Адаптивные технологии формирования навыков здорового образа жизни у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 17:11, доклад

Краткое описание

Адаптивная технология ориентирована на адаптацию школьной системы к возможностям и особенностям учащихся. Создание технологии вызвано рядом педагогических проблем и стремлением использовать идеализированные возможности как всего учебно – воспитательного процесса, так и отдельно взятого урока, занятия;
Цель технологии заключается в адаптации учебно – воспитательного процесса к индивидуальным особенностям обучающихся воспитанников.
Основная сущность технологии заключается в одновременной работе воспитателя по:
- осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- максимальному включению всех обучающихся воспитанников в учебно – воспитательный процесс.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 68.63 Кб (Скачать файл)

Методика строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. Акцент делается на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, с побуждением их к творческому выполнению заданий.

Программа построена с учетом возрастных особенностей, физического и психического развития детей способных овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками. 

В своей профессиональной деятельности по сохранению и укреплению здоровья, мы используем следующие методы и приемы: 

  • наблюдение
  • упражнения
  • поручения
  • соревнования
  • поощрения
  • беседы
  • сочинения
  • рассуждения
  • решение жизненных задач

Формы организации: 

  • праздники
  • сборы
  • операции
  • десанты
  • рейды
  • экскурсии
  • викторины
  • игры
  • матчи

Отслеживание результатов освоения программы будут проходить в середине и в конце учебного года методами тестирования, наблюдения, опроса.

 

Критерии оценки эффективности программы

Задачи

Критерии

Показатели

Способы проверки

1

Приобщение воспитанников к ценностям здорового образа жизни

Критерий сформированности у воспитанников социальных ценностей

Выраженное стремление заботиться о своем здоровье; Знания детей о различных подходах к здоровьезбережению

Наблюдение;

Диагностика уровня сформированности у ребенка первичных потребностей быть здоровым;

Тестирование

2

Формирование позитивного отношения к самому себе, потребности к саморазвитию

Критерий наличия адекватной самооценки, уверенности в своих силах

Стремление к самопознанию и самоизменению;

Уровень самооценки

Методика “Карта желаний”;

Исследование самооценки (А.М.Прихожан); Методика “Личностный рост” Д.В. Григорьева, И.В.Кулешова, П.В.Степанова

3

Формирование устойчивого интереса у детей к занятиям спортом

Критерий наличия устойчивого интереса к занятиям спортом

Физическое развитие;

Участие детей в спортивных мероприятиях, секциях.

Диагностика физического развития

4

Воспитание негативного отношения к вредным привычкам

Критерий процента употребляющих ПАВ

Снижение процента курящих и употребляющих алкоголь воспитанников группы

Наблюдение;

Тестирование;

Анкетирование.


 

 

 

Прогнозируемые результаты

Дети должны знать

Уметь

Здоровье и здоровый образ жизни

 

- Сущность понятия “здоровье”.

- Факторы, оказывающие влияние  на не только жизнь и здоровье  человека, но и всего живого  на Земле.

- О роли правильного  питания .

- Значение гигиенических  процедур для здоровья.

- Распознавать факторы  риска во внешней и внутренней  среде организма.

- Соблюдать правила питания

- Выполнять гигиенические  процедуры

Спорт – это жизнь

 

- О роли двигательной  активности в повышении работоспособности.

- Правила закаливания  организма.

- О влиянии физкультуры  и спорта на секреты долголетия.

- Выполнять комплексы  упражнений утренней гимнастики  и для разминок на занятиях.

- Выполнять доступные  виды закаливания.

Твой выбор

 

- Полезные и вредные  привычки.

- Привычки укрепления  здоровья.

- О вредном влиянии  курения, алкоголя, наркотиков на  здоровье.

- Последствия курения, алкоголя  и наркозависимости.

- Критически относиться  к употреблению табака, алкоголя, наркотических веществ.

Саморазвитие и саморегуляция

 

- Знать самого себя  и свои возможности.

