Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 16:01, курсовая работа
В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке на эту тему написано огромное количество статей и книг, регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И, конечно, речь идет не о научной моде, а о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» двадцатом веке.
1. ВВЕДЕНИЕ 2
2. Понятие агрессии. 4
2.1. Понятие агрессии и агрессивности 4
2.2. Виды агрессии 7
2.3. Причины детской агрессии 9
3. Основные теории агрессии: 12
3.1 Агрессия как инстинктивное поведение: психоаналитический подход 12
3.2. Агрессия как инстинктивное поведение: взгляд на проблему с позиций эволюционного подхода (Лоренц). 15
3.3. Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия 18
3.4. Бихевиоральная концепция агрессии. 20
3.5 Когнитивные модели агрессивного поведения 22
3.5.1 Модель образования новых когнитивных связей Берковица 22
3.5.2 Взаимозависимость познания и возбуждения 23
3.6 Агрессия как приобретённое социальное поведение: прямое и викарное научение насилию. 24
4. Исследовательская часть 29
Заключение. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 35
В соответствии с исходным замыслом эти фрагменты поведения не выбирают умозрительно, а берутся из жизни.
В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, которые соответствуют фрагментам, наиболее характерным для данного ребенка.
ВВ – враждебность по отношению ко взрослым.
Симптомы 1-4 – ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии.
Симптомы 5-9 – относится к взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения.
Симптомы 10-17 – открытая враждебность, проявляющаяся асоциальном поведении.
Симптомы 18-22 – полная неуправляемая привычная враждебность
Кирилл В. – 1, 4, 5, 6, 7, 9, 14, 15, 16, 17, 20 (11 баллов)
Артем – 3, 4, 5, 6, 9, 14 ,19 (7 баллов)
Настя – 1, 2, 9, 10, 14, 13, 15, 16 (8 баллов)
Глеб – 5, 15 (2 балла)
Соня – 5 (1 балл)
Кирилл Ф. 1, 2, 8, 9, 10, 11, 15, 18, 19, 20, 22 (11 баллов)
Для выявления особенности детско-родительских отношений, а именно эмоционального принятия ребенка родителями, я использовал методику ОДРЭВ Е.И. Захаровой. Результаты даны в таблице.
Кирилл В. |
Настя |
Артем |
Кирилл Ф. |
Глеб |
Соня | ||
БЛОК ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ |
Способ воспринимать состояние ребенка |
2,4 |
2,4 |
3,8 |
1,8 |
3,8 |
4,4 |
Понимание причин состояния |
2 |
2,2 |
2,6 |
1,4 |
3,6 |
3,4 | |
Способность к сопереживанию |
2,2 |
1,2 |
3 |
1,4 |
3,2 |
2,6 | |
БЛОК ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПРИНЯТИЯ |
Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком |
2,4 |
2,4 |
2,8 |
3,4 |
3,8 |
4 |
Безусловное принятие |
2,4 |
2 |
2,8 |
1,8 |
3,2 |
4 | |
Отношение к себе как к родителю |
2 |
2,6 |
2,6 |
1,4 |
5 |
4,4 | |
Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия |
1,6 |
2,2 |
2,6 |
1,6 |
4 |
4 | |
Выборочное среднее |
2,1 |
2,3 |
2,7 |
2,05 |
4,0 |
4,1 | |
БЛОК ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ |
Стремление к телесному контакту |
2,2 |
1,8 |
4 |
2,6 |
3,6 |
3,2 |
Оказание эмоциональной поддержки |
2,4 |
2,4 |
4 |
2 |
2,8 |
2,8 | |
Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия |
2,6 |
3,2 |
3,8 |
3,4 |
2,8 |
2,8 | |
Умение воздействовать на состояние ребенка |
1,8 |
0,6 |
2,4 |
1,4 |
3,8 |
3,8 |
Проведение корреляционного анализа.
Для проведения корреляционного анализа, я выбрал методику ранговой корреляции Ч. Спирмена:
Гипотеза Н1 – связь между фактором X и признаком Y имеется.
X |
Y |
ранг X, dx |
ранг Y, dy |
(dx - dy)2 |
2.1 |
11 |
2 |
5.5 |
12.25 |
2.7 |
7 |
4 |
3 |
1 |
2.3 |
8 |
3 |
4 |
1 |
4 |
2 |
5 |
2 |
9 |
4.1 |
1 |
6 |
1 |
25 |
2.05 |
11 |
1 |
5.5 |
20.25 |
|
|
|
|
68.5 |
Показатель |p|, входит в зону действия гипотезы Н1. Отсюда следует, что корреляционная связь между признаком Y и фактором X сильная и обратная, иными словами, проявление агрессии ребенка по отношению к взрослым зависит от эмоционального принятия ребенка родителями.
Различные методологические и концептуальные подходы к объяснению детской агрессивности не позволяют однозначно трактовать предпосылки возникновения этого феномена. Однако становится ясно: детская агрессивность есть комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушение в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственных сферах), так и социально-психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания).
Вероятно, следует признать, что детская агрессивность появляется на свет вместе с рождением ребенка и является естественной реакцией на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей реализации «принципа удовольствия». В дальнейшем развитие детской агрессивности зависит от отношения к ней родителей и ближайших родственников ребенка, а позднее – успешности и скорости процессов поло-ролевой идентификации и социализации.
Важную роль в формировании агрессивности играет стиль семейного воспитания. Здесь значимо все: от методов поощрения-наказания, стиля руководства ребенком, характера взаимодействия педагогических взглядов родителей.
Существует масса побочных, ситуативных факторов, которые могут стимулировать или провоцировать возникновение агрессии в ребенке. К таким факторам можно отнести присутствие других людей, например воспитателей или сверстников (в особенности значимых), и их оценка поступков ребенка, способности самого ребенка оценить и принять причины агрессии другого.
Для исследования агрессивности в работе применялась методика наблюдения Скотта, для определения особенностей детско-родительских отношений, а именно эмоционального принятия ребенка родителями, использовалась методика ОДРЭВ, Е.И. Захаровой.
В ходе применения статистических методов было выявлено, что проявление агрессии ребенком по отношению к взрослым, зависит от уровня эмоционального принятия ребенка.