Электронное правительство как концепция государственного управления в информационном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 11:55, реферат

Краткое описание

Один из наиболее действенных способов борьбы с коррупцией и бюрократией, а также обеспечения прозрачности официальных структур.
Предусматривает бизнес-реинжиниринг правительственных структур: эффективный для граждан как клиентов, выгодный для граждан как собственников.
Следует отличать от правительства он-лайн – правительства, которое, кроме традиционных форм трансакций с населением, имеет электронный интерфейс и является одним из функциональных элементов электронного правительства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Электронное правительство как концепция государственного управления в информационном обществе………………………………………4
Глава 2. Значимость внедрения электронного правительства для государственных органов и общества в целом…………………………………9
Глава 3. Необходимые меры для успешного функционирования электронного правительства…………………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список используемой литературы……………………………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 51.23 Кб (Скачать файл)

Налаживание такого доверия – основополагающий фактор в обеспечении плодотворного  государственного управления. ИКТ могут  способствовать этому, вовлекая граждан  в политический процесс, содействуя открытой, подотчётной деятельности правительств, и помогая в предотвращении коррупции. Более того, для каждого  человека появляется возможность быть услышанным в ходе широких дебатов: использование ИКТ стимулирует  выработку конструктивного образа мышления при решении общественно  значимых проблем и позволяет  оценить роль внедряемых технологий в формировании открытой политики. При этом важно и качество поступающей  информации, и ответственность за неё. Тем не менее лишь немногие верят, что нововведения по электронному правительству в обозримом будущем полностью заменят традиционные методы в информационном обеспечении, а также в процессах, требующих консультаций и общественного участия.

Десять  руководящих принципов для успешного  развития электронного правительства:2

Видение перспективы/политическая воля

1. Лидерство и обязательства: и на политическом и на административном уровнях являются решающими факторами для проведения реформ в области управления. Ответственные лидеры призваны анализировать деструктивные изменения, проявляя настойчивость в достижении позитивных результатов, требующих времени, и адекватно реагируя на неудачи, а также намечать перспективы и планы на будущее.

2. Интеграция. Электронное правительство – это катализатор, механизм, открывающий новые возможности, но не самоцель. Электронное правительство должно быть интегрировано в политику и области, связанные с предоставлением услуг, процессы реформирования государственного управления, деятельность по развитию информационного общества.

Общие нормативные  рамки/взаимодействие

3. Внутриведомственное сотрудничество. Электронное правительство является самым эффективным механизмом в том случае, когда различные структуры объединяются в группы, исходя из интересов потребителей. Необходимо, чтобы менеджеры организаций действовали в русле общих нормативных рамок, обеспечивающих плодотворное сотрудничество, максимизирующих эффективность результатов и позволяющих избегать дублирования. Укреплению взаимодействия может способствовать выработка определенных стимулов.

4. Финансирование. В некоторых случаях затраты на ИКТ должны рассматриваться в качестве инвестиций, когда учитывается предполагаемая прибыль. Функционирование электронного правительства предполагает определенные гарантии для будущего финансирования, чтобы обеспечить надежность в претворении проектов, избежать возможного истощения ресурсов и максимально использовать имеющиеся источники финансирования. Базовая программа финансирования должна стимулировать инновации и учитывать основные демонстрационные проекты.

Акцент на интересах  пользователей

5. Доступ. В своей политике правительства должны предусматривать меры, направленные на усовершенствование доступа к услугам в режиме on-line. Многие преимущества правительственных и информационных услуг в режиме on-line невозможно воспроизвести в режиме off-line, так что не имеющие доступа к on-line оказываются лишенными многих возможностей, во всяком случае до принятия соответствующих мер.

6. Выбор. Пользователям необходима возможность выбора метода интерактивного взаимодействия с правительством, и принятие услуг on-line не должно сужать этот выбор. Административным структурам следует руководствоваться только одним принципом в отношении доступа: «не по адресу – не бывает». Деятельность сферы услуг должна определяться четким пониманием нужд пользователей.

7. Активное привлечение граждан. Информация и услуги электронного правительства должны отвечать высокому качеству и вовлекать граждан в процесс формирования политики. Качественное информационное обеспечение политики и механизмы обратной связи помогут извлечь максимум пользы из предоставляемой информации и значительно расширить гражданское участие.

8. Конфиденциальность. Электронное правительство не должно осуществлять свою деятельность за счет уже сформировавшихся ожиданий по защите конфиденциальности, подтверждая стремление к сохранению прав личности.

