Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 09:16, реферат
Цель работы – изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации дошкольников к ДОУ и их эмоциональных состояний в этот период в психологии и педагогике.
Проанализировать педагогические условия изобразительной деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения в период адаптации ребенка к ДОУ
Введение
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к ДОУ
1.1 Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста
1.1.1 Специфика адаптации детей к ДОУ
1.1.2 Эмоциональные состояния детей в условиях ДОУ
1.2 Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ
1.2.1 Психологическая характеристика младшего дошкольного возраста
1.2.2 Художественная деятельность детей младшей группы
Глава 2. Изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ
2.1 Диагностическое изучение эмоциональных состояния детей до эксперимента
2.2 Художественная деятельность как одно из средств адаптации детей к ДОУ
2.3 Заключительное исследование
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
Содержание
Введение
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к ДОУ
1.1 Особенности адаптации
детей младшего дошкольного
1.1.1 Специфика адаптации детей к ДОУ
1.1.2 Эмоциональные состояния детей в условиях ДОУ
1.2 Влияние изобразительной
деятельности на процесс
1.2.1 Психологическая
характеристика младшего
1.2.2 Художественная
деятельность детей младшей
Глава 2. Изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ
2.1 Диагностическое
изучение эмоциональных
2.2 Художественная
деятельность как одно из
2.3 Заключительное исследование
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения – самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому, а также способность находиться в группе детей.
Е. Смирнова пишет: «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение покажется странным: ведь дети раннего возраста еще не умеют играть вместе — только рядом. Но они склонны к подражанию и способны заражать друг друга тем или иным состоянием: не только плачем или испугом, но и радостью, смехом, веселой беготней — и получают от этого несказанное удовольствие» [1, 34].
Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и пережитого. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества. С его помощью малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.
Гипотеза – использование воспитателем изобразительной деятельности построенной по выявлению организационно педагогических критерий обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ.
Объект исследования – дети младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – адаптация детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.
Цель работы – изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации дошкольников к ДОУ и их эмоциональных состояний в этот период в психологии и педагогике.
Проанализировать педагогические условия изобразительной деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения в период адаптации ребенка к ДОУ
Доказать воздействие занятий рисованием на процесс адаптации детей к ДОУ на основании теоретического и практического исследования вопроса
В исследовании приняли участие 14 детей 2,5 – 3 лет, которые недавно поступили в 2 первые младшие группы детского сада №16 г. Абакана.
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к ДОУ
Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста
Специфика адаптации детей к ДОУ
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. «Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).» [2, 6].
Адаптацию можно
рассматривать и как составную
часть социализации и в качестве
ее механизма. Различают два вида
адаптации: психофизиологическую и
социально-психологическую [3, 23]. Между
ними существует взаимосвязь. Социально-психологическая
адаптация представляет собой овладение
личности ролью при вхождении
в новую социальную ситуацию. По
своим результатам социально-
а) ознакомление;
б) ролевую ориентацию;
в) самоутверждение.
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Каждый ребенок привыкает по-своему.
Однако в процессе адаптации можно отметить некоторые закономерности [4, 45].
