Разработка сервисов для информационной системы страховой компании на базе SOA-архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 22:36, дипломная работа

Краткое описание

Дипломный проект рассматривает вопросы автоматизации, направленные на решение основных проблем в бизнесе страховой компании, занимающейся добровольным медицинским страхованием.
Целью дипломного проекта является повышение эффективности бизнеса страховой компании за счет увеличения гибкости её информационной системы.

Содержание

Введение 9
Цель дипломного проекта 17
Постановка задачи 17
1 Специальная часть 19
1.1 Обоснование выбора сервис-ориентированной архитектуры 19
1.2 Выбор инструментальных средств проектирования и разработки 32
1.2.1 Обоснование выбора средств моделирования бизнес процессов 32
1.2.2 Обоснование выбора CASE средств проектирования 37
1.2.3 Обоснование выбора СУБД 38
1.2.4 Набор программных средств, используемых в ходе дипломного проектирования 38
1.3 Используемые методы и стандарты 39
1.3.1 Разработка, управляемая моделями 39
1.3.2 Независимость от платформы 42
1.3.3 Программная платформа 43
1.3.4 Модель требований FURPS 44
1.4 Формирование требований к разрабатываемой системе 46
1.4.1 Проект требований 47
1.5 Моделирование бизнес-процессов 49
1.5.1 Моделирование бизнес процесса как есть 49
1.5.2 Анализ бизнес-процессов «как есть». 53
1.5.3 Результаты имитации 55
1.5.4 Моделирование бизнес-процессов «как должно быть» 58
1.5.5 Анализ модели «как должно быть». Сравнение результатов 59
1.6 Разработка UML-модели системы 61
1.6.1 Трансформация модели бизнес процессов в UML-модель 61
1.6.2 Модификация полученной в результате трансформации UML-модели 63
1.7 Разработка сервисной модели 69
1.7.1 Трансформация в сервисную модель 69
1.7.2 Идентификация сервисов 71
1.7.3 Моделирование сервисов 73
1.8 Разработка базы данных 77
1.8.1 Трансформация UML-модели в логическую модель данных 77
1.8.2 Получение окончательной логической модели данных 81
1.8.3 Разработка физической модели данных 82
1.8.4 Генерация базы данных на основе физической модели данных 84
1.9 Реализация сервисов 85
1.10 Выводы 87
2 Экономическая часть 89
2.1 Экономическая эффективность от внедрения сервисов, реализованных на базе сервис-ориентированной архитектуры. 89
2.1.1 Абсолютный показатель изменения годовой трудоемкости обработки информации в результате внедрения SOA-решения для процесса заключения договора страхования 90
2.1.2 Абсолютный показатель изменения годовых затрат на обработку информации в результате внедрения SOA-решения для процесса заключения договора страхования 91
2.1.3 Относительные показатели изменения годовой трудоемкости и годовых затрат на обработку информации в результате внедрения проекта 97
2.1.4 Расчетный коэффициент эффективности единовременных затрат на разработку и внедрение проекта 98
2.1.5 Срок окупаемости единовременных затрат на разработку и внедрение проекта 104
2.2 Выводы 104
3 Экологическая часть и безопасность жизнедеятельности 105
3.1 Требования к организации рабочего места пользователя (сотрудника страховой компании) 105
3.2 Вредные излучения при работе компьютера и способы их минимизации 113
3.3 Заболевания, развивающиеся при работе за компьютером, и их профилактика 116
3.4 Выводы 118
Заключение 120
Список использованной литературы 122
Приложение А. 126
Проект требований 126
Приложение Б. 129
Модель бизнес-процессов 129
Приложение В. 139
Трансформированная модель бизнес-процессов в UML-модель 139
Приложение Г. 155
Трансформированная сервисная модель 155
Приложение Д. 162
WSDL описания сервисов 162
Приложение Е. 178
Исходный Java-код сервисов 178
Приложение Ж. 191
Логическая модель данных, полученная путем трансформации UML-модели 191
Приложение И. 202
SQL скрипт для генерации схемы базы данных 202

Вложенные файлы: 1 файл

bovkunovich-diplom.doc

— 4.75 Мб (Скачать файл)

Эти тенденции приводят к необходимости усовершенствования существующих в компании бизнес процессов. Реинжиниринг и постоянное усовершенствование бизнес-процессов связано с изменениями, происходящими на рынке товаров  и услуг.

