Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 16:01, курсовая работа
В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке на эту тему написано огромное количество статей и книг, регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И, конечно, речь идет не о научной моде, а о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» двадцатом веке.
1. ВВЕДЕНИЕ 2
2. Понятие агрессии. 4
2.1. Понятие агрессии и агрессивности 4
2.2. Виды агрессии 7
2.3. Причины детской агрессии 9
3. Основные теории агрессии: 12
3.1 Агрессия как инстинктивное поведение: психоаналитический подход 12
3.2. Агрессия как инстинктивное поведение: взгляд на проблему с позиций эволюционного подхода (Лоренц). 15
3.3. Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия 18
3.4. Бихевиоральная концепция агрессии. 20
3.5 Когнитивные модели агрессивного поведения 22
3.5.1 Модель образования новых когнитивных связей Берковица 22
3.5.2 Взаимозависимость познания и возбуждения 23
3.6 Агрессия как приобретённое социальное поведение: прямое и викарное научение насилию. 24
4. Исследовательская часть 29
Заключение. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 35
В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке на эту тему написано огромное количество статей и книг, регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И, конечно, речь идет не о научной моде, а о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» двадцатом веке.
В связи с этим, перед психологами и педагогами возникли вопросы, касающиеся детской агрессии. Следует отметить, что сама по себе тема «детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны, и представляют собой, главным образом, обзор зарубежных исследований.
И, тем не менее, можно констатировать, что на сегодня наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения детей достигнуты именно в психологической науке. Но вполне естественно, что в этой интересной, сложной и интенсивно изучаемой области все еще остается много нерешенных проблем, и нет ответов на многие вопросы.
Данная работа посвящена рассмотрению некоторых сторон детской агрессивности.
Была выдвинута следующая гипотеза: эмоциональный принятие ребенка родителями, снижает уровень проявления агрессии ребенком по отношению к взрослым.
Цель работы: изучение агрессивного поведения детей.
Задачи:
Базой экспериментального исследования являлась вторая подготовительная группа МБДОУ № 19, расположенное по адресу: г. Можга, ул. Советская, 8а.
Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы: наблюдение (карты наблюдения Д. Скотта), ОДРЭВ Захаровой
Слово «агрессия» (происходит от латинского – нападать) – индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического и психического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы детей. Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью.
Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи:
Для того чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в дошкольном и младшем школьном возрасте для начала поясним, каково общее понятие агрессии, какова ее структура и природа. Изучив большое количество психолого-педагогической литературы, мы пришли к мнению, что у разных исследователей-психологов есть своя формулировка агрессии и агрессивности. В психологии этим понятиям даются различные трактовки. Агрессивность определяется как:
Как отмечал С.С. Степанов – агрессивность обычно понимается как склонность к причинению другим морального и физического ущерба. Агрессия это причинение вреда человеку, предмету, группе людей, выражается словесно или физически [16;123]
В.В. Юрчук считает что агрессия – мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки – нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающий у них депрессии, неуютность, напряженность, страх боязнь, состояние подавленности [17;277]
По мнению Р.С. Немова, «агрессивность» (враждебность) – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред другим людям и окружающему миру [18;433]
Н.И. Конюхов определяет агрессивность, как качество человека выражающееся в проявлении враждебности, негативных чувств по отношению к другим людям, стремление к насильственным действиям по отношению к окружающим людям или объектам. Может являться формой проявления снятия внутреннего напряжения, а также формой проявления личностных процессов.
Е.Н. Корнеева трактует агрессивность как стремление одного существа причинить вред другому. В человеческом обществе агрессия оценивается как негативное явление, при котором человек не должен жить, заставляя других и тем более испытывать от этого удовольствие. Детскую же агрессию, она считает явлением специфическим и отнюдь не неизбежным [21;345].
Психологический словарь под редакцией А. Зинченко предлагает следующее определение агрессии – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [19;231].
Таким образом, из вышеперечисленных определений агрессии и агрессивности, мы согласны с выводами Р.С. Немова и А. Зинченко о том, что агрессия – это враждебное поведение человека в отношении других людей, это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей. Действительно, агрессия может приносить физический ущерб людям и вызывать психический дискомфорт. Значит, агрессия представляет собой сложный поведенческий комплекс, а агрессивность, как проявление агрессии может сделать ребенка, либо упорным, либо безвольным, способно развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность.
Агрессия всегда ассоциировалась с таким философско-нравственным понятием как зло. В древнейшей философии присутствуют разные точки зрения по этому вопросу. Китайский философ Сюн-цзы считал, что человек имеет «злую природу». Другой китайский философ Мэн-цзы провозгласил идею о том, что все люди рождаются добрыми или нравственно-нейтральными, а затем под воздействием порочных общественных факторов может привести к тому, что человек станет злым.
Проанализировав разные точки зрения, многие исследователи дают различную классификацию видов агрессивного поведения.
В.В. Петровский и М.Т. Ярошевский разделили агрессию на следующие виды:
А. Басс и А. Дарки предлагают свои дифференцирующие проявления агрессии и враждебности, выделив следующие виды реакций:
Е.Н. Корнеева разделила агрессию на:
Считает, что это явление специфическое и весьма неизбежное, также она определила направления агрессии:
Структуру агрессивного поведения предложили в своих работах И.В. Заградова, А.К. Осинский, Н.Д. Левитов:
По направленности:
По цели:
По методу выражения:
По степени выражения:
По наличию инициативы:
Таким образом, мнения исследователей по вопросу теории и виды агрессии весьма неоднозначны. Мы согласны с точкой зрения А. Басс и А. Дарки. Они полно выделяют показатели агрессивности, которые помогут нам в дальнейшем провести исследовательскую работу с детьми старшего дошкольного возраста.
Западные и отечественные психологи ведут нескончаемые споры о том, каковы же причины, побуждающие ребенка к агрессивным действиям.
Причины проявления агрессивности можно объединить в несколько групп.
I группа – физиологические:
II группа – индивидуально-психологическая:
III группа – социальные причины:
2. Сформированные взрослыми агрес