Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:39, курсовая работа
Проблемы, связанные с процессом адаптации первоклассников рассматривались многими отечественными психологами, такими как, Истратова О.Н., Гончарова Е.В., Коган В.В., Мухина B.C., Бурменская Г.В. и др. так как поступление ребенка в первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования адаптации к школе первоклассников…………………………………………………………………6
Понятие сущность адаптации………………………………………………...6
Показатели адаптации и дезадаптации………………………………………9
Факторы адаптации первоклассников в школе……………………………16
Психологическое сопровождение адаптации первоклассников ………...20
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….27
Глава 2. Результаты исследования адаптации первоклассников к школе…………………………………………………………………………….29
2.1 Организация и методы исследования………………………………………29
2.2 Уровни адаптации первоклассников……………………………………….30
2.3 Теоретическое обоснование программы направленной на оптимизацию адаптации………………………………………………………………………...31
2.4 Проверка эффективности результатов программы………………………..35
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………………...45
Список литературы…………………………………………………………….48
Приложение……………………………………………………………………..51
Приложение 1. Опросник «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» (Л.М. Ковалева
Приложение 2. «Диагностика отношения ребенка к школе»…………………54
Приложение 3. Коррекционно – развивающая программа, направленная на повышение уровня адаптации первоклассников к школьному обучению………………………………………………………………………...58
Приложение 4. Рекомендации для родителей………………………………72
•Но самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем. В этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес.
Таким образом, решение проблемы успешной адаптации ребенка во многом определяется характером взаимодействия школы и семьи.
Вместе с тем, как показывает практика, педагог способен лишь констатировать факт нарушения процесса адаптации, однако в большинстве случаев он не может правильно определить ее истинные причины, если ограничивается в своих оценках рамками традиционной педагогической компетенции. И хотя в этой связи и у учителя, и у дезадаптированного ребенка немало серьезных проблем, порождаемых, прежде всего неадекватностью педагогических воздействий и формирующимися на их основе взаимным чувством неприязни и открытой конфронтации (или дискриминации), вряд ли корректно упрекать педагога в подобной диагностической несостоятельности. Природа школьной адаптации может быть представлена самыми различными факторами, в связи, с чем необходимо углубленное изучение ее причин и механизмов с позиций психологии.
Под нарушением
процесса школьной адаптации подразумевается,
как правило, некоторая совокупность
признаков, свидетельствующих о
несоответствии социопсихологического
и психофизиологического
В качестве общего направления работы с первоклассниками на этапе адаптации к школе следует развивать адекватную самооценку и уровень притязаний, уверенность в своих способности, мотивацию достижения успеха и постоянно создавать ситуацию успеха в образовательном процессе, способствовать повышению степени эмоциональной включённости родителей в дела ребенка. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
Список литературы
18. Мухина B.C. Детская психология
[Текст] / B.C. Мухина. - N
Образование, 1985. - 396с.
29. Чистякова М.И. Психодиагностика
[Текст] / М.И. Чистякова
М.:ВЛАДОС, 1995.- 160с.
Приложение
Приложение 1
Опросник «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» (Л.М. Ковалева)
При работе с опросником на бланке ответов нужно вычеркивать номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка.
1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.
2. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы и т.п.).
3. Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни недели, времена года, сказки и т.п.).
4. Плохо развиты мелкие мышцы рук (трудности с письмом, неравномерные буквы, тремор и т.п.).
5. Пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой.
6. Пишет левой рукой.
7. Бесцельно двигает руками.
8. Часто моргает.
9. Сосет палец или ручку.
10. Иногда заикается.
11. Грызет ногти.
12. У ребенка хрупкое телосложение, маленький рост.
13. Ребенок явно «домашний», нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.
14. Очень любит играть, играет даже на уроках.
15. Такое впечатление, что он младше других детей, хотя по возрасту им ровесник.
16. Речь инфантильная, напоминает речь 4-5 летнего ребенка.
17. Чрезмерно беспокоен на уроках.
18. Быстро примиряется с неудачами.
19. Любит шумные, подвижные игры на переменах.
20. Не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.
21. После интересной игры, физкультурной паузы его невозможно настроить на серьезную работу.
22. Долго переживает неудачи.
23. При неожиданном вопросе учителя часто теряется. Если дать время на обдумывание, может ответить хорошо.
24. Очень долго выполняет любое задание.
25. Домашние задания выполняет гораздо лучше классных (разница очень существенная, больше, чем у других детей).
26. Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.
27. Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идет об интересующих его вещах (например, знает марки машин, но не может повторить самое простое правило).
28. Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти все делает только после персонального обращения: «Пиши!» и т.п.
29. Допускается много ошибок при списывании.
30. Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, что-то упало и т.д.
31. Приносит в школу игрушки и играет на уроках.
32. Никогда ничего не сделает сверх положенного минимума: не стремится узнать что-то, рассказать.
33. Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.
