Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 05:29, курсовая работа
Цель данного курсового проекта – Проектирование и разработка базы данных для калькуляции блюд в ресторане для упрощения, оптимизации и модернизации работы с информацией для повышения эффективности работы всего предприятия в целом, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков по специальности и применение их при решении технического задания. В практической части курсового проекта для создания модели и базы данных ресторана использованa программa Microsoft Access.
Калькуляционные карточки регистрируют в специальном реестре после подписи их лицами, которые несут ответственность за правильность установления продажных цен.
Исчисленные продажные цены необходимо сопоставить с ранее действующими ценами на такие же блюда и тщательно проанализировать причины возможных отклонений.
Следует отметить, что цены на полуфабрикаты и кулинарные изделия также исчисляются методом калькуляции исходя из стоимости сырьевого набора продукции по продажным ценам. Составим несколько калькуляционных карточек. При составлении карточек следует обратить внимание на следующее:
База данных предназначена для организации занимающейся организацией общественного питания. Она должна содержать калькуляционные карты и формировать необходимые отчеты, а также план-меню для посетителей. Главным назначением базы данных является организация автоматизации данных процессов. База данных разрабатывается для работы под управлением операционной системы Windows ХР с установленным программным комплексом Microsoft Office, включая базу данных Access. Данная база данных должна быть построена по технологиям и в полном соответствии с идеологией пакета Microsoft Office, что позволит пользователям свободно наращивать её функциональность. База данных должна работать на одном компьютере или в локальной сети. Основной режим работы – диалоговый, т.е. пользователь работает с базой данный, используя объекты форм поля, кнопки, списки, получая при этом необходимые отчеты в Access, используя для этого специальные шаблоны. Программа должна иметь простой и понятный рядовому пользователю интерфейс. Число объектов в формах должно быть минимальным, чтобы обеспечить быструю загрузку данных. База данных должна поставляться в открытом для изменений формате.
Прежде чем приступить к работе с каким-либо программным продуктом, важно понять его возможности и типы задач, для решения которых он предназначен. Microsoft Access (далее - просто Access) - это система управления базами данных (СУБД). Как и другие продукты этой категории, она предназначена для хранения и поиска данных, представления информации в удобном виде и автоматизации часто повторяющихся операций.
Как реляционная СУБД Access обеспечивает доступ ко всем типам данных и позволяет использовать одновременно несколько таблиц базы данных. При этом можно существенно упростить структуру данных, облегчая тем самым выполнение поставленных задач.
Создание базы данных начинается с создания таблиц, в которых и хранится информация о предметной области. База данных обычно включает несколько взаимосвязанных таблиц.
Создать таблицу можно в разных режимах: режиме таблицы, конструктора, мастера таблиц, импорта таблиц и связи с таблицами. Самый используемый режим - режим конструктора. В режиме конструктора открывается окно для описания структуры таблицы и других ее характеристик.
Для создания таблицы необходимо открыть вкладку «Создание» и из меню «Таблицы» выбрать подходящую таблицу. В новом окне появится таблица, далее производится переход в режим «Конструктора» и осуществляется наполнение таблицы необходимой информацией, такой как: имена полей, тип данных для этих полей, ограничения на ввод данных и маски ввода и прочее.
Имя поля должно быть уникальным в пределах таблицы. И хотя система не запрещает использование одинаковых имен полей в разных таблицах, избегается использование одинаковых имен для обозначения разных по смыслу атрибутов.
После задания имени нужно выбрать тип поля. Если щелкнуть мышью по свободной ячейке графы «Тип поля», то высветится список допустимых типов полей, из которого и следует выбрать подходящий для описываемого поля тип. Имя и тип поля должны задаваться обязательно.
Графа «Описание» может не заполняться. Эта графа используется в целях документирования проекта.
В списке допустимых типов полей имеется строка «Мастер подстановок». При его использовании можно создать поле, содержание которого формируется путем выбора значений из списка, содержащего набор постоянных значений или значений из другой таблицы или запроса. Если источником для подстановки выбран столбец другой таблицы, то тип и длина поля, созданного таким способом, будут определяться типом и длиной элементов, служащих источником для подстановки значений.
Каждая реляционная таблица по определению имеет ключ. Access позволяет задавать ключ при описании таблицы, но также разрешает и отказаться от этой возможности. По ключу система автоматически выполняет индексирование, а также проверяет уникальность значений ключа при вводе новых записей или их корректировке. Создание таблиц базы данных ресторана показано в приложении А.
После создания таблиц осуществляется их связывание. Схема данных базы данных ресторана отображена ниже на рисунке 1.
База данных для калькуляции блюд в ресторане содержит следующие таблицы:
№ |
Название таблицы |
Имя поля |
Тип данных |
1 |
Список блюд |
Номер рецептуры |
Числовой |
Наименование блюда |
Текстовый | ||
Выход блюда |
Числовой | ||
Себестоимость |
Денежный | ||
Цена |
Денежный | ||
Вид блюда |
Числовой | ||
Включение в меню |
Логический | ||
2 |
Состав блюда |
Номер рецептуры |
Числовой |
Код продукта |
Числовой | ||
Норма, г |
Текстовый | ||
Цена |
Денежный | ||
3 |
Кодировка продуктов |
Код продукта |
Числовой |
Наименование продукта |
Текстовый | ||
Цена, кг |
Денежный | ||
4 |
Вид блюда |
Код вида |
Числовой |
Название вида |
Текстовый | ||
5 |
Блюдо-себестоимость |
Номер рецептуры |
Числовой |
Себестоимость |
Денежный | ||
6 |
Наценка |
Наценка на блюдо, % |
Числовой |
7 |
Меню |
Номер рецептуры |
Числовой |
Наименование блюда |
Текстовый | ||
Выход блюда |
Числовой | ||
Цена |
Денежный | ||
Вид блюда |
Текстовый |
Рисунок 1 – Схема данных калькуляции блюд в ресторане
Запросы занимают особое место в управлении данными. Они позволяют выводить сводную информацию из нескольких таблиц, анализировать ее, можно даже изменять и удалять определенные данные.
Запрос в Access может быть использован в качестве источника данных для создания форм и отчетов, обеспечивает эффективный доступ к данным (уже не требуется открывать одновременно несколько форм или таблиц и подолгу выбирать нужные сведения – с этой работой быстро справиться заранее подготовленный запрос).
В Access предусмотрены следующие типы запросов:
В базе данных ресторана реализованы следующие запросы:
Рисунок 2 – Запрос на обновление «Дата поставки»
В базах данных Access информация вводится и обрабатывается с помощью форм. Формы являются электронными аналогами бумажных бланков и содержат области для ввода данных, называемые полями. Совокупность полей формы образует запись.
Любой элемент в базе данных Access является графическим объектом. Графические объекты, предназначенные для ввода, отображения и поиска данных, называются элементами управления. Поля формы представляют собой элементы управления. Помимо полей формы могут включать такие элементы управления, как кнопки выбора и командные кнопки.
Так как информация в базах данных постоянно обновляется, необходимо добавлять в них новые данные и удалять устаревшие. Проще всего выполнять эти функции с помощью форм.