Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:50, реферат
Понятно, что реализация задач третьего уровня сопряжена с объективными трудностями (неготовность клиента принимать ответственность за обстоятельства своей жизни, рассматривать свои проблемы на сложном — ценностно-нравственном и смысловом уровне; готовность и способность психолога решать сложные проблемы профессионального самоопределения человека в масштабе его жизнедеятельности; несхожесть позиций, интересов и запросов "клиента", "заказчика", например руководителя организации, в которой работает психолог).
1. Психологические механизмы адаптации человека к деятельности в организации
2. Профессиональная пригодность и пути адаптации человека к требованиям профессии
3. Кризисы профессионального становления
4. Проблема стиля деятельности и структурирование ее пространства
5. Уровни психологической поддержки субъекта труда
Список используемой литературы
Конкретными психологическими детерминантами являются:
1) неосознаваемые и осознаваемые неудачные мотивы выбора (соответствующие реальности либо имеющие негативную направленность);
2) пусковым механизмом
часто становятся деструкции
ожидания на стадии вхождения
в самостоятельную
3) образование стереотипов
профессионального поведения (
4) разные формы психологических защит (рационализация, отрицание, проекция, идентификация, отчуждение);
5) эмоциональная напряженность,
часто повторяющиеся
6) на стадии профессионализации (особенно для социономических профессий) по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности и возникают условия для стагнации профессионального развития;
7) снижение уровня интеллекта с ростом стажа работы (часто вызвано особенностями нормативной деятельности, когда многие интеллектуальные способности остаются невостребованными);
8) индивидуальный "предел"
развития работника (зависящий
от изначального уровня
9) акцентуации характера;
10) старение работника
(социально-психологическое,
Различаются уровни профессиональных: деструкции
1. Общепрофессиональные деструкции, типичные для работников данной профессии. Например, для врачей — синдром "сострадательной усталости" (эмоциональная индифферентность к страданиям больных); для работников правоохранительных органов — синдром "асоциальной перцепции" (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель); для руководителей — синдром "вседозволенности" (нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать подчиненными).
2. Специальные профессиональные деструкции, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя — правовая подозрительность; у оперативного работника — актуальная агрессивность; у адвоката — профессиональная изворотливость; у прокурора — обвинительность. В медицинских профессиях: у терапевтов — стремление ставить "угрожающие диагнозы"; у хирургов — цинизм; у медсестер — черствость и равнодушие.
3. Профессионально-
Исследователь также обращает
внимание на недостаточную
♦ Агрессия педагогическая
— возможные причины:
♦ Авторитарность — причины: защита-рационализация, завышенная самооценка, властность, схематизация типов учащихся.
♦ Демонстративность —
♦ Дидактичностъ: стереотипы мышления, речевые шаблоны, профессиональная акцентуация.
♦ Догматизм педагогический:
стереотипы мышления, возрастная
интеллектуальная
♦ Доминантность:
неконгруэнтность эмпатии, т.
е неадекватность, несоответствие
ситуации, неспособность эмпатировать,
нетерпимость к недостаткам
♦ Индифферентность педагогическая: защита-отчуждение, синдром "эмоционального сгорания", генерализация личного отрицательного педагогического опыта.
♦ Консерватизм
педагогический: защита-рационализация,
стереотипы деятельности, социальные
барьеры, хроническая
♦ Ролевой экспансионизм: стереотипы поведения, тотальная погруженность в педагогическую деятельность, самоотверженный профессиональный труд, ригидность.
♦ Социальное лицемерие:
защита-проекция, стереотипизация морального
поведения, возрастная
♦ Поведенческий
трансфер: защита-проекция эмпатических
тенденций присоединения, т. е.
Завершая анализ
проблемы, Э. Ф. Зеер обозначает
и возможные пути
1) повышение социально-
2) диагностика профессиональных
деформаций и разработка
3) прохождение тренингов
личностного и
4) анализ профессиональной
биографии и разработка
5) профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста;
6) овладение приемами
саморегуляции эмоционально-
7) систематическое повышение
квалификации, периодически переход
на новую квалификационную
4. Проблема стиля деятельности
и структурирование ее
Социальная организация
деятельности людей как
т. е. стилей отдельных
субъектов, интегрированных в
совместной профессиональной
Таким образом, проблема стиля — это не только и не столько вопрос индивидуальной деятельности отдельных людей. Это вопрос наиболее эффективной интеграции их активности в совместной деятельности, вопрос оптимального согласования индивидуальностей партнеров, оптимального и синергетического согласования личностных и профессиональных потенциалов.
Такой подход к
проблеме стиля предполагает
учет наиболее существенных
Анализ проблемы
СПД субъектов по "срезам" —
дифференцированно по разным
иерархическим позициям
Первый аспект динамики
СПД отражает совокупность
Таким образом,
в проблеме СПД явно
Проблема СПД предполагает
изучение человека как
К настоящему времени в психологии изучены и описаны различные виды стилей (когнитивные, эмоциональные, деятельности, руководства, общения, поведения, жизни, перцептивные, реактивные и многие другие). Понимание проблемы стиля сопряжено с широким спектром исследований индивидуальности, личности и ее жизненного пути, разработкой понятий субъекта деятельности, общения, совместной деятельности. Среди разнообразных подходов, сформировавшихся в 1940-1950 гг., можно выделить несколько методологически и методически наиболее последовательных, которые изложены в капитальных трудах и многочисленных публикациях.
Хронологически первым
направлением можно считать
Понимание стиля
как личностных диспозиций со
временем уточняется и
Очевидная спонтанность
становления некоторых
Информация о работе Адаптация человека к профессиональной деятельности