Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 03:49, курсовая работа
Переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребенка, в ином случае - может стать болезненным процессом приспособления, привыкания. Первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он теперь - пятиклассник! Родители ждут новых успехов, взлетов успеваемости. Но, увы, этого не происходит. Более того, ребенок вдруг становится более нервным, беспокойным, в дневнике появляются первые замечания. А всему виною - адаптационный период, просто ребенок еще не успел перестроиться на «взрослый лад».
создание классными руководителями программы адаптационного периода с учетом специфики класса и собственных возможностей на основе базовой программы;
обеспечение директором и его заместителем организационных условий для проведения адаптационного периода (приказ по школе, изменение расписания, предоставление кабинетов для работы и т.д.);
проведение родительских собраний для выяснения ожиданий родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомления с итогами и материалами адаптационного периода;
итоговый анализ результатов адаптационного периода психологом, классными руководителями, построение психолого-педагогических задач для каждого конкретного класса;
проведение итогового психолого-педагогического консилиума для обмена впечатлениями между учителями об особенностях своих классов и отдельных детей с целью осмысления результатов адаптационного периода;
подготовка итоговой справки-анализа «Об адаптационном периоде в школе».
Следует помнить, что все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов, психологов, администрации школы и родителей учащихся. В связи с этим выделяются основные направления работы:
. Организационная работа (проведение больших и малых педсоветов, совещаний с представителями школьной администрации, педагогами).
. Психологическая диагностика по всем направления развития личности школьника.
. Консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями.
. Профилактическая работа
со всеми участниками
. Коррекционно-развивающая работа с учащимися.
. Аналитическая работа психолога.
Из этого следует, что психолого-педагогическое сопровождение и комплексная программа.
С информацией, полученной в ходе нашего диагностического исследования, ознакомлены и классный руководитель и учителя предметники, работающие в 5 классах, а так же родители и учащихся.
Следует помнить, что работа с пятиклассниками должна строиться исходя из того, с каким уровнем готовности к обучению в среднем звене приходят дети из начальной школы. На основе полученных данных выстраивается программу сопровождения. [5]
Поддержка ребенка в трудный период адаптации способствует решению задач личностного роста и развития учащихся, а также профилактики и коррекции школьной дезадаптации. Таким образом, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение естественного развития учащихся.
Литература
адаптация школьник младший психологический
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 2000. - 624 с.
2.Бабкунова О.Н. Особенности
социально-психологической
.Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: 2002.
.Битянова М.Р. Организация
психологической работы в
.Богомолова Е.А. К вопросу об индивидуальных вариантах умственного развития младших школьников / Е.А. Богомолова // Психология и школа, 2009. - №3. С. 72-83.
.Вачков И.В. В зеркале сказки // Школьный психолог, №21, 2001.
.Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2000.
.Ветрова В.В. Уроки психологического
здоровья (Текст): (Рук. Для психологов,
педагогов и родителей по
.Волков М.П. Методы социометрических
измерений в социально-
.Володина Е.А. Функциональное
состояние и адаптационные
.Вострокнутов Н.В. «Семья
и дети» - тренинг коррекции детско-
.Гамезо М.В., Герасимова В.С., Л.М. Орлова Младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития. - М.: изд-во МГОПУ, 2005 - 116 с.
.Горячева Т. Одаренные дети глазами нейропсихолога (Текст) / Татьяна Горячева; беседовала Ася Штейн // Здоровье школьника. - 2010. - №3. С. 16-18.
.Грачева И.А. Коррекционно-развивающее
пространство как средство
.Григорьева М.В. Структура
мотивов учения младших
.Григорьева М.В. Влияние
когнитивных стилей
.Зак А.З. Диагностика интеллектуального
развития выпускников
.Индивидуальные варианты развития младшего школьника. Под ред. Занкова А.В., М.В. Зверевой - М.: Педагогика, 2004 - 176 с.
.Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы (Текст): учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / Н.П. Капустин. - М.: Академия, 2001. - 214 с.; 21. - (Высшее образование). - Библиогр.: С. 211-213.
.Короткова О.С. О преемственности
обучения младшего звена
.Крайнова Ю.Н. Адаптация
школьников к обучению в
.Кузнецова Ю. Психологическая «Акклиматизация» / Ю. Кузнецова // Директор школы. - 2009. - №10. С. 56-59.
.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: от рождения до 17 лет.: Учеб. пособ. - 3 е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 175 с.
.Куликова Т.Г. Личностные
факторы риска возникновения
школьной дезадаптации
.Кумарина Г. Школьная дезадаптация:
признаки и способы
.Липкина А.И., Рыбак Л.А., Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М., 2001 - 145 с.
.Матвеева О.А. Помощь в адаптации к средней школе: психолого-педагогическое сопровождение V-VI классов / О.А. Матвеева, Е.А. Львова // Психологическая наука и образование. - 2001. - №3. - С. 42-60.
.Медведева А.В. Анкета для учителей, работающих в 5-х классах /А.В. Медведева, М.С. Дарбашева // классный руководитель. - 2009. №7. - С. 109-110.
.Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка (Текст): пер. с англ.) / Норма Ньюкомб. - 8-е изд. - СПб. (и др.): Питер, 2003. - 639 с. - (Мастера психологии
.Овчинникова Т.Н. Личность
и мышление ребенка: диагностика
и коррекция (текст) / Т.Н. Овчинникова;
Научн.-внедрен. лаб. психопедагогики
иобразования. - 2-е изд. - М.: Акад.проект;
Екатеринбург: Деловая кн. 2000. - 203 с.
- (Руководство практического
.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: сфера, 2001 - 240 с.
.Психология в меняющемся мире (Текст): тез. докл. регион. науч.-практ. конф., 25-26 апр. 2001 г. / Редкол.: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. - 222 с. ISBN 5-696-01687-1.
.Сабодах Р.В. (учитель начальных классов). Проблема адаптации детей к обучению в школе (Текст) / Р.В. Сабодах // Начальная школа плюс до и после. - 2008. №2. С. 66-68.
.Троицкая Л. Особенности эмоциональной сферы детей (Текст) / Л. Троицкая // воспитание школьников. - 2008. №8. С. 47-49.
.Хавторина Н. Переход без стресса в среднее школьное звено / Н. Хавторина, Н. Ракитина // Директор школы. 2010. - №3. С. 64-66.
.Шкуричева Н.А. Изучение
взглядов учителя на проблему
адаптации школьников к
Информация о работе Адаптация младших школьников к обучению в среднем звене