Агрессия как психологический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке на эту тему написано огромное количество статей и книг, регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И, конечно, речь идет не о научной моде, а о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» двадцатом веке.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 2
2. Понятие агрессии. 4
2.1. Понятие агрессии и агрессивности 4
2.2. Виды агрессии 7
2.3. Причины детской агрессии 9
3. Основные теории агрессии: 12
3.1 Агрессия как инстинктивное поведение: психоаналитический подход 12
3.2. Агрессия как инстинктивное поведение: взгляд на проблему с позиций эволюционного подхода (Лоренц). 15
3.3. Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия 18
3.4. Бихевиоральная концепция агрессии. 20
3.5 Когнитивные модели агрессивного поведения 22
3.5.1 Модель образования новых когнитивных связей Берковица 22
3.5.2 Взаимозависимость познания и возбуждения 23
3.6 Агрессия как приобретённое социальное поведение: прямое и викарное научение насилию. 24
4. Исследовательская часть 29
Заключение. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 35

Вложенные файлы: 1 файл

Агрессия как феномен.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке на эту тему написано огромное количество статей и книг, регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И, конечно, речь идет не о научной моде, а о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» двадцатом веке.

В связи с этим, перед психологами и педагогами возникли вопросы, касающиеся детской агрессии. Следует отметить, что сама по себе тема «детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны, и представляют собой, главным образом, обзор зарубежных исследований.

И, тем не менее, можно констатировать, что на сегодня наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения детей достигнуты именно в психологической науке. Но вполне естественно, что в этой интересной, сложной и интенсивно изучаемой области все еще остается много нерешенных проблем, и нет ответов на многие вопросы.

Данная работа посвящена рассмотрению некоторых сторон детской агрессивности.

Была выдвинута следующая гипотеза: эмоциональный принятие ребенка родителями, снижает уровень проявления агрессии ребенком по отношению к взрослым.

Цель работы: изучение агрессивного поведения детей.

Задачи:

  • изучение научно-методической литературы по данной теме;
  • рассмотреть сущность и причины агрессивного поведения;
  • организация диагностического эксперимента;
  • проведение корреляционного анализа, для выявления уровня зависимости одного явления от другого;
  • оценка и анализ результатов полученных в ходе контрольного эксперимента;

Базой экспериментального исследования являлась вторая подготовительная группа МБДОУ № 19, расположенное по адресу: г. Можга, ул. Советская, 8а.

Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы: наблюдение (карты наблюдения Д. Скотта), ОДРЭВ Захаровой

 

2. Понятие агрессии.

2.1. Понятие агрессии и агрессивности

 

Слово «агрессия» (происходит от латинского – нападать) – индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического и психического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы детей.  Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью.

Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи:

    • агрессия «доброкачественная» (настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, воля, смелость, отвага);
    • агрессия «злокачественная» (насилие, жестокость, наглость, хамство, зло);
    • собственно агрессивный, деструктивный тип агрессии (по А. Фромму) [15;234].

Для того чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в дошкольном и младшем школьном возрасте для начала поясним, каково общее понятие агрессии, какова ее структура и природа.  Изучив большое количество психолого-педагогической литературы, мы пришли к мнению, что у разных исследователей-психологов есть своя формулировка агрессии и агрессивности.  В психологии этим понятиям даются различные трактовки.  Агрессивность определяется как:

    • инстинктивная природа человека (Гоббсон Т., Лоренц К., Фрейд З.);
    • как стремление к власти, господству (Альфред О., Моррисон Н.);
    • реакция личности на враждебную окружающую действительность (Фромм Э., Хорни Л.);
    • неотъемлемый элемент борьбы за свои права, за достижение желаемого результата (Степанов С.С.);
    • естественная реакция на фрустрацию (Доллард О., Дуб С.).

Как отмечал С.С. Степанов – агрессивность обычно понимается как склонность к причинению другим морального и физического ущерба.  Агрессия это причинение вреда человеку, предмету, группе людей, выражается словесно или физически [16;123]

В.В. Юрчук считает что агрессия – мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки – нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающий у них депрессии, неуютность, напряженность, страх боязнь, состояние подавленности [17;277]

По мнению Р.С. Немова, «агрессивность» (враждебность) – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред другим людям и окружающему миру [18;433]

Н.И. Конюхов определяет агрессивность, как качество человека выражающееся в проявлении враждебности, негативных чувств по отношению к другим людям, стремление к насильственным действиям по отношению к окружающим людям или объектам.  Может являться формой проявления снятия внутреннего напряжения, а также формой проявления личностных процессов.

Е.Н. Корнеева трактует агрессивность как стремление одного существа причинить вред другому.  В человеческом обществе агрессия оценивается как негативное явление, при котором человек не должен жить, заставляя других и тем более испытывать от этого удовольствие.  Детскую же агрессию, она считает явлением специфическим и отнюдь не неизбежным [21;345].

Психологический словарь под редакцией А. Зинченко предлагает следующее определение агрессии – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [19;231].

Таким образом, из вышеперечисленных определений агрессии и агрессивности, мы согласны с выводами Р.С. Немова и А. Зинченко о том, что агрессия – это враждебное поведение человека в отношении других людей, это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей. Действительно, агрессия может приносить физический ущерб людям и вызывать психический дискомфорт. Значит, агрессия представляет собой сложный поведенческий комплекс, а агрессивность, как проявление агрессии может сделать ребенка, либо упорным, либо безвольным, способно развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность.

 

 

 

2.2. Виды агрессии

 

Агрессия всегда ассоциировалась с таким философско-нравственным понятием как зло.  В древнейшей философии присутствуют разные точки зрения по этому вопросу.  Китайский философ Сюн-цзы считал, что человек имеет «злую природу».  Другой китайский философ Мэн-цзы провозгласил идею о том, что все люди рождаются добрыми или нравственно-нейтральными, а затем под воздействием порочных общественных факторов может привести к тому, что человек станет злым.

Проанализировав разные точки зрения, многие исследователи дают различную классификацию видов агрессивного поведения.

В.В. Петровский и М.Т. Ярошевский разделили агрессию на следующие виды:

    • физическая агрессия (нападение) использование физической силы против другого лица или объекта;
    • вербальная  выражение негативных чувств как через содержание вербальных реакций (угроза, проклятия, ругань);
    • прямая агрессия непосредственно направлена против какого-либо объекта или субъекта;
    • косвенная агрессия – действия направленные окольным путем на другое лицо (злобные сплетни, шутки, а также действия характеризующиеся направленностью и непорочностью ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу;
    • аутоагрессия проявляется в самообвинении, самоуничтожении, нанесение себе телесных повреждений и самоубийстве;
    • враждебная агрессия выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии;
    • инструментальная агрессия являющейся средством достижения какой-либо цели [20;344]

А. Басс и А. Дарки предлагают свои дифференцирующие проявления агрессии и враждебности, выделив следующие виды реакций:

  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная агрессия – направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм – оппозиционная манера активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим.
  6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта о том, что он является плохим человеком [22;178]

Е.Н. Корнеева разделила агрессию на:

    • агрессивные действия;
    • агрессивные слова;
    • агрессивные мысли;

Считает, что это явление специфическое и весьма неизбежное, также она определила направления агрессии:

    • на себя;
    • на других;
    • на животных [17;211]

Структуру агрессивного поведения предложили в своих работах И.В. Заградова, А.К. Осинский, Н.Д. Левитов:

По направленности:

    • агрессия во вне;
    • аутоагрессия.

По цели:

    • интеллектуальная;
    • враждебная.

По методу выражения:

    • физическая;
    • вербальная.

По степени выражения:

    • прямая;
    • косвенная.

По наличию инициативы:

    • инициативная;
    • оборонительная

Таким образом, мнения исследователей по вопросу теории и виды агрессии весьма неоднозначны.  Мы согласны с точкой зрения А. Басс и А. Дарки.  Они  полно выделяют показатели агрессивности, которые помогут нам в дальнейшем провести исследовательскую работу с детьми старшего дошкольного возраста.

 

 

2.3. Причины детской агрессии

 

Западные и отечественные психологи ведут нескончаемые споры о том, каковы же причины, побуждающие ребенка к агрессивным действиям.

Причины проявления агрессивности можно объединить в несколько групп.

I группа – физиологические:

    • агрессивность как один из симптомов органического подражания мозга: при родовых травмах, эпилепсии и другие;
    • расстройства в работе нервной системы разного рода неврозы, неврастения;
    • алкогольное или наркотическое отравление;
    • чрезмерная возбудимость в результате истощения нервной системы при физических и психических нагрузках.

II группа – индивидуально-психологическая:

    • оборонительная реакция на чувство страха, чтобы избежать потенциальной угрозы, реакция на недостаточность информации о каком-либо человеке (особенно при встрече с незнакомым взрослым или ребенком) или какой-либо ситуации;
    • агрессивность как чувство недетской ответственности, когда ребенку поручаются дела, которые ему не по силам (уход за младшим ребенком в семье, больным или пьяным взрослым).

III группа – социальные причины:

  1. Агрессия возникает у детей в условиях дефицита добра, ласки, любви.  Также ее формы являются спровоцированной формой защиты:
    • когда агрессия порождает в ответ на агрессивное поведение взрослых или сверстников;
    • агрессия провоцируется равнодушием в ответ на безразличное отношение, когда окружающие «не замечают» существование ребенка, «игнорируют» его.  В этих случаях он активно отстаивает свое право на внимание криком;
    • агрессия порождается чрезмерной любовью окружающих, часто безрассудной и авторитарной.  В таких случаях ребенок может стать игрушкой в руках взрослого;
    • стремление удовлетворить все желания ребенка по первому требованию, его положение в статусе «кумира семьи», воспитание по типу «трон принца», когда вместо любви и ласки ребенок получает суррогаты эмоций.  Невозможность удовлетворить все желания ребенка, также провоцирует агрессию;
    • способ самоутверждения в результате переживаний, связанных с неудовлетворением своим статусным положением в группе сверстников, которые часто определяются воспитателем и родителями («плохой», «драчун», «не играйте с ним»)

2. Сформированные взрослыми агрессивные проявления:

    • когда агрессия поощряется как один из способов эгозащиты;
    • когда ребенка не осуждают за проявления агрессивности;
    • когда взрослые дают образца подобного поведения (в конфликтных семьях, где отсутствуют любовь и понимание между родителями, обсуждают друг друга, в семьях алкоголиков).

Информация о работе Агрессия как психологический феномен