Ответственность

9. Прозрачность, открытость  деятельности. Электронное правительство  может способствовать совершенствованию  процесса управления и более  эффективной политике, а также  повышению уровня открытости. Меры  по достижению прозрачности позволят четко определить степень ответственности за те ли иные проекты или инициативы. При этом партнерство с частным сектором не должно приводить к снижению порога прозрачности.

10. Мониторинг и  оценка. Четкое определение потребностей, затрат, прибылей, полезности, а также  возможных последствий функционирования  электронного правительства становится  решающим при принятии принципиального  решения. Приверженцы электронного  правительства не могут рассчитывать  на поддержку, если они не  способны четко сформулировать  потенциальные преимущества.

Барьеры препятствующие развитию электронного правительства:

Для того чтобы электронные  услуги нашли широкую поддержку, они должны получить такое же признание, как и соответствующие им «бумажные» процедуры. Кроме того, существующие нормы основаны на предпосылке об автономности организаций. Это касается, например, принципов управления, пределов прозрачности и ограничений в  распространении информации, что  препятствует взаимодействию. Необходимо обеспечить конфиденциальность и безопасность, прежде чем услуги в режиме on-line смогут успешно развиваться.

Другая проблема – неоднозначность юридических  норм. Действующие структуры должны чётко представлять границы и  меру дозволенного, прежде всего в  сферах информационной безопасности и  технических стандартов. Особого  упоминания заслуживают малые структурные  подразделения с ограниченными  ресурсами, нерациональное использование  которых при разработке проекта  по электронному правительству вкупе  с применением ложных стандартов служит потенциально препятствующим фактором.

Во многих странах  ОЭСР бюджетные проекты в реальности оказываются противодействующими  введению эффективного электронного правительства  в силу традиционных подходов в финансировании, расходящихся с признанием затрат на ИКТ в качестве инвестиций. Организациям необходимы стимулы для реализации работ межведомственных проектов и механизмы, позволяющие оценивать предполагаемую прибыль на инвестиции. Этого можно достичь за счет полномасштабной государственной оценки и преимуществ электронного правительства и получаемой в результате его функционирования экономии.

Финансирование  бесперебойных правительственных  услуг и общей инфраструктуры, предполагает такое бюджетное регулирование, которое способствует созданию механизмов совместного финансирования, таких  как скоординированные финансовые предложения для новых фондов и слияние фондов. Кроме того, затраты на ИКТ должны рассматриваться  в качестве инвестиций, с учетом будущей прибыли и определенных гарантий будущего финансирования. Вложения в ИКТ, таким образом, будут осуществляться с акцентом на выработку экономически эффективных решений.

Органы управления сталкиваются с проблемой стимулирования развития электронного правительства, хотя до сих пор всё ещё существует значительная неопределенность, касающаяся научно-технологических подвижек и  негативных последствий (например, уязвимость систем и незаконные виды деятельности). Технологические разработки прогрессируют  очень быстро, поэтому трудно точно  спрогнозировать будущие последствия  в деталях.

Обширный ряд  подходов, обеспечивающих жизнеспособность новых технологий, включает: нейтральные  законодательство и нормы, регулирующие сферу технологий; гибкость в пределах широких регуляторных нормативов и  адаптацию действующих законов  к «цифровому миру»; первоочередное внимание рабочим характеристикам  при внедрении новых технологий в сравнении с техническими спецификациями; усиленное внимание международному сотрудничеству с целью гармонизации подходов, относящихся к транснациональным  проблемам.

Цифровое неравенство  – тормоз для использования преимуществ  электронного правительства. Доступ в  режиме on-line имеет преимущества, которые не могут быть воспроизведены в режиме off-line, например, обобщение информации, возможности независимого поиска и интерактивных консультаций по политическим вопросам. Однако между странами – членами ОЭСР существует значительное различие в уровнях обеспечения доступа к ИКТ и Интернету. Можно сказать, что большинство стран, испытывающих трудности, имеет минимальные возможности доступа, хотя и нередко там хорошо налажена обратная связь с властями. Если такие страны не смогут организовать доступ к услугам электронного правительства, они неминуемо окажутся вне зоны всех преимуществ обеспечиваемых им. Улучшение доступа в режиме on-line расширит круг потенциальных пользователей услуг электронного правительства. Это с очевидностью доказывает необходимость активизации усилий по сокращению цифрового неравенства.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Необходимые меры для успешного функционирования электронного правительства

 

 

ИКТ необходимо включить в комплекс мер по модернизации, связанной с проведением реформ (включая усиление командной работы, гибкость рабочих механизмов и практики вознаграждений, а также усовершенствованную  практику управления знаниями), которые  бросают вызов действующим нормам государственного администрирования. Здесь не будет единственной модели по налаживанию электронного правительства. Его координаторы должны использовать ИКТ как механизм, позволяющий  активизировать перемены, и не пытаться при этом реструктурировать абсолютно  все действующие технологии.

Лидерство и энтузиазм  отдельных личностей и организаций  способствовали существенному прогрессу  в развитии электронного правительства. Лидерство требует видения перспективы, ответственности и конкретных, соответствующих  задаче действий. На ранних этапах становления  электронного правительства лидерство  необходимо, чтобы обеспечить признание  концепций и получаемых преимуществ, а также ввести в практику определенные нормы. На более продвинутой стадии лидерство позволяет контролировать изменения и поддерживать проект, особенно когда появление позитивных результатов требует времени. В  действительности лидерство необходимо на всех уровнях – от политического  до административного. Политическое лидерство выводит электронное правительство в сферу приоритетов и задает направление преобразованиям, включая их в более широкий контекст. В административных структурах лидеры помогают претворять намеченные перспективы в конкретный план действий.

Бесперебойное предоставление правительственных услуг требует  тесного сотрудничества различных  организаций. Их взаимодействие не может ограничиваться только технической стороной, оно должно включать более глубокое сцепление на базе интересов «общих» потребителей. Поскольку услуги становятся все более сложными и дорогостоящими, сотрудничество будет осуществляться также с учетом экономической эффективности. Координаторы электронного правительства должны предусмотреть гарантии в предоставлении услуг, финансировать проекты «катализаторы», разъяснять меры по совместному использованию данных и решать проблемы подотчетности. Необходимо преодолевать барьеры, препятствующие сотрудничеству. Тем не менее, координаторы должны решить основную дилемму: как распределить средства и информацию между различными структурами, сохранив при этом ответственность за результаты и действия? Меры, способствующие решению этой проблемы, включают серьезный экспертный анализ – единство государственного подхода, стандартов и нормативов, стремление к взаимодействию, создание общей инфраструктуры и стоимостную оценку пилотных проектов.

Становление электронного правительства всё больше нуждается  в профессионалах в области ИКТ, работающих в органах управления. Профессиональные качества, требуемые  для развития электронного правительства, относятся не только к технической  стороне, поскольку общий менеджмент предполагает также владение навыками более широкого профиля, что позволяет  активно участвовать при принятии решений в сфере ИКТ. Необходимый  профессионализм включает как базовую  техническую компетентность (грамотность  в области информационных технологий), так и понимание задач информационного  менеджмента и информационного  общества. Менеджеру присущи задатки  лидера, а не ведомого, проявляющиеся  в умении наладить работу ИКТ-подразделения и взаимодействие с внешними партнерами, а также координировать ИКТ-стратегию организации с более широким спектром её целей.

При этом традиционные навыки в области менеджмента  должны обновляться и укрепляться  в соответствии с требованиями, обусловленными функционированием электронного правительства. Необходимы дополнительные знания в таких областях, как перфоманс-менеджмент, нормы прозрачности, взаимодействия различных структур, государственно-частные виды партнерства. Органы управления должны предпринимать шаги, позволяющие определять степень профессионализма и гарантировать его наличие в целях повышения эффективности электронного правительства.

Сотрудничество  с частным сектором – характерная  особенность почти всех направлений  деятельности электронного правительства. Государственные органы заинтересованы в высококвалифицированных кадрах и доступе к продукции, снижении рисков, привлечении частного капитала и объединении усилий с частным  сектором в предоставлении услуг. Более новаторские подходы, включая гибкость, долговременные отношения с партнерами по разделению рисков и вознаграждений, способны помочь в адекватной реакции на новые технологии и возможности. Координаторы электронного правительства совместно с административными структурами и головными организациями должны разработать рамочные условия государственно-частного партнерства, необходимые для деятельности электронного правительства. В качестве их составной части были бы полезны аудиторский контроль и меры по обеспечению прозрачности партнерства в сфере ИКТ.

Информация о работе Электронное правительство как концепция государственного управления в информационном обществе