Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:50, реферат
Понятно, что реализация задач третьего уровня сопряжена с объективными трудностями (неготовность клиента принимать ответственность за обстоятельства своей жизни, рассматривать свои проблемы на сложном — ценностно-нравственном и смысловом уровне; готовность и способность психолога решать сложные проблемы профессионального самоопределения человека в масштабе его жизнедеятельности; несхожесть позиций, интересов и запросов "клиента", "заказчика", например руководителя организации, в которой работает психолог).
1. Психологические механизмы адаптации человека к деятельности в организации
2. Профессиональная пригодность и пути адаптации человека к требованиям профессии
3. Кризисы профессионального становления
4. Проблема стиля деятельности и структурирование ее пространства
5. Уровни психологической поддержки субъекта труда
Список используемой литературы
Стиль жизни как
глобальное психологическое
В отечественной
психологии можно выделить три
разных подхода к данной
1) концептуальный — изучение стиля на базе более общих философских, социологических и психологических категорий;
2) интегральный, в котором
понятие стиля жизни (и
3) эмпирический —
исследование и описание
В целом стили
жизни можно определить как
"психологические механизмы
Вторым крупным
направлением можно считать
Третье направление
когнитивные стили (КС) (иначе — когнитивные
контроли) — зарождается в подходе New Look
в начале 1950-х гг., когда объектом исследования
психологов становятся именно индивидуальные
различия в протекании перцептивных и
когнитивных процессов. Представители
когнитивного направления неофрейдизма
изучали структурные образования психики
человека, опосредующие внутренние (мотивационные)
и внешние воздействия. В работах "Ми-ненгерской
группы" когнитивные стили (сглаживание/подчеркивание
различий, диапазон эквивалентности, ригидность/гибкость
познавательного контроля, узость/широта
сканирования, толерантность к нереальному
опыту, импульсивность/рефлексивность)
понимаются как индивидуальные формы
познавательных процессов, обеспечивающие
их адекватность и направленность на согласование
потребностей индивида и среды. Другим
важным основанием когнитивностилевых
исследований выступают работы Г. Уиткина,
обогатившего гештальтистские представления
о поле и полевом поведении изучением
его индивидуальных различий (полезависимость/
Индивидуальные стили
деятельности — четвертое
Е. А. Климов, первым
начавший исследование этой
"Предтеча" этой
научной концепции В. С.
1) формирование "симптомокомплексов", характеризующих отдельные свойства личности;
2) изменение интенсивности
и частоты проявления
3) возникновение новых связей между индивидуальными свойствами — формирование интегральной индивидуальности
Сделавший значительный
вклад в этой области Е. П.
Ильин1 настаивал, что уже
Понятие "индивидуального
стиля деятельности" образуется
пересечением понятий "субъект"
Ильин Евгений Павлович
— доктор психологических наук,
профессор. Специалист в
"метаиндивидуальность"
включает понятия "
Более того, активная
специфическая организация — ст
Компоненты деятельности распределяются в пространстве деятельности, образуя в разных его частях рисунок — "снежинки". В серии исследований выявлено несколько закономерностей:
1) устойчивость комбинаций компонентов ("кристалликов", корреляционных "плеяд", подструктур);
2) их устойчивое расположение в разных частях пространства деятельности;
3) комбинации компонентов
характеризуются синергетикой
4) переход субъектов
к другим режимам деятельности,
к другим стиля возможен, но
— поэтапно, опосредованно внутренними
отношениями подструктур —
Все вместе дает основание описывать особенности организации компонентов пространства деятельности, используя понятия структурированность и дискретность
Мы прежде всего
рассматриваем стили как
Совместная трудовая деятельность, как специфическое пространство жизненной активности людей, имеет общую для ее субъектов операциональную структуру (что дано по определению и по сущности совместной деятельности) и общую мотивационно-смысловую структуру. При этом общий фонд смысловых образований, формирующийся в совместной деятельности, выступает ее регулятором и может рассматриваться в качестве критерия ее совместности. Третьей важнейшей характеристикой совместной деятельности можно назвать общность интерперсонального пространства ее взаимодействующих субъектов. Под интерперсональным пространством (социально-психологическим, пространством деятельности) подразумевается собственно социально-психологический аспект ее организации: распределение ее функций, ролей субъектов, представленность одного субъекта в другом, их взаимные воздействия и "ценностные вклады", их отношения сотрудничества-конкуренции, рабочие субъективные позиции ("психологические ниши") и т. п. Характеристикой этого пространства является его структурированность — своеобразная организация и "распределение" его "частей" между взаимодействующими субъектами
Итак, в широком
смысле стиль как стиль жизни
есть постоянное, довольно устойчивое,
универсальное, "сквозное", целостное
специфическое психическое
Стиль субъекта является одновременно причиной и следствием его психического развития.
Анализ проблемы
стиля позволяет выделить его
общую иерархическую
Сходную классификацию
стилей мы получим, взяв за
основу характеристики
1. "Адаптации" (организации
психической деятельности в
2. "Деятельности" (строятся
с учетом объективного
3. "Взаимодействия"
— системы сопряжения
4. "Отношения" —
системы сопряжения
Проблема стилей должна рассматриваться в единстве всех стилевых проявлений — когнитивных, эмоциональных, психомоторных, индивидуального стиля деятельности, поведения, стиля жизни в целом, т. е. как единый стилевой цикл. При таком подходе становятся более очевидными как факторы специфической детерминации стиля, так и его специфических проявлений в индивидуальной и совместной деятельности, что значительно облегчает задачи коррекции стилей субъектов и согласования их индивидуальностей в организационных структурах.
Стиль жизни можно рассматривать как психологическую систему, обеспечивающую встречу человека с самим собой (как индивидом, субъектом, личностью, индивидуальностью), как оптимальное согласование индивидуальности человека с условиями среды (требованиями учебной или профессиональной деятельности; индивидуальностью партнеров и многое другое), как психологическую систему активной индивидуальной адаптации человека к среде в ряду разных стилевых проявлений
СЖ > СП > СПД > КС (ЭС, ПМС).
Отношения между
разными стилями можно
СЖ f, s, t [(КС, ЭС, ПМС), СПД, СП|,
где КС — когнитивный
стиль, ЭС — эмоциональный,
ПМС — психомоторный, СПД —
индивидуальный стиль
Вероятно, СП — не только возможное и необходимое рабочее понятие, но и реальное психологическое явление. Мы видим достаточно четкие критерии разведения двух близких понятий — стиля поведения и стиля жизни.
1. СЖ — совокупность
всех жизненных процессов ("
2. СЖ — совокупность
всех времен бытия человека (прошлое
— настоящее — будущее); СП
— только настоящее время ("
Информация о работе Адаптация человека к профессиональной деятельности