Адаптивные технологии формирования навыков здорового образа жизни у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 17:11, доклад

Краткое описание

Адаптивная технология ориентирована на адаптацию школьной системы к возможностям и особенностям учащихся. Создание технологии вызвано рядом педагогических проблем и стремлением использовать идеализированные возможности как всего учебно – воспитательного процесса, так и отдельно взятого урока, занятия;
Цель технологии заключается в адаптации учебно – воспитательного процесса к индивидуальным особенностям обучающихся воспитанников.
Основная сущность технологии заключается в одновременной работе воспитателя по:
- осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- максимальному включению всех обучающихся воспитанников в учебно – воспитательный процесс.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 68.63 Кб (Скачать файл)

И пропой дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.

Упражнения, рассчитанные на восстановление сил.

   1.Сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней.

2.Напряжены мускулы груди и плеч. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего1–15 секунд.

  3. Сложить  руки  в  замок,  обхватить  ими  затылок,  направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно – так, чтобы было приятно, 10–15 секунд.

  4. Растереть ладонями уши – вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх-вниз, вперед-назад. При этом «поцокать»  языком, как лошадка (15–20 секунд).

   Упражнения по самомассажу:                                      

  1. Руки. Быстро потрите  друг о друга пальцами ладони(5 сек).

  2. Щеки. Быстро потрите  щеки вверх-вниз(5 сек).

  3. Уши. Потрите уши(5 сек).

  4. Голова. Побарабаньте  кончиками пальцев по голове(5 сек).

  5. Плечи.  Сожмите  руки  в  кулак.  Энергично  поглаживайте  внутреннюю и внешнюю стороны  предплечья(5 сек).

  6. Шея. Осторожно погладьте  шею спереди ниже кадыка(5 сек). Затем погладьте шею сзади, с  боков, сверху вниз(5 сек).

  7. Затылок.  Нажмите  на  затылочную  впадину,  сосчитайте  до трех, отпустите и погладьте(5 сек).

  8. Ноги. Раскрытой ладонью  похлопайте ногу спереди, сбоку  и сзади от ступни до паха(5 сек). Упражнения выполняются сидя на стуле, спина прямая, руки лежат на коленях. Каждый раз по мере выполнения отдельных упражнений взгляд фокусируется на каком-нибудь предмете. Это способствует концентрации зрения.

Упражнение для укрепления мышц глаз и усиления зрения.

Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги ступнями опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«Папа», «мама», «дом». «Трава» –

За окном у нас видна

Вдаль теперь ты посмотри.

Что ты видишь там в дали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз–

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

  Дети  закрывают  глаза  ладонями,  держат  так  их  до  тех пор,  пока

не почувствуют глазами тепло от рук.

Раз, два, три, четыре, пять–

Можно глазки открывать!

 Точечный  массаж для повышения иммунитета:

Проговаривая текст, дети массируют точку ХЭ-ГУ, расположенную между большим и указательным пальцами руки.

Есть волшебная точка у нас,

Будем крутить ее каждый час.

От простуды помогает,

От инфекции спасает.

От безделья, лени – тоже

ХЭ-ГУ-точка всем поможет.

Стало скучно, не грустите–

Утром, днем и перед сном

Дружно с точкой мы живем.

 Точечный  массаж для профилактики простудных  заболеваний:

Проговаривая  текст,  дети  одним-двумя  пальцами  производят

вращательные движения по часовой стрелке по8–9 раз на каждой точке.

У нас на теле точки есть–

Столько много, что не счесть.

Очень плавно, по спирали

Эти точки мы нажали.

Пальчик в ямку опустился

И немного покрутился.

(Дети массируют точку  в яремной ямке, расположенной  между ключицами.)

Под губой и над губой

Помассируем с тобой.

А теперь два пальца сразу

Из носа выгонят заразу.

(Указательными пальцами  дети массируют  точки  с  наружной  стороны ноздрей, затем тщательно  растирают крылья носа.)

Руки в кулачки сожмем,

Крылья носа разотрем.

Точка есть и в центре лба–

Помассируй для ума.

Возле уха и внутри

Точки хорошо потри.

(Дети делают массаж  точек с обеих сторон ушной  раковины и внутри.)

Большим пальцем вниз пойдем

И ангину уберем.

(Большими пальцами дети  делают плавные движения под  подбородком.) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

"Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа - интернат 8 вида №9

р. п. Переяславка

Рассмотрено и согласовано

на заседании педагогического совета

протокол  №4  

от «05» апреля  2012 г.

«Утверждаю» 

Директор школы-интерната №9

_____/В.С. Буханец

«05»  апреля  2012г.  