- Способы взаимодействия  с людьми.

- Качества, достойные человека.

- Черты характера людей.

- Причины неуверенности  в себе.

- Виды давления.

- Причины неуверенности  в себе.

- Оценивать самого себя.

- Отстаивать свою точку  зрения.

- Принимать решения в  ситуациях, связанных с соблазном.

- Говорить “нет” в  опасных ситуациях.

- Искать способы сотрудничества  с людьми в различных ситуациях.

- Находить друзей по  интересам.


 

 

 

 

Тематический план

Направление

Всего часов

1 год

2 год

3 год

     
     

т

п

т

п

т

п

1.

Я и мое здоровье

9

2

1

2

1

1

2

2.

Спорт – это жизнь

12

2

2

2

2

2

2

3.

Твой выбор

12

3

1

3

2

1

2

4.

Самопознание и саморазвитие

18

3

3

2

3

4

3


 

 

 

Содержание программы

1. Направление  “Я и мое здоровье”

Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи.

Гигиена. Профилактика заболеваний Правила личной гигиены.

Правила питания. Гигиена питания.

Теоретическая часть: беседы, викторины, круглый стол, дисскусия.

Практическая часть: создание проекта, составление индивидуального меню на неделю.

2. Направление  “Спорт – это жизнь”

Физические занятия и спорт, их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Я и моя физическая культура. Двигательный режим школьника. Закаливание как эффективное средство укрепления здоровья человека. Профилактика простудных заболеваний.

Теоретическая часть: беседы, викторины, дискуссия.

Практическая часть: соревнования, эстафеты, праздники, конкурсы, подвижные игры.

3. Направление  “ Твой выбор”

Полезные и вредные привычки. Правила социально желательного поведения. Значение семьи в формировании здоровых установок и навыков ответственного поведения. Наркотические вещества, виды. Употребление и злоупотребление. Профилактика.

Теоретическая часть: видео-уроки, беседы с социальным педагогом, психологом, врачом-наркологом, викторины.

Практическая часть: проектная работа, конкурс рисунков и плакатов, агитбригады.

4. Направление  “Самопознание и саморегуляция”

Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания. Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь, музыка лечит, музыка учит.

Теоретическая часть: круглый стол, беседы, тренинг, дискуссия.

Практическая часть: тестирование, анкетирование.

Список использованной литературы по программе.

  1. Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., 1996.
  2. Гонеев А.В. и другие: Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений; Москва, Издательский центр "Академия", 1999.-  28с.
  3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова . – М: Издательство ГНОМ и Д, 2001.-448с.
  4. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе: Пособие для учителей/ Под ред. Власовой Т.А. и Петровой В.Т.-М.:Просвещение,1981.-176с.
  5. Завражин С.А., Фортова Л.К. «Адаптация детей с ограниченными возможностями»: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений; Академический Проект: Триста, 2005.- 400с.  
  6. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. 5-7 классы, Вако,2009
  7. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред Воронковой –М.: Школа-Пресс, 1994.-416с.    
  8. Сибирцова Г.Н. Настольная книга зам. директора по воспитательной работе. Изд. 3-е, допол. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. -416с.
  9. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1

Система формирования здорового образа жизни

Воспитание культуры здорового образа жизни:

- гигиена тела;

- культура питания;

- культура общения;

- воспитание нравственности;

- умение справедливо оценивать  свои поступки и поступки сверстников;

- конкурсы рисунков.

Физическая культура и спорт:

- физкультурные праздники  и развлечения;

- Дни здоровья;

- Всемирный день борьбы  со СПИДом;

- Всемирный день борьбы  с курением;

- занятия в спортивных  секциях;

- спартакиады и соревнования.

Лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия:

- лечебная физкультура;

- гимнастика для глаз;

- прогулки, игры на свежем  воздухе;

- контроль часто болеющих  детей;

- профилактика сколиоза;

- использование элементов  звук терапии;

- упражнения для профилактики  плоскостопия;

- дыхательная гимнастика.

