Абилитация и реабилитация детей с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 19:37, контрольная работа

Краткое описание

Детский церебральный паралич (ДЦП) занимает значительное место среди инвалидизирующих заболеваний детей и подростков как у нас в стране, так и за рубежом. ДЦП как следствие мультифакториального дизонтогенеза центральной нервной системы характеризуется многообразием клинических проявлений, на преодоление которых в течение многих лет с большей или меньшей степенью эффективности были направлены усилия специалистов различных профилей.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 62.02 Кб (Скачать файл)

Интенсификация физического развития после курса интенсивной реабилитации является объективным критерием успешной реабилитации.

Одним из современных средств сенсорной коррекции детей с ДЦП, о котором необходимо упомянуть, является комплекс "сенсорная комната", разработанный с целью комбинированного воздействия на афферентные системы и  для стимуляции мотивации к действию. [10, 17]

      В состав  оборудования "сенсорной комнаты" входят: "сухой" бассейн; гидроматрац с подогревом; водяные цилиндры, высотой от пола до потолка, снабженные особым устройством, обеспечивающим вертикальные пассажи разнокалиберных и разноцветных воздушных пузырей в жидкой среде; стереоскопическое мобильное панно с меняющимися картинками; стенд для выработки навыков активности и стимуляции тактильной чувствительности, снабженный пучком световодов из оптических волокон, меняющих свою окраску непосредственно в руках у ребенка. Обстановка "сенсорной комнаты" погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждая позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной реабилитационной задачи. Она создает условия для разрушения существующих порочных функциональных систем и формирования новых, более физиологичных.

К методам сенсорной коррекции относится также звуковой луч. Тренажер, воздействующий на пациента по принципу обратной связи, помогает создать игровую ситуацию. Ребенок переключает сознания со скучных двигательных упражнений на активный интерес к забавному аттракциону и самостоятельно контролирует правильность своих действий с помощью слухового анализатора.

Использование верховой езды в системе реабилитационных мероприятий оказывает благотворное влияние на общее соматическое состояние ребенка с ДЦП. [10] Во время движения лошади по манежу укрепляется мускулатура, прежде всего, мышцы спины ребенка. Преодолевается нарушение функции равновесия и вестибулярных расстройств. Общение с животным на открытом воздухе улучшает эмоциональный фон ребенка, расширяет диапазон его знаний об окружающем мире. Когда нет возможности использовать лошадей, то катание детей на каруселях, качелях, помогает достичь те же цели. К сожалению, в литературе и общей реабилитационной практике этому вопросу уделяется мало внимания.

Для детей с ДЦП, имеющих речевые нарушения, разработаны специальные образовательные программы. Из различных педагогических приемов реабилитации наиболее оптимальным  является логоритмика. Занятия в игровой музыкальной манере с детьми дают наиболее выраженный эффект запоминания и воспроизведения при обучении детей с ДЦП, прошедших базовую терапию. Особенно выраженный положительный эффект дает логоритмика по так называемой «размытой педагогической программе». [10, 6, 19]

В последнее время разработано и успешно применяется принципиально новое устройство для реабилитации детей с ДЦП – костюм «ДК». Суть этого устройства, выполненного в виде полукомбинезона, заключается в том, что, при его использовании, у ребенка не только можно корректировать осанку, но и использовать в качестве тренажера для обучения любым двигательным навыкам. Принципиальное отличие этого устройства от всех предложенных ранее лечебных костюмов - корректоров в том, что устройство само осуществляет попеременную тракцию, дистракцию и коррекцию позвоночного столба и конечностей в соответствии с движениями ребенка. Модульный тип костюма «ДК» позволяет использовать его для коррекции любых двигательных нарушений и постепенного атравматичного исправления костных деформаций. Костюм «ДК» позволяет ставить в вертикальное положение даже детей с тетраплегиями и обучать их ходьбе. Устройство легко надевается на ребенка, очень просто в управлении и не требует специальных знаний. Действие, отключение и регулировка костюма «ДК» осуществляется легким поворотом пластмассового рычажка, расположенного на костюме. [10]

После проведения назначенного курса абилитационно-реабилитационных мероприятий необходимо провести оценку эффективности по качественным и количественным критериям.

 

 

 

 

     

Заключение.

При написании работы была изучена специальная логопедическая и психолого-педагогическая литература по проблеме абилитации и реабилитации детей с ДЦП.