Большую роль в способности  реагировать на постоянные изменения играет информационная система компании. Она может как сдерживать рост компании, так и поддерживать изменения в бизнесе. Если информационная система компании не в состоянии обеспечивать поддержку быстрых изменений, компания будет вынуждена постоянно вкладывать огромные средства в развитие своих ИТ-инфраструктур.

С одной стороны страховщики  осознают необходимость оптимизации  бизнес-процессов и снижения издержек, которые способна привнести автоматизация. С другой стороны многие компании вынуждены исправлять ошибки незавершенных проектов и оперативно искать технологические альтернативы, которые были бы дешевле заработных плат увольняемых сотрудников.

Состояние информатизации страхового бизнеса в России в  условиях кризиса, а также направления развития информационных систем отражают результаты опроса[1] руководителей ИТ-подразделений страховых компаний и иного высшего руководства страховщиков, проведённого компанией «Русский Полис ИГ» в 2009 году. Результаты показывают, что страховщики стремятся снизить издержки бизнеса, в том числе посредством сокращения бюджета на ИТ-проекты. Большинство респондентов стремится сократить закупки компонентов информационной системы (47,2%), пересмотреть контракты по стоимости ИТ-решений (43,4%), минимизировать совокупные расходы на обслуживание систем автоматизации страхового бизнеса (32,1%). Результаты опроса представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1 -  Меры ИТ-подразделения  в кризисной ситуации конца 2008 - 2009 гг.

 

Среди приоритетных направлений работ на 2009-2010 гг. (Рисунок 2) две трети респондентов выделяли проекты, повышающие эффективность продаж, проекты, снижающие издержки компании (по 69,8%). Аналитические и учетные системы сохраняют актуальность (54,7% респондентов) с точки зрения контроля издержек.

 

Рисунок 2 – Приоритетные направления работ в 2009-2010 гг. (Источник: Русский полис)

 

Выделение проектов, повышающих эффективность продаж, можно рассматривать  в контексте недостаточных текущих  поступлений премии для покрытия убытков.  Подобные проекты в первую очередь связаны с развитием фронт-офисных систем страховщика. Технологически обеспеченная эффективная работа фронт-офиса откроет возможности дальнейшей оптимизации издержек. Безусловно, наиболее очевидным способом в кризисных условиях обеспечить прибыльное функционирование бизнеса явилось сокращение штата, а не тонкая настройка оптимизации бизнес-процессов. С другой стороны, краткосрочные решения не позволят компании в дальнейшем избежать подобных рисков.

Развитие новых перспективных проектов готовы финансировать около 20% компаний, и только 5-8% компаний лишь продолжат существующие проекты, отложив новые (Рисунок 3).

 

Рисунок 3 – Приоритетные направления и режим работы ИТ-подразделения  в 2009 году

 

При выборе ИТ-партнера страховщики руководствуются рядом критериев (Рисунок 4). Важную роль играет возможность самостоятельной доводки и оптимизации ИТ-решений. За возможность самостоятельного расширения и налаженную систему поддержки клиентов высказались по 39,6% респондентов.

 

 

 

Рисунок 4 – Критерии, по которым отбирается ИТ-партнер

 

В дипломном проекте  рассматривается страховая компания, занимающаяся добровольным медицинским  страхованием (далее компания ДМС). На основе вышеизложенных результатов  исследования можно сделать следующие выводы – компании, занимающиеся добровольным медицинским страхованием, в настоящее время могут столкнуться со следующими связанными в той или иной степени с автоматизацией страхового бизнеса проблемами:

  1. Отсутствие корпоративной информационной системы в страховой компании и низкие технологические возможности страховой компании:
      • использование технологий и продуктов, вышедших из обращения и/или уже не поддерживающихся производителем;
      • отсутствие необходимых технических параметров ИС по конструкторской и/или технологической недоработке.
  1. Снижение бюджета на поддержку и разработку новых систем. В условиях снижения бюджета на поддержку ИТ-инфраструктуры страховые компании сталкиваются с проблемами сроков и стоимости внедрения нового функционала, а также сопровождения и модернизации существующих систем.
  1. Способность с частым изменениям, прозрачность и управляемость бизнесом. Любая компания должна быстро реагировать на изменяющиеся условия рынка, предлагать новые продукты и услуги, тем самым поддерживать конкурентоспособное состояние. Данные возможности напрямую зависят от эффективности организации ИТ. Эффективная информационная система управляется и оценивается в зависимости от соответствующих бизнес показателей, такая ИС тесно связана с бизнесом и направлена на достижение бизнес-целей компании.
  2. Проблемы интеграции приложений и систем как внутри компании, так и при  консолидации и расширении бизнеса. Это важнейшая задача, которая подразумевает объединение информационных систем всех подразделений компании в одно целое. Причем информационные системы подразделений часто существенно различаются по структуре данных, принципам функционирования и задачам. Информационная система должна в идеале позволять не только в любое время получать информацию о состоянии компании и работе ее подразделений, будь то отдел маркетинга, финансовый департамент или продающие подразделения, но и прогнозировать развитие ситуации в зависимости от управляющих воздействий.
  3. Проблемы интеграции данных субъектов страхового рынка. Необходимость информационного обмена между страховыми компаниями, объединениями страховщиков, регуляторами рынка (Росстрахнадзор) и другими структурами, задействованными в процессе реализации страховых законов, выдвигает совершенно новые требования по унификации ИС страховщиков и стандартизации.
  4. Ориентированность бизнес-процессов на клиента. Процессы должны быть направлены на клиента и служить ему. В свою очередь автоматизация должна предоставлять простой и удобный, снижающий различного рода информационные риски инструмент для работы с клиентами.

Цель дипломного проекта

 

Дипломный проект рассматривает  вопросы автоматизации, направленные на решение основных проблем в  бизнесе страховой компании, занимающейся добровольным медицинским страхованием.

Целью дипломного проекта является повышение эффективности бизнеса страховой компании за счет увеличения гибкости её информационной системы.

Под гибкостью понимается способность  удовлетворять различные информационные потребности пользователей. Структура  гибкой информационной системы должна предусматривать возможность своего развития в ответ на периодически возникающие потребности компании и изменения внешних условий (например, изменения в законодательстве). При этом совершенствование системы не должно сопровождаться чрезмерными расходами и полной заменой программного обеспечения.

Постановка задачи

 

Объектом дипломного проекта являются основные бизнес процессы страховой компании.

Предметом дипломного проекта является автоматизация основных бизнес-процессов страховой компании.

Задачи, решаемые в дипломном проекте:

  1. Создать модели бизнес-процессов «как есть» и «как должно быть».
  2. Исследовать выполнение процессов в различных условиях.
  3. Получить SOA архитектуру системы.
  4. Создать базу данных для рассматриваемой в дипломном проекте предметной области.
  5. Реализовать сервисы.

Ограничения. В дипломном проекте рассматриваются основные бизнес-процессы. Основные бизнес-процессы – это процессы, которые ориентированы на производство продукции или оказание услуги, представляющих ценность для клиента и обеспечивающих получение дохода для предприятия.

Основные бизнес процессы рассматриваемой страховой компании:

    • заключение, сопровождение и возобновление договоров страхования;
    • расчёты с агентами и брокерами;
    • оплата документов строгой отчётности – квитанций;
    • урегулирования страховых случаев;
    • оформление записи клиента на приём в медицинское учреждение.

Процессы заключения, сопровождение и возобновление  договоров страхования, процессы урегулирования страховых случаев подвержены изменениям и являются наиболее критичными для  компании.

Реализуемые в ходе дипломного проектирования сервисы автоматизируют указанные часто изменяемые бизнес-процессы.

 

1 Специальная часть

1.1 Обоснование выбора сервис-ориентированной архитектуры

 

Выделенные проблемы, связанные с информационными  технологиями в страховых компаниях, выражают традиционные потребности бизнеса такие как быстрое реагирование на новые требования, снижение стоимости ИТ для бизнеса, способность поглощать и объединять новых партнеров и новые группы потребителей. Все это стимулирует развитие комплексных решений, имеющих совместимую архитектурную основу. В пределах такого решения могут быстро разрабатываться, интегрироваться и повторно использоваться приложения.

