Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 19:37, контрольная работа
Краткое описание
Детский церебральный паралич (ДЦП) занимает значительное место среди инвалидизирующих заболеваний детей и подростков как у нас в стране, так и за рубежом. ДЦП как следствие мультифакториального дизонтогенеза центральной нервной системы характеризуется многообразием клинических проявлений, на преодоление которых в течение многих лет с большей или меньшей степенью эффективности были направлены усилия специалистов различных профилей.
Присоединение общепринятых
физиотерапевтических процедур (грязевые
и обычные ванны, массаж, электромиостимуляция)
приводит к сокращению сроков реабилитации
в среднем на 20%.
Задачи и принципы
организации абилитационно-реабилитационных
мероприятий [1, 15]
Восстановление функций или
уменьшение выраженности функциональных нарушений первичного генеза,
вызванных инвалидизирующим заболеванием;
Предотвращение или уменьшение
функциональных нарушений вторичного
генеза, т. е. тех функций, развитие которых
в онтогенезе было задержано (или нарушено) вследствие основного дефекта;
Создание предпосылок для первичного
(или повторного) приспособления ребенка к социально-бытовой среде путем формирования навыков самообслуживания, передвижения, ориентации, коммуникации;
Выявление и развитие биологических
задатков способностей к трудовой деятельности.
Эти задачи могут быть успешно
решены при соблюдении ряда принципиальных
положений [1]:
Раннее начало абилитационно-реабилитационных мероприятий;
Комплексность воздействий с
учетом всех аспектов абилитационно-реабилитационного процесса и участием специалистов
разного профиля;
Непрерывность абилитационно-реабилитационного процесса до достижения ребенком взрослого возраста;
Преемственность в проведении абилитационно-реабилитационных мероприятий между разными специалистами как внутри
одного учреждения, так и между разными учреждениями;
Индивидуальный подход и коллегиальность
при формировании программы абилитации (реабилитации);
Активное осознанное участие
ребенка и его семьи;
Систематический контроль за выполнением программы и ее эффективностью, необходимая коррекция программы
в процессе онтогенетического развития
ребенка и ее индивидуализация.
Участковый врач-педиатр или
врачи узких специальностей, впервые выявившие
у ребенка стойкие функциональные нарушения,
направляют его к врачу-реабилитологу
для оформления индивидуальной программы
абилитации (реабилитации) ребенка.
Написание индивидуальной программы
абилитации (реабилитации)
ребенка начинается с заполнения
паспортной части. В нее вносится общепринятая
информация, в том числе сведения о посещении
дошкольно-школьных учреждений. Если карта
заполняется на ребенка, уже имеющего
статус инвалида, вносятся сведения об
инвалидности, в частности, дата установления
инвалидности и на какой срок.
Оформление раздела «Экспертная
диагностика» организуется врачом-реабилитологом
и осуществляется комплексно с
участием педиатра, невропатолога,
психиатра (психоневролога), психолога,
офтальмолога, отоларинголога, логопеда.
При необходимости подключаются и другие
специалисты. В процессе обследования
важно установить взаимосвязь и взаимозависимость
между отдельными проявлениями нарушений
физического, соматического, неврологического,
психического развития, а также иерархию
выявленных отклонений. [1]
Уровень физического развития
определяется путем сравнения со средними
показателями для данного возраста.
Для оценки функционального
состояния нервной системы и двигательной
сферы ребенка, наряду со стандартными
методами неврологического обследования,
необходимо использовать и специальные
методы оценки моторного возраста и двигательных
возможностей ребенка. Общая оценка состояния
и развития нервной системы проводится
врачом-невропатологом. Описывается тонус,
сила мышц, состояние рефлекторной сферы,
объем движений конечностей (активных,
пассивных), состояние трофики
окружающих тканей, чувствительность,
координация, наличие контрактур, способность
к самостоятельному передвижению, походка,
гиперкинезы, судорожный синдром и т.д.