34. Такое впечатление, что на уроках ему плохо, оживает только на переменах.
35. Не любит никаких усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий: рука болит и т.п.
36. Не совсем здоровый вид (бледный, худенький).
37. К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.
38. Если что-то не получается, раздражается, плачет.
39. Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его торопить, может совсем «отключиться», бросить работу.
40. Часто жалуется на усталость, головную боль.
41. Почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, требует сообразительности.
42. Ответы становятся лучше, если есть опора на какие-то внешние объекты (считает пальцы и т.п.).
43. После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.
44. Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.
45. Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.
46. Такое впечатление, что ему трудно понять объяснение, так как основные навыки, понятия у него не сформированы.
Приложение 2
«Диагностика отношения ребенка к школе»
В таблице представлено
9 показателей адаптации
Выбирается наиболее
характерный для ребенка уровен
Фамилия, имя ребенка___________________
Школа №___________ Класс____________
№ уровня показателя адаптации |
Показатели адаптации и характеристика их различных уровней |
Выбранный уровень показателя адаптации |
Примечание | ||||||||||
Настроение ребенка | |||||||||||||
1 |
Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное |
||||||||||||
2 |
Эпизодические проявления снижения настроения |
||||||||||||
3 |
Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае интересных заданий |
||||||||||||
4 |
Вялость, рассеянность |
||||||||||||
5 |
Заторможенность, истерия, плач |
||||||||||||
6 |
Выражение негативного отношения к школе |
||||||||||||
7 |
Полное нежелание идти в школу |
||||||||||||
Контакты со сверстниками | |||||||||||||
1 |
Легко и уверенно входит в коллектив |
||||||||||||
2 |
Активно ищет и устанавливает контакты со сверстниками |
||||||||||||
3 |
Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность "сотрудничать" со сверстниками |
||||||||||||
4 |
Робок, малоинициативен, избирателен в общении |
||||||||||||
5 |
Не поддерживает социальных контактов |
||||||||||||
6 |
Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников |
||||||||||||
Познавательная активность | |||||||||||||
1 |
На уроках проявляет активность и интерес |
||||||||||||
2 |
Посещает все уроки без принуждения |
||||||||||||
3 |
Проявляет избирательный интерес к определенным урокам и остается равнодушным к другим |
||||||||||||
4 |
Учится без видимого желания |
||||||||||||
5 |
Не проявляет интереса к учебе, тяготится ею |
||||||||||||
Дисциплина | |||||||||||||
1 |
С особой тщательностью и усердием выполняет все требования учителя |
||||||||||||
2 |
Выполняет практически все требования учителя, усидчив, старателен, мало отвлекается |
||||||||||||
3 |
Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда получается из-за несобранности |
||||||||||||
4 |
Требования учителя выполняет неохотно |
||||||||||||
5 |
На уроках часто отвлекается |
||||||||||||
6 |
Игнорирует требования учителя |
||||||||||||
Реакции агрессии, гнева |
|||||||||||||
1 |
Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует |
||||||||||||
2 |
Гнев практически отсутствует в силу характерологических особенностей |
||||||||||||
3 |
Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением |
||||||||||||
4 |
Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя |
||||||||||||
5 |
Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников |
||||||||||||
6 |
Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя |
||||||||||||
Страх | |||||||||||||
1 |
Страх отсутствует |
||||||||||||
2 |
Эпизодически робок, застенчив, стеснителен |
||||||||||||
3 |
Робок, застенчив, легко теряется |
||||||||||||
4 |
Указанные черты ярко выражены |
||||||||||||
5 |
В случае выраженной тревоги и неуверенности ищет защиты у учителя |
||||||||||||
Двигательная активность на перемене | |||||||||||||
1 |
Ребенок подвижен, активен |
||||||||||||
2 |
Двигательная активность очень высока и проявляется в шумных развлечениях, шалостях |
||||||||||||
3 |
Двигательная активность низкая |
||||||||||||
4 |
Двигательная активность всегда низкая |
||||||||||||
Общее самочувствие | |||||||||||||
1 |
Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым |
||||||||||||
2 |
Активно не жалуется, но после уроков возникает |
||||||||||||
чувство усталости |
|||||||||||||
3 |
Периодически жалуется на недомогания |
||||||||||||
4 |
Жалобы принимают устойчивый характер |
||||||||||||
5 |
Проявление невротических расстройств |
||||||||||||
Успеваемость | |||||||||||||
1 |
Хорошая |
||||||||||||
2 |
Хорошая/удовлетворительная |
||||||||||||
3 |
Удовлетворительная |
||||||||||||
4 |
Удовлетворительная/плохая |
||||||||||||
Определение уровня адаптации |
|||||||||||||
Оценка ситуации |
Баллы |
Уровни адаптации |
|||||||||||
Благоприятная |
9-17 |
Высокий |
|||||||||||
Условно благоприятная |
18-24 |
Средний |
|||||||||||
Неблагоприятная |
25 и выше |
Низкий |