законодательства: Конституция РФ, ФЗ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления.

В системе  предпринимательского законодательства заметную роль играют акты локального (внутрикорпоративного) регулирования. Последние в зависимости от характера  содержащихся в них предписаний  подразделяются на нормативные и индивидуальные. Локальные корпоративные акты принимаются тем же субъектом, которых их и выполняет, принимаются по вопросам внутренней организации субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность В зависимости от вопросов внутренней деятельности субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, выделяются:

1) правовые акты, которые регламентируют внутриуправленческие отношения (между руководством и структурными подразделениями)

2) правовые  акты, которые регламентируют отношения  между структурными подразделениями

3) правовые  акты, которые регламентируют отношения,  связанные с перемещением товарно-материальных  ценностей внутри юридического  лица.

Другим  источником предпринимательского права  является обычай делового оборота – это сложившиеся и широко применяемые в какой-либо сфере предпринимательской деятельности правила поведения. Признаки обычая делового оборота:

1) это  сложившиеся и широко применяемые  в сфере предпринимательской  деятельности правила поведения;

2) обычай  делового оборота рассчитан на  широкое и массовое исполнение;

3) это  правило, которое не предусмотрено  законодательством (этим обычай  делового оборота отличается  от нормы права);

4) обычаи  делового оборота не образуют  какой-либо системы, существуют  независимо друг от друга;

5) обычай  делового оборота существует  независимо от того, закреплён  он где-либо формально или нет.

Международные договоры также являются источником предпринимательского права. Наряду с общепризнанными принципами международного права и международными договорами РФ в рассматриваемой сфере действуют международно-правовые обычаи и акты международных организаций.

 

 

5. Значение судебной практики  в регулировании отношений в  сфере предпринимательской деятельности.

 

Не служат источниками предпринимательского права акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов, в частности Постановления Пленума ВАС РФ. Они должны рассматриваться как средство достижения единообразного понимания и применения источников права предпринимательской сферы. В силу своей компетенции арбитражный суд выявляет пробелы в действующем законодательстве, предлагает варианты разрешения, совершенствует действующее законодательство, вырабатывает единообразную практику применения действующего законодательства.

Высшие  судебные инстанции на основе изучения и обобщения практики применения законов и других нормативных  правовых актов, регулирующих отношения  в сфере предпринимательской  и иной хозяйственной деятельности, дают разъяснения по вопросам судебной практики. Указанные разъяснения  облекаются в форму постановлений  либо информационных писем. Например, в соответствии с Законом РФ «Об  арбитражных судах в РФ» Пленум ВАС РФ по вопросам своего ведения принимает постановления, обязательные для арбитражных судов.

 

 

6. Понятие и признаки предпринимательской  деятельности. Формы и виды предпринимательской  деятельности.

 

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи  товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке.

Признаки  предпринимательской деятельности:

1) представляет собой совокупность постоянно осуществляемых действий, которые неразрывны, согласованы между собой и охвачены единой целью;

2) самостоятельность, то есть относительная имущественная и организационная независимость предпринимателя от иных лиц;

3) рисковый  характер деятельности – вероятность неполучения положительного результата и возможность получения отрицательных последствий;

4) цель  – систематическое извлечение  прибыли;

5) легализованный  характер - предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в установленном порядке.

Виды предпринимательской деятельности:

1) по характеру: банковская, страховая, производственная, инвестиционная, строительная и т.д.;

2) с точки зрения критерия легальности: законная, незаконная;

3) по территории: внутригосударственная, международная;

4) в зависимости от субъекта: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель.

В законодательстве предусмотрены следующие формы  предпринимательства: индивидуальное, коллективное, государственное.

 

 

7. Государственное регулирование  предпринимательской деятельности.

 

Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений.

Государство в лице компетентных органов осуществляет экономическую функцию, что выражается в следующих направлениях: обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии; формирование государственного бюджета; защита окружающей среды и пользование природными ресурсами; обеспечение занятости населения; обеспечение безопасности и обороны; реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение зашиты от монополизма; соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.

Государственное регулирование предпринимательской  деятельности можно классифицировать в зависимости от степени воздействия  государства на те или иные общественные отношения в различных отраслях национальной экономики, в зависимости от методов – прямое, косвенное регулирование, в зависимости от территории – регулирование на федеральном, региональном и местном уровне.

Можно выделить основные направления государственно-правового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности. Это, например: антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности; использование форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, квоты, система заказов); государственное регулирование цен; государственный контроль за предпринимательской деятельностью; государственное регулирование международных экономических отношений.

В механизме государственного регулирования предпринимательской деятельности важное место принадлежит государственному контролю как одному из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательской  деятельности осуществляется также с применением норм ФЗ «О техническом регулировании». К категории обязательных требований «О техническом регулировании» относит только требования к безопасности продукции, которые являются объектом контроля со стороны государства.

 

 

8. Государственное прогнозирование  и планирование социально-экономического  развития РФ.

 

Государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития РФ, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Информация о работе Шпаргалка по "Предпринимательскому праву"