Для оценки двигательных возможностей
ребенка требуется участие кинезотерапевта
или при его отсутствии инструктором ЛФК
или врачом ЛФК. Наряду с оценкой двигательных
умений необходимо также дать заключение
об уровне развития двигательных качеств
(сила мышц, статическая выносливость,
способность дифференцировать мышечные
усилия) у ребенка. Данные обследования
специалистов ЛФК должны дополнить неврологическую
оценку состояния крупной и мелкой моторики,
координации движений, пространственных
представлений ребенка и способности
к поддержанию различных поз. [1, 13, 14]
Клинико-психологический статус
включает описание состояния интеллектуально-мнестических,
сенсорно-перцептивных функций (восприятие,
внимание, память, мышление) и особенностей
эмоционально-волевой сферы. Эта часть
обследования требует участия детского
психоневролога, психиатра или медицинского
психолога.
Результаты психофизиологического
исследования функционального состояния
ЦНС, оцениваемого с помощью рефлексометра,
позволяют более углубленно изучить отдельные
функции, в частности, такие важные показатели
как функциональный уровень системы (ФУС),
устойчивость реакции (УР), уровень функциональных
возможностей (УФВ). Эти критерии отражают
адаптационные, гомеостатические и регуляторные
возможности мозга. [1]
Результаты обследования ребенка
каждым специалистом необходимо оформить
в карте с вынесением заключения о функциональном
состоянии органов и систем, выявленных
нарушениях или отклонениях в развитии.
Оформление экспертно-диагностического
раздела заканчивается описанием клинико-функционального
диагноза основного и сопутствующих заболеваний,
оценкой степени нарушения функции и вызванных
этими нарушениями ограничениями жизнедеятельности,
а также оценкой реабилитационного потенциала
ребенка. Как принято в экспертизе и реабилитации,
для оценки состояния функции учитываются
два критерия: степень нарушения функции
и возможность ее компенсации с помощью
медико-технических средств. Для градации
имеющихся нарушений в экспертной практике
используется понятие «функциональный
класс» (ФК). [1]
ФК 0 — характеризует нормальное
состояние параметра. ФК 1 — имеются легкие
нарушения функций (не более, чем на 25%,
сюда же относятся более выраженные отклонения
от нормы возрастного развития, которые
компенсируются полностью или до степени
легких
нарушений). ФК 2 — умеренно
выраженное отклонение от нормального
возрастного развития функций (от 25 до
50%), не компенсируемое с помощью вспомогательных
средств или более значительные отклонения,
частично компенсируемые до умеренной
степени. ФК 3 —
значительно выраженное отклонение
от нормального возрастного развития
функций (от 51 до 75%), не компенсируемое
или слабо компенсируемое. ФК 4 — резко
выраженное и полное (свыше 75%) нарушение
функций, некомпенсируемое.
Уровень ограничения жизнедеятельности
оценивается шестью показателями по Международной
номенклатуре нарушений, ограничений
жизнедеятельности и социальной недостаточности
(1994) [1]:
самообслуживание;
передвижение;
ориентация в пространстве;
способность к общению;
способность к контролю за поведением;
способность к обучению.
Потребность в проведении комплекса
реабилитационных мероприятий рассчитывается
с учетом реабилитационного потенциала.
Расчет реабилитационного потенциала
весьма важен для прогнозирования результатов
реабилитационно-абилитационного процесса
от воспитания элементарных гигиенических
и бытовых навыков до полной интеграции
в общество.
Реабилитационный потенциал
— это интегральный показатель, отражающий
совокупность имеющихся у ребенка психологических,
физиологических и физических задатков,
которые позволяют при соответствующих
условиях восстановить, уменьшить или
компенсировать нарушенные сферы жизнедеятельности.
Уровень реабилитационного потенциала
зависит от возраста ребенка, особенностей
протекания патологического процесса,
степени выраженности и характера нарушений,
возможностей их компенсации.
Количественная оценка уровня
реабилитационного потенциала осуществляется
путем арифметического сложения баллов.