Во-первых, до 2-3 лет
ребенок не испытывает потребности
общения со сверстниками, она пока
не сформировалась. В этом возрасте
взрослый выступает для ребенка
как партнер по игре, образец для
подражания и удовлетворяет потребность
ребенка в доброжелательном внимании
и сотрудничестве. Сверстники этого
дать не могут, поскольку сами нуждаются
в том же. Поэтому нормальный ребенок
не может быстро адаптироваться к
ДОУ, поскольку сильно привязан к
матери, и ее исчезновение вызывает
бурный протест ребенка, особенно если
он впечатлительный и эмоционально
чувствительный. Дети 2-3 лет испытывают
страхи перед незнакомыми людьми
и новыми ситуациями общения, что
как раз и проявляется в
полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна
из причин затрудненной адаптации ребенка
к ДОУ. Нередко боязнь новых людей
и ситуаций в яслях приводит к
тому, что ребенок становится более
возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым,
он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные
силы организма. Анализ показывает [24,
29], что уже в раннем возрасте (второй-третий
годы жизни) наибольшее значение в период
адаптации имеет уровень
Кстати, мальчики 3-5
лет более уязвимы в плане
адаптации, чем девочки, поскольку
в этот период они больше привязаны
к матери и более болезненно реагируют
на разлуку с ней. Для эмоционально
неразвитых детей адаптация наоборот
происходит легко – у них нет
сформированной привязанности к
матери. Психологи (Р.Калинина, Л.Семенова,
Г.Яковлева) [13, 3] указывают на следующий
парадокс: чем раньше ребенок будет
отдан в дошкольное учреждение (например,
до 1 года), тем легче будут складываться
его отношения с коллективом
в дальнейшем. Первичный эмоциональный
контакт такой ребенок
К процессу адаптации
ребенка может также добавиться
кризис трех лет. Это период, когда
малыш впервые ощущает себя как
личность и хочет, чтобы это видели
другие. А взрослые, этого не видят
или, по крайней мере, не желают видеть,
потому что проще, чтобы было все,
как раньше. Поэтому малыш весь
на пределе, отстаивая перед нами
свою личность, и психика его становится
ранимее, чем прежде, к воздействию
различных обстоятельств
В три года малышу обычно уже нравиться контактировать с людьми. Он даже может сам выбирать повод для контакта. Коммуникабельность ребенка – это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается и это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время проводящие лишь в «гордом одиночестве». На смену этой «гордой бесконтактности» приходит «компромиссная контактность», означающая то, что ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт с взрослыми людьми. Однако эта инициатива мнима. Она нужна ребенку только лишь как выход из сложившегося положения и не направлена на улучшение общения с людьми, особенно со сверстниками. В такой момент малыш обычно, плача, подбегает к воспитательнице, хватает ее за руку, пытается тянуть к входной двери и молит, чтобы она отвела его домой. Как только малыш сумеет, наконец, наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль — и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у ребенка.
В три года познавательная деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним. Его познавательная деятельность заторможена. Но, как только проснется интерес к новому, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.
Под прессом стресса ребенок обычно изменяется настолько, что может забыть почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Его приходится кормить из ложечки и умывать, как будто бы младенца. Он «не умеет» одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить спасибо. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он «вспоминает» вдруг забытые им навыки, дополнительно легко усваивая новые.
У некоторых малышей
на фоне стресса, при тяжелой степени
адаптации меняется и речь, регрессируя.
Словарный запас малыша скудеет,
и он на несколько ступенек словно
опускается вдруг вниз, при разговоре
употребляя младенческие или облегченные
слова. Предложения становятся односложными,
причем состоят в основном из глаголов.
При легкой степени адаптации
– речь или же не изменяется совсем,
или описанные изменения
Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен.
Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш постоянно вскакивает на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но этот сон беспокойный, прерывается всхлипыванием или внезапным пробуждением. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он, в самом деле, сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.
Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже малыш впадает вдруг в другую крайность, и ест очень много. Нормализация пониженного или же повышенного аппетита, как правило, сигнализирует всем нам о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета. На фоне стресса Ваш ребенок может похудеть но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.
В ходе проведенного учеными Р. Калининой, Л. Семеновой, Г.Яковлевой исследований [13, 3-4] было выделено три фазы адаптационного процесса:
острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);
фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Чаще всего периодом адаптации называют острую фазу общего адаптационного процесса. По наблюдениям психологов средний срок этого периода в норме составляет:
В яслях - 7-10 дней
В детском саду в 3 года - 2-3 недели
В старшем дошкольном возрасте - 1 месяц
В течение острого
периода адаптации
• легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
• адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;
• тяжелая адаптация
длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто
болеет, теряет уже имеющиеся навыки,
может наступить как
По тому, как дети приспосабливаются к садику, какова степень тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода, их можно разделить на три основные группы [34, 39].
Первая группа - дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант. Но постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома.
Информация о работе Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада