Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 21:57, реферат
В данной работе рассмотрены проблемные вопросы по формированию у студентов специальной медицинской группы культуры здорового образа жизни с помощью компьютерных технологий. Использование компьютерной диагностической системы на учебных занятиях содействует повышению эффективности занятий физическими упражнениями. Одним из главных условий эффективности процесса физического воспитания студентов являются знания физиологических и психологических особенностей.
Сохранение здоровья населения это глобальная проблема, причем сердечнососудистые заболевания становятся причиной более чем 60% случаев преждевременной смерти наших граждан, от ожирения страдает каждый восьмой мужчина и каждая шестая женщина, а избыточную массу тела имеет чуть ли не половина взрослого населения.
Содержание
Стр.
В данной работе рассмотрены проблемные вопросы по формированию у студентов специальной медицинской группы культуры здорового образа жизни с помощью компьютерных технологий. Использование компьютерной диагностической системы на учебных занятиях содействует повышению эффективности занятий физическими упражнениями. Одним из главных условий эффективности процесса физического воспитания студентов являются знания физиологических и психологических особенностей.
Сохранение здоровья населения это глобальная проблема, причем сердечнососудистые заболевания становятся причиной более чем 60% случаев преждевременной смерти наших граждан, от ожирения страдает каждый восьмой мужчина и каждая шестая женщина, а избыточную массу тела имеет чуть ли не половина взрослого населения. Отмечается увеличение общей распространенности курения: в 2005 г. доля курильщиков достигла 25,3%, а их численность составила 10,35 млн. человек. Только за три последних года почти на 35% возросло среднегодовое потребление алкоголя в расчете на душу населения. Эти и другие факторы, так или иначе связанные с образом жизни людей, негативно воздействуют на их здоровье, поэтому сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи является одной из приоритетных задач высших учебных заведений. В связи со сложившейся ситуацией вузы должны создать такие условия общего развития молодых людей, которые бы улучшали их физическое и психическое здоровье. В их решении большое значение принадлежит правильной организации процесса формирования у студентов, в том числе студентов специальной медицинской группы (СМГ) культуры здорового образа жизни средствами физического воспитания с помощью компьютерных технологий.
Проблемы здоровья и здорового образа жизни рассмотрены в работах Амосова Н.М., Апанасенко Г.Л., Бальсевича В.К., Глухова В.И., Капустина Е.Н., Козырева Г.И., и многих других, которые являются авторами научных статей, учебных пособий и их труды широко используются в учебном процессе высших учебных заведений. Определенный вклад в решение этой проблемы должны внести компьютерные технологии, как одна из составляющих частей информационной технологии, которые формируют принципиально новый стиль работы в системе образования и физического воспитания. Анализ публикаций в литературе [Волков В.Ю., Годик М.А., Душанин С.А., Жбанков О.В., Наумова Н.И., Хрипко Л.В. и др.] позволяет систематизировать использование компьютерных технологий в процессе обучения и физического воспитания это: учебный процесс; оздоровительная физическая культура; спортивная тренировка, однако, это касается только здоровых людей, а что касается людей с отклонением в здоровье, то таких публикаций очень мало. Практическая деятельность в этом направлении требует их объединения, интеграции и создание оптимальных условий для их реализации в конкретный результат подготовки здоровой и гармонически развитой личности.
Цель данного исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования компьютерной информационно-диагностической системы (ИДС) "Паспорт здоровья" по формированию у студентов СМГ культуры здорового образа жизни. В задачи исследования входило разработка компьютерной ИДС "Паспорт здоровья" по воспитанию у студентов СМГ здорового образа жизни.
Одна из важнейших проблем в вузе - формирование заинтересованного отношения студента к предмету "физическое воспитание", пробуждение интереса к укреплению собственного здоровья. Дидактическое требование сознательности результата обучения должно распространено не только на процесс физического воспитания вообще, но и на результат конкретного учебного занятия. Только осознание результата собственной деятельности в учебно-воспитательном процессе способно пробудить и поддерживать собственное "Я", посредством которого содержание двигательного задания трансформируется в сознании студента в побудительный мотив к действию. Эффективность использования новых технологий зависит от решения проблемы формирования информационного пространства, дающего возможность комплексного использования не только различных методов автоматизированной обработки информации, но и эффективной реализации важнейших дидактических принципов и частных педагогических методик. Традиционная организация процесса физического воспитания, ориентирована на одностороннее педагогическое воздействие, где в качестве основного средства воздействия выступают только лишь возможности человека (профессиональные качества преподавателя). Однако существуют определенные пределы эффективности функционирования, ограничиваемые этими возможностями в воздействии на сознание студентов, их мотивацию к оздоровительной двигательной деятельности. Совокупность же компонентов, составляющих обучающее пространство процесса физического воспитания, позволяет расширить возможность реализации дидактических принципов (наглядности, сознательности, непрерывности, преемственности и др.), активизировать сознание студентов, радикальным образом совершенствовать педагогическую сторону процесса и, тем самым, оказать решающее влияние на эффективность функционирования системы физического воспитания. Совершенно очевидно, что такая система может быть создана, и эффективно функционировать только на основе педагогических технологий, реализуемых на базе компьютерных информационно-диагностических систем.