Для решения выделенных проблем необходимо сократить разрыв между целями и задачами бизнеса  и процессов развития прикладных систем. Связывание бизнес целей и требований достигается созданием архитектуры информационных технологий в компании.

В самом общем виде, в соответствии с определениями Gartner, архитектура – это[2]:

    • общий план или концепция, используемая для создания системы, такой как здание или информационная система, или "абстрактное описание системы, ее структуры, компонентов и их взаимосвязей";
    • семейство руководящих принципов, концепций, правил, шаблонов, интерфейсов и стандартов, используемых при построении совокупности информационных технологий предприятия.

Архитектура ИТ является интерпретацией и реализацией целей  организации через адекватные ИТ-инфраструктуры и системы. Это достигается через  создание определенного количества взаимосвязанных архитектурных  представлений. Имеется множество методик описания архитектуры, и все они разбивают архитектуру ИТ на различное количество моделей и определений, которые относятся к таким областям, как бизнес, информация, прикладные системы, технологическая инфраструктура.

В настоящее время требования к информационным системам продолжают возрастать, а традиционные архитектуры уже не обеспечивают достаточный уровень поддержки развития программного обеспечения.

Были рассмотрены основные требования к современной архитектуре  программного обеспечения[3]:

1) Автоматизация разработки программного обеспечения.  В настоящее время в разработке крупных информационных систем огромную роль играет разработка, управляемая моделями. Разработка, управляемая моделями, - это такой стиль разработки программ, когда главными артефактами являются модели, а по ним генерируется код и другие прикладные артефакты. Программные модели, как правило, разрабатываются на унифицированном языке моделирования (Unified Modeling Language, UML). UML - это язык для определения, визуализации и документирования программных систем. UML предоставляет нотацию и соответствующую семантику для моделей программных систем. В UML также есть стандартный метод сериализации в понимаемый машиной формат, что предоставляет возможности для автоматизации. Для сериализации UML-моделей и других моделей, поддерживающих стандарт Meta Object Facility (MOF), используется формат XML Metadata Interchange (XMI).

2) Открытость и повторное использование кода. Открытость системы определяется как полнота и четкость описания интерфейсов работы с ней и служб, которые она предоставляет через эти интерфейсы. Такое описание должно включать в себя все, что необходимо знать для того, чтобы пользоваться этими службами независимо от реализации данной системы и базовой платформы. Открытость системы важна как для обеспечения ее переносимости, так и для облегчения использования системы и возможности построения других систем на ее основе. Повторное использование — основная методология, которая применяется для сокращения трудозатрат при разработке сложных систем.

3) Масштабируемость. Масштабируемость  свойство системы развиваться в направлении увеличения количественных и качественных характеристик своих основных свойств и функций (например, это может быть зависимость производительности от числа пользователей или числа подключенных ресурсов, а также возможность увеличения географической распределенности системы). В число основных характеристик при этом попадают производительность;  стоимость;  трудозатраты на разработку, на внесение изменений, на сопровождение, на администрирование; удобство работы с системой. Для некоторых из них почти наилучшая возможная масштабируемость обеспечивается линейной зависимостью, для других хорошая масштабируемость означает, что при изменении масштабов системы показатель не меняется вообще или изменяется незначительно. Вопрос масштабирования современных программных систем является одним из ключевых.

4) Разработка с перспективой интеграции. В настоящее время многие крупные организации сталкиваются с проблемой изолированности существующих приложений  друг от друга. Многочисленные приложения основаны на разнородных технологиях, используют различные протоколы, причем часто не имеют изначально заложенных механизмов взаимодействия между системами. Физическая разобщенность и логическая несовместимость распределенных систем при явных требованиях совместной работы представляют одну из самых актуальных проблем для многих, особенно крупных предприятий - проблему интеграции приложений. Поэтому изначально в основу разработки информационной системы необходимо закладывать способность к взаимодействию с другими системами, необходимо ещё на этапе проектирования закладывать способность к интеграции.

5) Связность приложений.  Обеспечивается коммуникационной средой, являющейся основой для связи компонентов системы. Большое преимущество имеют системы, использующие открытые стандарты.

6) Безопасность. Понятие безопасности включает целостность данных, защиту, отказоустойчивость.

Информация о работе Разработка сервисов для информационной системы страховой компании на базе SOA-архитектуры