Учебно-воспитательная работа

1) Обучение  детей элементарным приемам здорового  образа жизни:

- обучение профилактическим  методам: оздоровительная гимнастика (пальцевая, дыхательная, для профилактики  простудных заболеваний, для бодрости);

- освоение простейших  навыков первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах  и т.д.);

- привитие детям элементарных  навыков (например: мытье рук, использование  носового платка при чихании, кашле и т.д.);

- самоуправление;

- проведение мониторинга;

- работа в творческих  группах по пропаганде ЗОЖ.

2) применение  здоровьесберегающих технологий:

- рациональное воспитание;

- проведение физкультминуток  во время занятий;

- развитие проектных технологий;

- разно уровневое и модульное обучение;

- коллективное взаимообучение;

- сквозное проветривание;

- влажная уборка помещений;

- функциональная музыка;

- чередование занятий  с высокой и низкой двигательной  активностью.

3) проведение  реабилитационных мероприятий по  результатам диагностики состояния  физического и психологического  здоровья детей:

- ЛФК;

- психогимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- тренинги;

- массовые оздоровительные  мероприятия, конференции;

- спортивные оздоровительные  праздники;

- тематические праздники  здоровья;

- выезды на природу, экскурсии.

Оздоровительные мероприятия:

- регулярное прохождение  диспансеризации;

- отбор детей в оздоровительные  группы;

- проведение утренней  зарядки;

- обучение навыкам самоконтроля  и самодиагностики;

- обеспечение сбалансированного  питания;

- проведение профилактических  прививок;

- организация физкультурных  разминок во время учебного  процесса для активизации работы  головного мозга и релаксации  органов зрения;

- профилактика близорукости  у детей – гимнастика для  глаз;

- организация летней оздоровительной  компании;

Внедрение новых технологий        

Обстановка и гигиенические условия в группе должны соответствовать следующим нормам:

1) разнообразие видов   деятельности, так как однообразие утомляет воспитанников;

2) средняя продолжительность  и частота чередования различных  видов деятельности примерно 7-10 минут;

3) смена форм работы  не позже чем через 10-15 минут;

4) на занятиях, самоподготовках  следует применять такие методы, которые способствовали бы активизации  инициативы и творческого самовыражения  воспитанников;

5) на занятиях, самоподготовке   должна осуществляться смена положения тела воспитанников;

6) должны присутствовать  оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная  гимнастика, гимнастика для глаз.

7) в содержание занятия, самоподготовки следует включать  вопросы, связанные со здоровьем  и здоровым образом жизни;

8) необходима мотивация   деятельности.

Приложение №2

Циклограмма работы воспитателя

Ежедневно:

- контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью  квартиры;

- проведение физкультминуток (на самоподготовках, занятиях);

- организация питания;

- организация питьевого  режима.

Еженедельно:

- занятия на уроках  физической культуры;

- занятия в спортивных  секциях и танцевальных студиях;

- учет посещаемости учащимися  школы.

Ежемесячно:

- проведение консультационных  встреч с родителями;

- организация классных  часов с приглашением медицинских  работников;

- генеральная уборка квартиры;

- организация дежурства  по общежитию;

- контроль соблюдения  режима дня воспитанниками;

- уборка школьной территории;

- организация спортивных  часов.

Один раз в четверть:

- организация экскурсий, походов, родительских собраний, классных  семейных праздников;

- проведение «Дня здоровья».

Один раз в год:

- организация медицинского  осмотра, диспансеризация учащихся;

- профилактика гриппа  и других вирусных инфекций;

- организация праздника  здоровья;

- анализ заболеваний и  их динамика;

- составление социологических  карт по группе;

- оценка состояния здоровья  детей.

Приложение№3

Информация о работе Адаптивные технологии формирования навыков здорового образа жизни у подростков