Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 03:49, курсовая работа
Переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребенка, в ином случае - может стать болезненным процессом приспособления, привыкания. Первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он теперь - пятиклассник! Родители ждут новых успехов, взлетов успеваемости. Но, увы, этого не происходит. Более того, ребенок вдруг становится более нервным, беспокойным, в дневнике появляются первые замечания. А всему виною - адаптационный период, просто ребенок еще не успел перестроиться на «взрослый лад».
изучить психолого-педагогическую литературу, раскрывающую проблему школьной адаптации и ее механизмов;
раскрыть сущность коррекционной работы, способствующей адаптации младших школьников к обучению в среднем звене;
экспериментально проверить зависимость адаптации к обучению в средней школе от коррекционной работы психолога, направленной на развитие определенных навыков и умений.
проанализировать результаты проведенного исследования
Для доказательства гипотезы и достижения поставленной цели мы использовали следующие методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы;
Эмпирические: диагностика учебной мотивации М. Лукиной, Тест Школьной тревожности Филлипса, исследования коммуникативных способностей (В.И. Андреева), 12-факторный Опросник Кэттела.
Статистические: методы обработки экспериментальных данных, графическое представление результатов, T критерий Вилкоксона.
На первом этапе нашего исследования мы провели анализ психолого-педагогической литературы, в ходе которого определили, что критериями готовности к переходу в среднее звено являются такие показатели как:
. Сформированность основных
компонентов учебной
. Сформированность у ребенка
новообразований младшего
. Качественно новый, более
«взрослый» тип
. Эмоциональная готовность
к переходу в среднюю школу,
которая выражается в
. Личностная, интеллектуальная
и эмоциональная готовность
Другими словами, у адаптированного ученика 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже.
Далее мы составили план исследования, который включал в себя следующие моменты:
. Анализ результатов
. Организация и проведение адаптационной недели (психолог, классный руководитель, учитель-предметник).
. Проведение исследования
уровня мотивации, школьной тревожности,
коммуникативных способностей
. Психолого-педагогическое
сопровождение пятиклассников
. Итоговая диагностика, анализ
эффективности психолого-
В результате анализа диагностического обследования в конце обучения в четвертом классе нами была составлена характеристика классов, на основе которой мы определили, что 4 Б класс имеет более низкие показатели готовности к переходу в среднее звено, чем 4 А и 4 В классы. Результаты готовности к переходу в среднее звено представлены в сводной таблице.
Учащиеся данного 4 Б класс составили выборку нашего исследования. В этом классе обучается 27 человек, из них 12 девочек 15 мальчиков.
Таблица 1. Характеристика готовности к обучению в среднем звене 4 класс Б на конец 2009-2010 учебного года, (в%)
сфера ПолинтеллектуальнаяЭмоциональн
В течение первой недели 2010-2011 учебного года с учащимися данного класса была проведена адаптационная неделя, которая является первым этапом психолого-педагогического сопровождение.
По окончанию данной работы психологом школы нам была представлена информации о развитии мотивационной сферы, уровня тревожности и личностных особенностей, для чего использовали следующие методики:
для исследования мотивации методика М. Лукиной «Ведущие мотивы учения»;
для исследования уровня школьной тревожности - тест Филипса;
для исследования коммуникативных способностей использовались материалы сборника «Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей» под редакцией В.И. Андреева;
для исследования личностных особенностей - 12-факторный Опросник Кэттела. [8]
Для исследования ведущих мотивов учения нами была выбрана методика М. Лукиной «Ведущие мотивы учения». Данная методика позволяет распределить мотивы по видам на познавательные мотивы и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах.
И познавательные, и социальные мотивы могут иметь разные уровни. Так, познавательные мотивы разделяются на:
широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями);
учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний);
мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).
Социальные мотивы могут иметь следующие уровни:
широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения);
узкие социальные, или позиционные, мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний);
мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком). [12]
Далее нами был проведена следующая диагностика, с использованием методики «Тест школьной тревожности Филипса», которая направлена на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
При обработке подсчитывается:
общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности.
число совпадений по каждому из восьми фактов тревожности, выделенных в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как и в первом случае. Анализируется общее эмоциональное внутреннее состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):
Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успех, достижения высокого результата и т.д.
Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявлении себя другим, демонстрации своих возможностей.
Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Для оценки коммуникативных способностей мы воспользовались материалами сборника «Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей» под редакцией В.И. Андреева. В данном сборнике описана методика исследования коммуникативно-познавательных способностей.