Разработанная ИДС "Паспорт здоровья" для студентов СМГ предназначена для экспресс-оценки текущего состояния здоровья, адаптации и физической подготовленности, а также для индивидуального программирования занятий аэробными и скоростно-силовыми упражнениями с учетом выявленных при тестировании результатов. Этот автоматизированный информационно-диагностический комплекс, который разработан на базе персональных компьютеров, позволяет получить заключение о здоровье и физической подготовленности индивидов в виде ЭВМ-протоколов, содержащих общую их оценку, а также комментариев и методических рекомендаций. Эта система состоит из двенадцати показателей и тестов для оценки здоровья, физического развития и общей физической подготовленности:
а) показатели здоровья и физического развития:
б) показатели общей физической подготовленности:
Справочника, в котором в популярно-доступной форме излагается вся необходимая информация для понимания интерпретации выводимых на монитор и печать показателей здоровья, физического развития, адаптации и физической подготовленности студента.
Комплексной системы оценки в баллах, которая позволяет привести общую оценку текущих состояний индивидов к четырем градациям: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.
Программ физической тренировки (по циклам) с учетом индивидуальных недостатков в физической подготовленности, а также способов и методов этапного контроля выносливости и скоростно-силовых качеств.
Пакета прикладных программ (ППП), с помощью которых производится оценка здоровья, физического развития и общей физической подготовленности.
Этот ППП включает:
а) базу данных, рассчитанную на 100000 исследований, позволяющую в любой момент получить необходимую информацию;
б) блок просмотра и корректировки данных;
в) блок накопления и сравнения данных при проведении лонготудинальных исследований (повторные тестирования);
г) блок статистической обработки любых сочетаний по 36 параметрам с выдачей необходимых данных на печать;
д) блок определения рейтинга студентов по всему комплексу показателей "Паспорта здоровья".
С помощью специально разработанных шкал оценивания компьютером, в зависимости от выявленных недостатков, компьютер автоматически проводит фактическую (в цифрах), словесную (например: низкий, ниже среднего) и бальную (от 1 до 5 баллов) оценку показателей и расчетные данные по т.н. показателю адаптации, общему скоростно-силовому потенциалу (наша разработка) и общей физической работоспособности. В обобщенном виде состояние здоровья, адаптации и физического потенциала, дифференцируется как отличные, хорошие, удовлетворительные и неудовлетворительные.
В качестве примера привожу "Паспорт здоровья" студента Иванова И.И. (табл.1).
Таблица 1
Паспорт здоровья
1. Код 243 |
6. Масса тела 82 кг |
2. Дата тестирования 10.09.05 г. |
7. Группа КТ-252 |
3. Ф.И.О. Иванов И.И. |
8. Дата рождения 21.04.88г. |
4. Пол М |
9. СМГ |
5. Рост 172 см |
10. Преподаватель Волк В.В. |
Показатели |
Величина |
Градация состояния |
Функциональный класс |
Показатели здоровья Относительная масса тела (%) |
110.8 |
избыточная масса |
4 |
Артериальное давление (мм рт. ст.): |
|||
Систолическое |
135.00 |
Слегка повышено |
2 |
Диастолическое |
55.00 |
||
Бронхиальная проходимость (% к ЖЕЛ) |
83.72 |
бронхоспазма нет |
4 |
Адаптационный потенциал (усл. ед.) |
2.77 |
Функциональное напряжение |
3 |
Двигательные качества |
|||
Общая выносливость (мин. сек.) |
15.37 |
Выше средней |
4 |
Общий скоростно-силовой потенциал (усл. ед.) |
2.00 |
Ниже среднего |
2 |
Физическая работоспособность (усл. ед.) |
0.828 |
средняя |
3 |
Рейтинг |
39.6 |
22.0 балла при максимуме 31 балл
Общая оценка 3.00 - удовлетворительно.
Для решения поставленных задач было организовано 2 группы: контрольная и экспериментальная. Контрольная группа составляла 76 студентов и занималась по традиционной методике и экспериментальная группа, в которой занималось 75 студентов с использованием разработанной компьютерной ИДС "Паспорт здоровья". В начале эксперимента состояние здоровья и уровень физической подготовленности у студентов обеих групп по результатам тестирования существенно не отличались.
Исследованию были подвержены 11 показателей и тестов, входящих в "Паспорт здоровья". В таблицах 2,3,4 представлены результаты этих исследований.
Как видно из таблицы 2, двухлетний цикл учебно-воспитательного процесса ведет к улучшению весовых показателей у студентов экспериментальной группы и, в меньшей степени, в контрольной группе.
Таблица 2
Динамика показателей здоровья студентов СМГ за двухлетний период учебно - воспитательного процесса по традиционной и экспериментальной программе (%)
№ |
Показатели |
2004/2005 уч.г. |
2005/2006 уч.г. | ||
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ | ||
1. |
Масса тела |
||||
Оптимальная |
86,1 |
85,2 |
88,7 |
95,6 | |
Избыточная |
9,3 |
8,1 |
7,7 |
2,6 | |
Ожирение |
4,6 |
3,7 |
2,6 |
0,8 | |
2. |
Артериальное давление |
||||
Нормальное |
98,2 |
98,4 |
98,6 |
99,2 | |
Повышенное |
1,8 |
1,6 |
1.4 |
0,8 | |
3. |
Бронхиальная проходимость |
||||
Нормальная |
89,4 |
89,1 |
90,6 |
96,3 | |
Нарушена |
11,6 |
11,9 |
10,4 |
5,7 |
Информация о работе Эффективность использования компьютерной информационно-диагностической системы