Показатель реабилитационного потенциала,
не превышающий 14 баллов, соответствует
низкому его уровню. Если показатель находится
в пределах от 15 до 31 баллов, это соответствует
среднему реабилитационному потенциалу,
а выше 31 балла — высокому реабилитационному
потенциалу.
На амбулаторный этап реабилитации
рекомендуется отбирать детей, имеющих
высокий и средний реабилитационный потенциал.
Дети с низким реабилитационным потенциалом,
как правило, нуждаются в специализированных
реабилитационных центрах и стационарах.
Окончательную оценку состояния
ребенка определяет педиатр-реабилитолог
(эксперт).
Следующим шагом является составление
программы комплексных реабилитационных
мероприятий. Этот раздел называется «Потребность
в мерах реабилитации». [1, 15] Он включает
подразделы медицинской, психологической,
физической и социальной реабилитации.
Врачом-реабилитологом определяется
приоритетность и направленность
реабилитационных воздействий, определяется
объем помощи и составляется план реализации.
При подборе методов на этом этапе важно
соблюдение принципа онтогенетической
последовательности формирования функций
у ребенка. В частности, при составлении
программы коррекционно-восстановительных
мероприятий и подборе кинезотерапевтических
методик у детей с последствиями ДЦП необходимо
как можно точнее знать моторный возраст
ребенка, который, как правило, у этой категории
детей значительно
отстает от календарного возраста.
Существуют три варианта коррекционно-восстановительных
мероприятий, которые можно использовать
у детей-инвалидов с различными формами
двигательных нарушений (спастической,
гипотонической и гиперкинетической).
При необходимости в программу
включаются мероприятия реконструктивной
хирургии, протезирования Для совершенствования
высших психических функций можно использовать
современные игровые методики, в том числе
в компьютерном варианте, с индивидуальным
подбором времени и объема тренировочных
занятий. При проведении коррекционных
занятий можно применять как индивидуальные,
так и групповые формы работы, а также
стимулировать самостоятельные занятия
детей в домашних условиях, на отдыхе с
активным привлечением родителей, родственников.
Составляя программу развивающих занятий,
психолог должен учитывать возрастной
аспект, использовать сензитивные периоды
для оптимального развития тех или иных
функций, индивидуально дозировать время
и объем нагрузки.
Социальные мероприятия включают
услуги социальной помощи, облегчающие
адаптацию в бытовой и социальной среде:
обеспечение вспомогательными бытовыми
техническими средствами; предоставление
вспомогательных или автономных средств
передвижения; обучение пользованием
предоставляемыми техническими средствами;
предоставление услуг территориальных
центров социального обслуживания; консультативно-информационная,
правовая, социальная помощь и т.д.
Реабилитационно-абилитационная
программа должна включать в себя целенаправленное
развитие у ребенка биологических задатков
способностей к трудовой деятельности,
целенаправленное формирование профессиональных
интересов и склонностей. [15]
Для подростков, достигших 14
лет, должно проводиться обязательное
медико-профессиональное консультирование
и профподбор с учетом основного и сопутствующих
заболеваний, уровня развития профессионально
значимых функций, интересов и склонностей
ребенка.
Одним из важных аспектов программы
является формирование у ребенка адекватного
отношения к жизни, воспитание устойчивых
социальных и трудовых установок.
Дополнительные
критерии реабилитационного процесса.
[10]
Необходимо обратить
внимание на сон больного ребенка и утреннее
пробуждение. Больные дети плохо засыпают,
беспокойно спят, поздно просыпаются.
Нормализация сна свидетельствует о положительной
динамике реабилитации, восстановлении
чувствительности, купировании болевых
и спастических синдромов. Чувство сонливости
и расслабленности, возникающее после
комплекса манипуляций является положительным
критерием, свидетельствующим о снижении
гипертонуса мускулатуры и восстановлении
глубины и ритма сна. Иногда больной ребенок
засыпает сразу после манипуляций и спит
глубоко и спокойно, что непривычно и пугает
родителей. Если его будить, то он просыпается
спокойно без плача и вновь засыпает. Это
явление продолжается 7-14 дней и свидетельствует
о положительной динамике реабилитационного
процесса.