Преимущества и недостатки франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование составления договора коммерческой концессии, а также ознакомиться с понятием франчайзинг.
В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены и решены следующие задачи:
1) Ознакомиться с понятием франчайзинг;
2) Исследовать преимущества и недостатки франчайзинга;
3) Рассмотреть договор коммерческой концессии;
4) Ознакомиться с правом пользователя заключить договор коммерческой концессии на новый срок;
5) Провести исследования форм и регистраций договора коммерческой концессии;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
1 Понятие франчайзинга…………………………………………………………
2 Преимущества и недостатки франчайзинга………………………………….
3 Договор коммерческой концессии…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota втуз!.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)



Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………….

1 Понятие франчайзинга…………………………………………………………

2 Преимущества и недостатки франчайзинга………………………………….

3 Договор коммерческой концессии…………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………….

Приложение : примерный  договор коммерческой концессии…………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Договор коммерческой концессии  и порождаемое им обязательство  являются новеллой в ГК и российском гражданско-правовом регулировании.              Этот договор опосредует специфические экономические отношения, при которых в роли товара выступают исключительные права на объекты промышленной собственности. Наименование договора в российском ГК совпадает лексически с аналогичным договором в зарубежном праве (contrat de concession commerciale), однако содержание договора и порождаемого им правоотношения, регулируемое комментируемой главой, существенно шире, чем у договора коммерческой концессии по зарубежному праву. По сути, это совсем другой договор - так называемый франчайзинг.

Если по договору коммерческой концессии, согласно зарубежной трактовке, передается право на использование фирменного наименования и (или) товарного знака  в сфере торговли для перепродажи  товара, то по договору франчайзинга использование чужого фирменного наименования и т.п. возможно также в сфере производства аналогичного товара.

Под товаром в широком смысле здесь понимается не только продукция  в форме вещей, но также работы и услуги.

Экономический смысл договора франчайзинга состоит в том, что предприниматель-правообладатель получает возможность, не вкладывая дополнительных средств, продвигать на рынке свои товары (работы, услуги) посредством и усилиями предпринимателя-пользователя исключительных прав на фирменное наименование. В выигрыше остается и пользователь, которому не надо рисковать в острой конкурентной борьбе на рынке, потому что он надежно защищен известной, авторитетной "фирмой".

Актуальность настоящей  работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «условие составления договора франчайзинга» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. 

 

 

Правовая природа договора коммерческой концессии носит комплексный  характер, и в нем присутствуют элементы других договоров:

- об оказании возмездных услуг - в части оказания правообладателем консультационных и технических услуг пользователю;                                     

- о совместной деятельности (простого товарищества);

- в части сотрудничества сторон  договора для достижения общих целей относительно качества предоставляемых пользователем клиентам товаров, работ, услуг, а также расширения рынка сбыта;                                                                             - купли-продажи - в части приобретения пользователем необходимого оборудования, сырья, коммерческой и технической документации.                  

В договоре коммерческой концессии присутствуют и элементы лицензионного договора - в части  использования пользователем прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации правообладателя. Существо лицензионного договора позволяет предоставить пользователю исключительное право на использование отдельных результатов интеллектуальной деятельности, либо товарного знака, либо знака обслуживания и т.п. В отличие от лицензионного договора, коммерческая концессия в рамках одного договора позволяет предоставить пользователю комплекс исключительных прав. Передача же комплекса исключительных прав в рамках лицензионного договора потребовала бы оформления целого пакета таких договоров.

Целью курсовой работы является исследование составления договора коммерческой концессии, а также ознакомиться с понятием франчайзинг.

В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены и решены следующие задачи:

1) Ознакомиться с понятием франчайзинг;

2) Исследовать преимущества и недостатки франчайзинга;

3) Рассмотреть договор коммерческой концессии;

4) Ознакомиться с правом пользователя заключить договор коммерческой концессии на новый срок;

5) Провести  исследования форм и регистраций договора коммерческой концессии;

6) Ознакомиться с вознаграждением по договору коммерческой концессии;

7) Ознакомиться с обязанности правообладателя, а так же и с обязанности пользователя;

8) Рассмотреть ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии;

9) Ознакомиться с ответственностью правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю;

10) Изучить изменение договора коммерческой концессии;

11) Рассмотреть что необходимо для составления договора коммерческой концессии.

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач  данного исследования. Структура  и содержание работы обусловлены  целью и задачами исследования. Работа имеет традиционную структуру и  включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, библиографический список и приложение. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие франчайзинга

 Договор коммерческой  концессии (франчайзинга) – новый  для нашего гражданского права 1. Достаточно широкое распространение этого договора как в зарубежной, так и в отечественной предпринимательской практике привело к необходимости его прямого законодательного закрепления (которое пока отсутствует даже в некоторых развитых правопорядках). Речь идет о возмездном приобретении одним предпринимателем (пользователем) у другого предпринимателя, обычно – у коммерческой организации со сложившейся, хорошо известной потребителям деловой репутацией (правообладателя), права на использование принадлежащих ему средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг, а также охраняемой коммерческой информации (ноу-хау) о технологии соответствующего производства и об оказании консультационной и иной организационной помощи с тем, чтобы товары и услуги пользователя выступали на рынке в таком же виде, как и аналогичные товары и услуги правообладателя.

Термином «франчайзинг» («франшиза») в средневековой Франции  обозначалась купленная у короля привилегия (право) осуществления определенной деятельности. В современном понимании франчайзинг, развившийся в прошлом веке в США, – полученное одним предпринимателем у другого разрешение на коммерческое использование комплекса принадлежащих последнему исключительных и иных прав. Для ГК законодателем было принято достаточно условное понятие «коммерческая концессия» (в римском праве concessio – специальное разрешение, которое государство давало товариществу) как наиболее соответствующее по смыслу английскому «franchising» (в первоначальных проектах ГК, а также в Модельном ГК для стран СНГ этот институт именовался «комплексной предпринимательской лицензией»).

 

Таким образом, предприниматель-пользователь в отношениях со своими контрагентами-потребителями  выступает под маской правообладателя, оформляя результаты своей деятельности его атрибутикой, давно зарекомендовавшей себя на рынке соответствующих товаров или услуг. Своим клиентам он старается показать, что они приобретают товар или получают услугу, абсолютно тождественную аналогичным результатам деятельности правообладателя, и по возможности даже подчеркнуть, что эту услугу им фактически оказывает сам правообладатель. В действительности же такой пользователь, оставаясь независимым участником оборота, осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность (хотя и под определенным контролем первоначального правообладателя).

 Именно так, например, у нас и в других странах  возникли действующие под вывеской  известных компаний некоторые  предприятия общественного питания  (рестораны «Макдоналдс» и «Пицца-Хат»), гостиничного хозяйства (отели «Шератон», «Хилтон», «Холидей-Инн»), другие предприятия сферы обслуживания, производители многих пользующихся спросом потребительских товаров (обуви, одежды, бытовой техники и т. д.), нередко составляющие теперь объединенные соответствующей «вывеской» огромные международные сети производителей или услугодателей. Все они являются не дочерними компаниями или филиалами правообладателя, а действующими под его вывеской отечественными (национальными) предпринимателями. Франчайзинг касается либо производства и сбыта товаров (Produkt Distribution Franchising), либо оказания услуг (Business Format Franchising). Обычно выделяют такие его разновидности, как производственный Франчайзинг, сбытовой Франчайзинг и Франчайзинг в сфере обслуживания, а иногда также и торговый Франчайзинг1.

Такие отношения весьма выгодны их участникам. Первоначальный правообладатель расширяет границы  своего влияния не только без каких  бы то ни было дополнительных затрат (на открытие филиалов, создание совместных или дочерних компаний и т. п.), но и получает прибыль в виде платы от пользователя, а также большие возможности контроля за его производственно-коммерческой деятельностью. Последний же выходит на сложившийся рынок в форме уже известного, зарекомендовавшего себя потребителям производителя или услугодателя, не неся при этом расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия, но используя сложившийся стабильный спрос на производимые правообладателем товары или оказываемые услуги. Поэтому Франчайзинг характеризуют как «удачный союз умной головы (правообладателя) и прилежной посредственности». Вместе с тем здесь возникает проблема защиты интересов потребителя (услугополучателя), которому необходимо обеспечить получение товаров или услуг такого же качества, как и производимых или оказываемых первоначальным правообладателем. Потребитель не должен страдать от подмены (замены) одного услугодателя другим, использующим чужую вывеску. Кроме того, соглашения участников франчайзинга могут содержать и некоторые условия, по существу, монополистического характера, прямо или косвенно ограничивающие конкуренцию на рынках сбыта соответствующих товаров или услуг 1. Учет этих обстоятельств составляет основу законодательного регулирования института франчайзинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Преимущества и недостатки франчайзинга

Основным результативным преимуществом франчайзинга является приобретение и увеличение конкурентоспособности  всей сети в целом перед другими  аналогичными системами. Основой достижения этого преимущества являются общие  цели участников системы, а именно:

  • Достижение единообразий всех участников (франчайзера и франчайзи);
  • Продвижение на рынке;
  • Повышение репутации всей сети.

Возможность формирования и реализации общих целей определяется рядом причин, основными из которых  можно назвать стратегическое видение, качественные характеристики применяемой модели франчайзинга, управленческий и экономический потенциал, организованность и деловая этика субъектов франшизных отношений.

Необходимым условием и  одновременно преимуществом является комплексный характер отношений участников сети и высокий уровень их прозрачности. Постоянный информационный обмен дает возможность оценить рыночную ситуацию с большой степенью достоверности, что в свою очередь позволяет качественно повысить уровень стратегического планирования и маркетинга, осуществлять управление конфликтами.

Контроль над каналами распределения в совокупности с  другими параметрами системного управления естественно увеличивают  возможности выхода на другие территории, включая территории зарубежных государств.   Общее стремление к совершенствованию и грамотное управление, направленное на оптимизацию информационных, материальных и финансовых потоков позволяют добиваться стабильности в развитии франчайзинговой сети, и стимулирует ее рост. В свою очередь внутрисетевые преимущества и повышение репутации системы в целом оказывают серьезное воздействие на повышение уровня доверия к субъектам франшизных отношений и их репутации. Использование преимуществ системы дает дополнительные возможности развития каждого франчайзи.

Однако, при всех преимуществах  франчайзинга нельзя отрицать наличие  недостатков. Хотя «недостаток» это  не совсем верный термин, правильнее говорить о рисках. Можно перечислить основные из них.

Основные риски:

  • Последствием развития франчайзинга может быть ограничение конкуренции в некоторых секторах экономики , что естественно может оказать негативное влияние на франчайзи, а также приводит к увеличению риска при выходе на рынок новых организаций, не входящих во франшизную сеть.
  • Достижение успехов сети по существу возможно только в том случае, если франчайзер и франчайзи достигают своих целей. Успех каждого участника косвенно влияет на успех других участников, при этом серьезные проблемы и неудачи любого из них могут существенно подорвать уровень репутации каждого и всей сети в целом со всеми вытекающими последствиями. Концепция франчайзинга и стандарты системы могут быть неприемлемы на определенных территориях, что соответственно приведет к неудачам субъектов, присутствующих на этом рынке и подорвет репутацию к системе.
  • Чрезмерная регламентация системы может привести к ограничению деятельности франчайзи и возможностей развития и роста, что соответственно будет сдерживать рост франшизной сети в целом.
  • Неаккуратное и (если можно так сказать) недостойное отношение к информации увеличивает вероятность «миграции» конкурентоспособных коммерческих идей, что может также ограничить возможности и привести к утрате способности работать на опережение относительно конкурентов.
  • Ошибки при формировании договорных отношений могут повлечь за собой споры, утрату доверия, снижение уровня репутации, ограничение возможностей развития на определенных территориях и т.д.

Информация о работе Преимущества и недостатки франчайзинга