Изучение структуры дефекта  детей с ДЦП показало, что задержка в развитии ребенка начинается с первых недель жизни. Большая роль в отклонениях психомоторного развития детей принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям. Эти отклонения в основном обусловлены ограниченностью коммуникативных связей детей с ДЦП. Спонтанное развитие таких детей задерживается в темпе и патологически искажается по содержанию.

Детский церебральный паралич  является одним из тех заболеваний, которые часто приводят к тяжелой инвалидности. Частота детских церебральных параличей составляет от 2,5 до 5,9 детей на 1000 родившихся, но количество детей угрожаемых по развитию ДЦП значительно больше. [2] Именно своевременное и комплексное лечение детей перенесших родовую травму и имеющих отклонения в психомоторном развитии позволяет во многих случаях избежать диагноза детский церебральный паралич. Если же такой диагноз поставлен, то необходимо проведение комплексной системы мер по абилитации и реабилитации, направленной на нормализацию патогенетических механизмов развития болезни, восстановление двигательных, речевых и психических функций. Вопросами абилитации и реабилитации занимались такие ученые как Л. О. Бадаляна, основоположника отечественной детской неврологии, К. А. Семёнова, Качесов В. А., Грибовская В. А., Пономарева Г.А, Ковалев В. В., Е.К. Правдина-Винарская, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин, А.Е. Штеренгерц, В.С. Подкорытов, Т.С. Шуплецова, Л.П. Васильева, Н.В. Красовская,  А.М. Бокач, А.П. Потеенко,  Т.Н. Бузенкова и др.

Продолжение изучения абилитационных и реабилитационных мероприятий, направленных на улучшение состояния больных с ДЦП,  является весьма актуальным. Среди многообразия современных средств восстановительного лечения, абилитации и реабилитации больных с ДЦП  все более устойчивые позиции занимают высокотехнологичные методы, основанные на изучении патогенеза этого заболевания и на синхронном коррекционном воздействии на многочисленные его звенья. Можно надеяться на дальнейшее их развитие и широкое внедрение в практику. Не стоит забывать и о том, что каждый ребенок индивидуален в силу своих психических, психологических, физиологических возможностей и особенностей, особенно ребенок с ДЦП. Поэтому в процессе абилитации и реабилитации детей с данным диагнозом следует осуществлять дифференцированный и комплексный подход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

                                  Список используемой литературы.

  1. Архипова, Е.Ф.Логопедическая работа с детьми раннего возраста -М.: «Астрель», 2007.

  1. Бадалян Л.0., Журба Л.Т. Детские церебральные параличи. - Киев, 2003..
  2. Ватолина М.И. О роли различных перинатальных факторов в развитии детских церебральных параличей. - М., 1999.
  3. Дубровский В.И. Детские церебральные параличи. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002
  4. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. – М.: Советский спорт, 2001.
  5. Меженина Е.П. Церебральные спастические параличи и их лечение в детском возрасте - Киев, 2001.
  6. Никитина М.Н. Детский церебральный паралич. - М., 1999..
  7. Семенова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. - М., 1999.
  8. Качесов В. А. Основы интенсивной реабилитации ДЦП. - М.: 2001.
  9. Цукер М.Б. Клиническая невропатология детского возраста. - М., 2006.
  10. Цыбульников Н.Д., Матвеев А.С. К вопросу этиологии эпилепсии и гиперкинезов у больных детским церебральным параличом. Научн. труды Омского мед. института. - 2004. - N 116.
  11. Штеренгерц А.Е., Белая Н.А. Массаж для взрослых и детей. – К.: «Здоровье», 2006.
  12. Штеренгерц А.Е. Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях и травмах нервной системы у детей. – К.: «Здоровье», 1999.
  13. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общей ред. проф. С.Н. Попова. – Ростов на Дону: «Феникс», 1999.
  14. Якунин Ю.А., Ямпольская Э.И., Сысоева И.М. Болезни нервной системы у новорожденных и детей раннего возраста. - М., 1999.
  15. Шамарин Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. - Калуга, 1996.
  16. Лильин Е.Т., Степанченко О.В., Бриль А.Г. Современные технологии в лечении детского церебрального паралича. Неврологический вестник № 2. - 1999 .
  17. Семенова К.А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича. - М.: «Антидор». 1999 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1. Понятие об абилитации и реабилитации у детей с ДЦП.

2 Понятие о ДЦП. Виды  и формы ДЦП. Прогноз

3 Система работы по  абилитации и реабилитации детей с ДЦП.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 


Информация о работе Абилитация и реабилитация детей с ДЦП