Программа формирования

здорового образа жизни у воспитанников

специальной (коррекционной) школы VIII вида

«Экология здоровья»

Составитель программы:

воспитатель I квалификационной категории

Савочка Валентина Александровна

Переяславка, 2012

Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы 8 вида «Экология здоровья».

Пояснительная записка

Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Распространение наркомании и алкоголизма в России за последнее десятилетие приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием, угрожающим национальной безопасности страны. Отмечается нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, растущая агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни.

Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Все больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных (ПАВ) приходится на возраст 6-12 л. Приобщение к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ, способствует специфические факторы. Такими факторами являются, в частности, повышенная восприимчивость, внушаемость детей, которые в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия ПАВ и способствовать формированию установки на употребление табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Вот почему так важно вести профилактическую работу с детьми и воспитывать у них стойкое отвращение к табаку, алкоголю и наркомании. Решение этой проблемы предполагает приоритет профилактической работы в условиях школы-интерната.

Здоровье является базовой потребностью человека. У детей оно формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, духовная жизнь в целом.

В воспитательной работе большое место занимает проблема сохранения здоровья учащихся. Это создание высокого уровня душевного комфорта, а для его формирования необходимы знания о законах развития организма, его взаимодействия с социальными факторами. Существующая система образования не учитывает главного при всей ее научности: конкретного человека, индивидуальных законов его развития. Домашнее воспитание не озадачивает себя проблемами воспитания здорового образа жизни, следовательно, школа должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Только в школе субъекты перестраивающего общества могут черпать духовные и физические силы, искать индивидуальные пути решения проблем становления личности. В условиях, когда человек, становится активной силой общества ему необходимо знать самого себя, чтобы своевременно предупредить заболевание, которое может привести к летальным исходам.

Проведенные диагностические обследования в группе 6 класса (уровня здоровья детей, результаты тестирования воспитанников данной группы по выявлению склонностей к вредным привычкам), подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников данной группы школы – интерната.

Наблюдение и психолого-педагогическая диагностика, проведенная с воспитанниками (13–14 лет) группы 6 класса Переяславской  коррекционной школы-интерната показала, что  

  • имеют тягу к алкоголю - 10 %;
  • имеют опыт употребления табака 50%
  • нарушают дисциплину на уроках и в общественных местах 30 % детей;
  • неадекватное поведение, агрессия 20%.

В своей педагогической деятельности я столкнулась с проблемой здоровья у детей, их непринятием здорового образа жизни (в том числе развитие санитарно-гигиенических навыков, питания, спортивные секции и т.д.). Это связано с рядом причин:

  1. почти все воспитанники имеют негативное прошлое, что предполагает отсутствия примера здорового образа жизни. Подавляющее большинство детей – социальные сироты. Их родители ведут асоциальный образ жизни: употребляют алкоголь и наркотики, не работают и не заботятся о своем здоровье. Многие дети начинают курить с 3-4 лет, с младшего школьного возраста начинают употреблять алкоголь, ПАВ.
  2. нежелание и неумения заниматься в спортивных секциях;
  3. неумение планировать и контролировать свое свободное время.

Исходя из результатов мониторинга класса «Уровень сформированности культуры здоровья личности» и физического состояния учащихся, изучения данных работ явилась мысль о созданиипрограммы формирования здорового образа жизни для воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида «Экология здоровья».

Цель программы:

Профилактика, сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. Приобщение воспитанников к ценностям ЗОЖ.
  2. Формирование позитивного отношения к самому себе, потребности к саморазвитию.
  3. Формирование устойчивого интереса у детей к занятиям спортом.
  4. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

Структура программы включает в себя четыре направления:

Первое направление “Я и мое здоровье” направлено на формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.

Второе направление “Спорт – это жизнь” преследует цель на укрепление здоровья детей и совершенствование физического развития.

Третье направление “Твой выбор” направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.

Четвертое направление “Самопознание и саморегуляция” ориентировано на формирование у воспитанников позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.

Программа рассчитана на детей 13-16 лет и реализуется в течение 3 лет. Занятия проводятся один раз в неделю в течение 35–40 минут.

Программа включает в себя распределение тем, в которых предлагается ориентирование на усвоение детьми знаний и представлений, а также и на становление его мотивационной сферы поведения, реализации усвоенных знаний и применений в реальном поведении. Особое внимание уделяется способам закрепления изучаемого материала. Учащимся предлагаются вариативные задания, нацеленные на расширение и обогащение сформированных представлений о здоровом образе жизни, отраженных в разных видах деятельности. Главное заключается в том, чтобы создать условия для формирования переноса усвоенного навыка и связанного с ним представления из учебно-воспитательной ситуации в повседневную жизнь.

Информация о работе Адаптивные технологии формирования навыков здорового образа жизни у подростков