Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 09:16, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации дошкольников к ДОУ и их эмоциональных состояний в этот период в психологии и педагогике.
Проанализировать педагогические условия изобразительной деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения в период адаптации ребенка к ДОУ

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к ДОУ
1.1 Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста
1.1.1 Специфика адаптации детей к ДОУ
1.1.2 Эмоциональные состояния детей в условиях ДОУ
1.2 Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ
1.2.1 Психологическая характеристика младшего дошкольного возраста
1.2.2 Художественная деятельность детей младшей группы
Глава 2. Изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ
2.1 Диагностическое изучение эмоциональных состояния детей до эксперимента
2.2 Художественная деятельность как одно из средств адаптации детей к ДОУ
2.3 Заключительное исследование
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.docx

— 119.43 Кб (Скачать файл)

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Содержание

 

Введение

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей  к ДОУ

1.1 Особенности адаптации  детей младшего дошкольного возраста

1.1.1 Специфика адаптации  детей к ДОУ

1.1.2 Эмоциональные  состояния детей в условиях  ДОУ

1.2 Влияние изобразительной  деятельности на процесс адаптации  детей к ДОУ

1.2.1 Психологическая  характеристика младшего дошкольного  возраста

1.2.2 Художественная  деятельность детей младшей группы

Глава 2. Изучение влияния  изобразительной деятельности на процесс  адаптации детей к ДОУ

2.1 Диагностическое  изучение эмоциональных состояния  детей до эксперимента

2.2 Художественная  деятельность как одно из средств  адаптации детей к ДОУ

2.3 Заключительное  исследование

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 

Введение

 

С приходом в детский  сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в  коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения –  самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому, а также способность находиться в группе детей.

Е. Смирнова пишет: «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение  покажется странным: ведь дети раннего  возраста еще не умеют играть вместе — только рядом. Но они склонны  к подражанию и способны заражать друг друга тем или иным состоянием: не только плачем или испугом, но и  радостью, смехом, веселой беготней — и получают от этого несказанное  удовольствие» [1, 34].

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они  попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и пережитого. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс  творчества. С его помощью малыш  может преодолеть свой страх перед  незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет  легче.

Гипотеза – использование воспитателем изобразительной деятельности построенной по выявлению организационно педагогических критерий обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ.

Объект  исследования – дети младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – адаптация детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.

Цель  работы – изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ.

Задачи  исследования:

Изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации дошкольников к ДОУ и их эмоциональных состояний  в этот период в психологии и педагогике.

Проанализировать  педагогические условия изобразительной  деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения в период адаптации ребенка к ДОУ

Доказать воздействие  занятий рисованием на процесс адаптации  детей к ДОУ на основании теоретического и практического исследования вопроса

В исследовании приняли  участие 14 детей 2,5 – 3 лет, которые недавно  поступили в 2 первые младшие группы детского сада №16 г. Абакана.

 

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к ДОУ

 

Особенности адаптации детей младшего дошкольного  возраста

 

Специфика адаптации детей к ДОУ

Адаптация - это  приспособление организма к новой  обстановке, а для ребенка детский  сад, несомненно, является новым, еще  неизвестным пространством, с новым  окружением и новыми отношениями. «Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).» [2, 6].

Адаптацию можно  рассматривать и как составную  часть социализации и в качестве ее механизма. Различают два вида адаптации: психофизиологическую и  социально-психологическую [3, 23]. Между  ними существует взаимосвязь. Социально-психологическая  адаптация представляет собой овладение  личности ролью при вхождении  в новую социальную ситуацию. По своим результатам социально-психологическая  адаптация бывает разной: позитивной, негативной, по механизму осуществления  — добровольной и принудительной. Процесс социально-психологической  адаптации распадается на несколько  стадий:

а) ознакомление;

б) ролевую ориентацию;

в) самоутверждение.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Каждый ребенок привыкает  по-своему.

Однако в процессе адаптации можно отметить некоторые  закономерности [4, 45].

Во-первых, до 2-3 лет  ребенок не испытывает потребности  общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка  как партнер по игре, образец для  подражания и удовлетворяет потребность  ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого  дать не могут, поскольку сами нуждаются  в том же. Поэтому нормальный ребенок  не может быстро адаптироваться к  ДОУ, поскольку сильно привязан к  матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что  как раз и проявляется в  полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка  к ДОУ. Нередко боязнь новых людей  и ситуаций в яслях приводит к  тому, что ребенок становится более  возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма. Анализ показывает [24, 29], что уже в раннем возрасте (второй-третий годы жизни) наибольшее значение в период адаптации имеет уровень социализации, в частности, наличие или отсутствие общения ребенка со сверстниками. Немаловажную роль играет формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре.

Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане  адаптации, чем девочки, поскольку  в этот период они больше привязаны  к матери и более болезненно реагируют  на разлуку с ней. Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко – у них нет  сформированной привязанности к  матери. Психологи (Р.Калинина, Л.Семенова, Г.Яковлева) [13, 3] указывают на следующий  парадокс: чем раньше ребенок будет  отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем легче будут складываться его отношения с коллективом  в дальнейшем. Первичный эмоциональный  контакт такой ребенок установит  не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может  не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания. Таким  образом, чем более развита эмоциональная  связь с матерью, тем труднее  будет проходить адаптация. Но, с  другой стороны отсутствие эмоциональной  связи с матерью может пагубно  отразиться на дальнейшем развитии ребенка.

К процессу адаптации  ребенка может также добавиться кризис трех лет. Это период, когда  малыш впервые ощущает себя как  личность и хочет, чтобы это видели другие. А взрослые, этого не видят  или, по крайней мере, не желают видеть, потому что проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится ранимее, чем прежде, к воздействию  различных обстоятельств окружающей среды, что негативно сказывается  на адаптации, о чем свидетельствуют  видимые изменения в обычном  поведении ребенка.

В три года малышу обычно уже нравиться контактировать с людьми. Он даже может сам выбирать повод для контакта. Коммуникабельность ребенка – это благо для  успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в  дошкольном учреждении у некоторых  малышей утрачивается и это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время проводящие лишь в «гордом  одиночестве». На смену этой «гордой  бесконтактности» приходит «компромиссная контактность», означающая то, что ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт с взрослыми людьми. Однако эта инициатива мнима. Она нужна ребенку только лишь как выход из сложившегося положения и не направлена на улучшение общения с людьми, особенно со сверстниками. В такой момент малыш обычно, плача, подбегает к воспитательнице, хватает ее за руку, пытается тянуть к входной двери и молит, чтобы она отвела его домой. Как только малыш сумеет, наконец, наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль — и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у ребенка.

В три года познавательная деятельность тесно связана с  игрой. Поэтому малыш, впервые придя  в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться  со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним. Его познавательная деятельность заторможена. Но, как только проснется интерес к новому, активность стресса станет минимальной и  в скором времени исчезнет насовсем.

Под прессом стресса  ребенок обычно изменяется настолько, что может забыть почти все  навыки самообслуживания, которые уже  давно усвоил и которыми успешно  пользовался дома. Его приходится кормить из ложечки и умывать, как будто бы младенца. Он «не  умеет» одеваться, раздеваться и  пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить спасибо. Однако же по мере адаптации ребенка к  условиям организованного коллектива, он «вспоминает» вдруг забытые им навыки, дополнительно легко усваивая новые.

У некоторых малышей  на фоне стресса, при тяжелой степени  адаптации меняется и речь, регрессируя. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре  употребляя младенческие или облегченные  слова. Предложения становятся односложными, причем состоят в основном из глаголов. При легкой степени адаптации  – речь или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время  в любом случае затруднено необходимое  для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.

Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется  в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен.

Вначале сон отсутствует  совсем, и в тихий час малыш  постоянно вскакивает на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок  начинает засыпать. Но этот сон беспокойный, прерывается всхлипыванием или  внезапным пробуждением. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он, в самом деле, сможет тихо провести свой тихий час и  спать спокойно.

Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его  аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет  голодовку. Гораздо реже малыш впадает  вдруг в другую крайность, и ест  очень много. Нормализация пониженного  или же повышенного аппетита, как  правило, сигнализирует всем нам  о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все  другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета. На фоне стресса  Ваш ребенок может похудеть но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.

В ходе проведенного учеными Р. Калининой, Л. Семеновой, Г.Яковлевой исследований [13, 3-4] было выделено три фазы адаптационного процесса:

острая  фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);

фаза  компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Чаще всего периодом адаптации называют острую фазу общего адаптационного процесса. По наблюдениям  психологов средний срок этого периода  в норме составляет:

В яслях - 7-10 дней

В детском саду в 3 года - 2-3 недели

В старшем дошкольном возрасте - 1 месяц

В течение острого  периода адаптации воспитателями  и медиками заполняется лист адаптации [24, 12]. По результатам прохождения  острой фазы адаптационного периода  различают три степени тяжести [35, 40]:

• легкая адаптация  — сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

• адаптация средней  тяжести — сдвиги нормализуются  в течение месяца, при этом ребенок  на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание  длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;

• тяжелая адаптация  длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто  болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение  организма. При этом типе адаптации  процесс, как правило, затягивается на длительное время, и ребенок приспосабливается  к организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем. Поэтому детей с тяжелой  адаптацией, которую могут спрогнозировать  у ребенка еще в детской  поликлинике, желательно не отдавать в  три года в сад, а по возможности  немного позже, по мере совершенствования  их адаптационных механизмов.

По тому, как дети приспосабливаются к садику, какова степень тяжести прохождения  острой фазы адаптационного периода, их можно разделить на три основные группы [34, 39].

Первая группа - дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому  еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант. Но постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома.

Информация о работе Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада