Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 09:15, дипломная работа
Целью дипломного проекта является освоить данную тему и на основе собственного опыта и информации, создать учебное пособие.
Из определения целей вытекают задачи исследования:
• изучить и провести анализ литературы по теме работы;
• определить требования к электронным образовательным ресурсам;
• собрать необходимую информацию;
• изучить принципы создания электронных учебников;
• спроектировать структуру и создать дизайн электронного учебника;
• изучить программу для создания сайта;
• систематизировать, оцифровать, и структурировать собранный материал;
• наполнить содержанием структуру электронного пособия;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………8
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….12
1. Обзор MS Power Point 2007…………………………………………..12
1.1 История MS Power Point 2007………………………………………..12
1.2 Общее представление MS Power Point 2007………………………...13
2. Создание электронных учебников…………………………………...16
2.1 Поняия электронного учебника……………………………………...16
2.2 Структура электронного учебника…………………………………..17
2.3 Технология создания электронного учебника………………………19
3. Программные средства для создания электронных учебников, в виде сайта………………………………………………………………………...24
3.1 Frontpage 2003 ………………………………………………………...24
3.2 MS Office SharePoint Designer………………………………………..28
3.3 Macromedia Dreamweaver 8…………………………………………..34
4. Программные средства для создания видеороликов……………….37
4.1 Adobe Premiere 2.0…………………………………………………….37
4.2 Corel VideoStudio 12…………………………………………………..42
4.3 UVScreenCamera………………………………………………………43
4.4 Camtasia Studio 7.0…………………………………………………….44
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………...46
1. Выбор ПО для создания электронного пособия……………………46
2. Навигация……………………………………………………………..47
3. Структура сайта………………………………………………………47
4. Дизайн сайта………………………………………………………….48
5. Уроки по созданию презентаций……………………………………49
6. Создание видеороликов……………………………………………..50
7. Этап создания учебника……………………………………………..55
ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………..56
ОХРАНА ТРУДА……………………………………………………………….59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
За последние десятилетия наблюдается существенное увеличение объемов и сложности учебных материалов, изучаемых в средних и высших заведениях. При этом во многих учебных заведениях наблюдается недостаток высококвалифицированных преподавательских кадров. Большие трудности часто возникают при оперативной подготовке, изготовлении и распространении учебных пособий различных видов. Указанные факторы негативно сказываются на качестве подготовки обучаемых. В связи с этим большое внимание уделяется применению прогрессивных методик обучения, в том числе предполагающих использование вычислительной техники. Это позволяет существенно повысить качество и эффективность учебного процесса. Одной из форм повышения эффективности обучения являются электронные учебники.
В настоящее время существует множество определений электронного учебника, вот некоторые из них:
Электронное пособие позволяют решать такие вопросы как:
Электронное пособие может быть использовано на всех уровнях образования: в школах и колледжах, институтах и университетах. Поэтому электронные пособия разрабатываются во многих странах.
Существуют два вида электронных учебников:
Рассмотрим различия между электронным и печатным учебниками.
Учебник, в классическом понимании, это книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний на современном уровне достижений науки и культуры.
Следовательно, учебник как электронный, так и печатный, имеют общие признаки, а именно:
Необходимо четко определить отличительные признаки электронного учебника от печатного. На мой взгляд, они состоят в следующем:
Минимальное, с технологической точки зрения, требование к созданию современного учебника — это интерактивное изложение учебной информации или гипертекст, снабженный взаимными ссылками на различные части материала учебника. В отличие от классического варианта учебника электронный учебник предназначен для иного стиля обучения, в котором нет ориентации на последовательное, линейное изучение материала.
Различают несколько составляющих в электронном учебнике. Основной — Информационный блок должен содержать изложенный в сжатой форме учебный материал. Каждый раздел информационного блока должен заканчиваться контрольными вопросами, которые позволяют обучаемому выяснить, насколько глубоко он усвоил учебный материал. В результате в электронном учебнике функционирует постоянная обратная связь обучаемого с компьютером, позволяющая повысить эффективность процесса усвоения знаний.
Блок Практические задания должен функционировать в режиме диалога обучаемого с компьютером. Работа в этом режиме дает возможность обучаемому закрепить знания, полученные при работе с информационным блоком. Система подсказки, при этом, позволяет при необходимости обратиться к любому разделу учебного материала. При составлении заданий этого блока должны использоваться различные системы конструирования ответа.
Контроль знаний обучаемых должен осуществляется в режиме работы Тест. В этом блоке должна быть предусмотрена оценка правильности ответов обучаемого на поставленные вопросы. В конце теста обучаемому должна быть представлена информация о его результатах. Для устранения возможности запоминания обучаемым правильных ответов необходимо использовать значительный по величине банк компьютерных тестовых заданий, в котором варианты заданий перемешиваются и берутся в виде произвольной выборки.
Создание любого компьютерного приложения, а особенно обучающих мультимедиа-систем, сегодня не мыслится без тщательно продуманного плана разработки. В настоящее время существует хорошо отработанная методология создания компьютерных обучающих систем. Как и всякая методология проектирования, она включает целый ряд последовательных этапов:
Коротко рассмотрим эти этапы.
Определение целей и задач разработки
Отправной точкой в создании электронных учебников являются дидактические цели и задачи, для достижения и решения которых используются информационные технологии.
В зависимости от целей обучения электронные учебники могут быть следующих типов:
Разработка структуры электронного учебника
Структура в общепринятом понимании (от лат. struktura — строение, расположение, порядок) — совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность. Исходя из этого определения, при разработке электронного учебника необходимо первоначально выработать его строение, порядок следования учебного материала, сделать выбор основного опорного пункта будущего учебника.
Все разделы курса и их компоненты должны быть взаимосвязаны, находиться в общей программной оболочке. Каждый компонент в указанных разделах электронного учебника должен быть доступен для пользователя из любого другого компонента.
Разработка содержания по разделам и темам электронного учебника
Понятие о содержании электронного учебника является частью понятия содержания образования, под которым понимается система знаний, умений, навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных способностей школьника.
Содержательную часть электронного учебника может разработать опытный педагог-предметник, педагог-новатор, не один год посвятивший преподаванию своего предмета в школе.
При разработке содержания отдельных тем необходимо ранжировать учебный материал:
В ходе этой работы необходимо;
Подготовка сценариев отдельных программ электронного учебника
Познавательный интерес в педагогической практике рассматривают часто как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольно внимание учеников, заставят активизировать их мышление, волноваться, переживать. Вот эти слова Г.И. Щукиной следует всегда помнить при составлении сценариев педагогических программных средств учебного назначения.
Сценарий электронного учебника — это покадровое распределение содержания учебного курса и его процессуальной части в рамках программных структур разного уровня и назначения.
Процессуальная часть включает в себя все то, что необходимо представить на экране монитора для раскрытия и демонстрации содержательной части.
Программные структуры разного уровня — это компоненты мультимедийных технологий: гипертекст, анимация, звук, графика и т.п. Использование этих средств носит целенаправленный характер: для активизации зрительной и эмоциональной памяти, для развития познавательного интереса, повышения мотивации учения.
Реализация электронного учебника на компьютере
После подготовки сценария материал учебника передается программистам для реализации на компьютере. В зависимости от целей разработки, задач выбирается вид электронных носителей для учебника и язык программирования, который должен учитывать вид носителя. Электронным носителем может быть дискета, компакт-диск, среда Интернета.
Апробация электронного учебника
После создания электронного учебника очень хорошо, если с ним могут поработать преподаватели, учителя — предметники, для использования которыми (в том числе) в учебном процессе он и разрабатывался. Мнение таких людей об электронном учебнике, их замечания крайне важны для разработчиков; их учитывают, на их основе вносят в курс корректировки. Электронный учебник также необходимо апробировать в условиях учебного заведения, для которого он создавался. Во время апробации выявляются отдельные незамеченные разработчиками ошибки, некорректность, неудобства в эксплуатации и т.п.
Корректировка по результатам апробации
По результатам апробации проводится корректировка программ электронного учебника.
Подготовка методического пособия для пользователя
Завершает работу по созданию электронного учебника подготовка методического пособия для учителя. Оно может содержать следующие материалы: содержание отдельных программных модулей; задания, тесты, предлагаемые после изучения каждой темы; примерное тематическое планирование с указанием места использования данного электронного учебника; инструкцию для работы с электронным учебником; необходимую конфигурацию компьютера для инсталляции электронного учебника. Пособие может быть записано на электронном носителе, либо издано на бумажном носителе.