Коммуникативно-познавательные способности личности оцениваются по следующим параметрам:
. Способность аккумулировать и использовать опыт других:
показатели: на сколько личность быстро «схватывает» и эффективно овладевает новыми рациональными приемами, методами, которыми владеют взрослые и более опытные и способные товарищи;
критерии: степень быстрого овладения, усвоения опыта учебной деятельности других и адаптация этого опыта к себе.
. Способность к сотрудничеству в учебной деятельности:
показатель: свойство и особенности личности к продуктивному общению и взаимопомощи в процессе коллективного решения учебных задач, выполнения учебных заданий;
критерий: степень общительности, доброжелательности, взаимопомощи в процессе совместной деятельности, решение учебных задач и выполнение учебных заданий.
. Способность организовывать
учебно-познавательную
показатель: свойство личности распределять обязанности, мобилизовать и рационально использовать способности каждого в процессе коллективного выполнения учебных заданий;
критерий - частота и эффективность проявления названных свойств личности в коллективной деятельности.
. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе учебной дискуссии:
критерий - частота и уровень эффективности проявления названных свойств личности в коллективной учебной деятельности.
. Способность избегать
конфликтов и успешно их
Всеми участниками образовательного процесса заполняются карточки, результаты заносятся в сводную таблицу, определяя уровень развития коммуникативных способностей:
Высокий уровень - от 11 до 15 баллов
Средний уровень - от 6 до 10 баллов
Низкий уровень - от 0 до 5 баллов
Дополнительную информацию о личностных особенностях пятиклассников мы получили используя 12-факторный опросник Кэттела. Модифицированный вариант детского личностного вопросника, предназначенный для детей 8-12 лет, включает в себя 12 факторов или шкал, отражающих характеристики некоторых качеств личности. Каждый личностный фактор рассматривается как континиум определенного качества или «первичной черты» (в вопроснике он измеряется в стенах - единицах шкалы с минимальным значением в 1 балл, максимальным - 10 и средним - 5,5 балла) и характеризуется биполярно по крайним значениям этого континуума. Соответственно, на эти биполярные содержания указывает значок + или -, стоящий рядом с буквами алфавита, обозначающими факторы. Результаты данного теста представлены (Приложение 1).
Для проведения группового эксперимента детям раздаются тестовые брошюры и опросные листы. Перед исследованием необходимо предупредить ребят, чтобы они не делали никаких пометок в самом тексте, а все, что нужно, отмечали и писали на опросном листе. Также надо сказать, чтобы каждый школьник написал свое имя, фамилию, возраст, класс, № школы и другую информацию, которую Вы хотите получить, в верхней части опросного листа. Как только дети будут готовы слушать, прочтите вслух инструкцию.
Индивидуальное тестирование проводится подобно групповому. После того, как ребенок проинструктирован, ему надо предоставить самостоятельность, оказывая помощь при необходимости. Для детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности при чтении, экспериментатор должен зачитывать каждый вопрос, отмечая ответы ребенка в опросном листе. Следует подчеркнуть, что проведение индивидуального тестирования с активным участием экспериментатора, позволяет собрать более обширную информацию о личности исследуемого школьника. Задавая вопросы, исследователь может попросить у испытуемого объяснения, почему он отвечает так, а не иначе, выявить наиболее значимые для него жизненные сферы и отношения, следить за его эмоциональными, поведенческими и речевыми проявлениями во время обследования. Полученная дополнительная информация обогащает представление об обследуемом ребенке. [17]
Прежде чем обрабатывать результаты необходимо внимательно просмотреть опросный лист, убедиться, что на каждый вопрос дан только один ответ. Если есть какие-нибудь нарушения, например, когда все ответы смещены вправо или влево («стереотипность» ответов) и т.п., то такие опросные листы отбрасываются. При оценке используется стандартный шаблон-ключ, который накладывается на опросный лист (1 и 2 часть идентичны для обработки). Каждый фактор на шаблоне обозначен буквой и те ответы, которые совпадают с шаблоном, оцениваются в 1 балл. Затем все баллы (1-й и 2-й части) суммируются по каждому фактору. Полученная сумма баллов есть предварительная «сырая» оценка, которая записывается внизу опросного листа против соответствующего фактора. Каждая предварительная оценка переводится в «шкальную» - стандартную («стен») путем соотнесения с нормативными данными» представленными в виде таблиц, различных для детей разного пола и возраста (8-10 лет и 11-12 лет). В соответствующей полу и возрасту испытуемого таблице исследователь находит для каждого фактора интервал, который включает предварительные оценки и соотносит их со значением нормативов, обозначенных в первой строке таблицы, каждый из них и есть окончательная или «шкальная» оценка, выраженная в стенах (единицах 10-балльной шкалы). На основании стенов вычерчивается личностный профиль учащегося.
Информация о работе Адаптация младших школьников к обучению в среднем звене