Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:26, курсовая работа
На основе теоретического анализа литературы, нами была выдвинута следующая гипотеза: дети подросткового возраста имеют различные типы акцентуаций характера, оказывающие существенное влияния на становление личности.
Задачи исследования:
Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по выбранной проблематике.
Определить преобладающие типы акцентуаций характера в подростковом возрасте.
ВВЕДЕНИЕ…..….…………………..………………………......……………3
ГЛАВА I. Теоретическое изучение акцентуаций характера в подростковом возрасте....………....................................5
1.1. Психологические особенности подросткового возраста..................................5
1.2. Теоретические подходы к изучению характера...............................................10
1.3. Понятие акцентуации характера. Акцентуация характера в подростковом возрасте…………………...........................................................................................12
Глава II. Классификации акцентуаций характера…………….33
2.1. Акцентуации характера по К. Леонгарду…………………………………….20
2.2. Акцентуации характера по К. Личко……………………………………..….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………..…………………..33
список литературы………….....……………..……..………………………34
Курсовая работа
по дисциплине
психология личности
на тему:
«Акцентуации характера в подростковом возрасте»
Выполнила:
Принял:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…..….…………………..……………………
ГЛАВА I. Теоретическое изучение акцентуаций
характера в подростковом возрасте....………...............
1.1. Психологические
особенности подросткового
1.2. Теоретические
подходы к изучению характера.....................
1.3. Понятие
акцентуации характера. Акцентуация характера
в подростковом возрасте…………………...............
Глава II. Классификации акцентуаций характера…………….33
2.1. Акцентуации
характера по К. Леонгарду……………
2.2. Акцентуации
характера по К. Личко………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………
список литературы………….....……………..……..
Введение
У большинства подростков отдельные черты характера чрезмерно усилены (психологи говорят о таких особо усиленных чертах вслед за К. Леонгардом как акцентуация характера), появляется избирательная уязвимость в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других. Иными словами, для человека, имеющего определённую акцентуацию характера, бывает психологически трудно переносить некоторые ситуации. Он чувствует растерянность, неуверенность, терзается сомнениями, теряет работоспособность, в то время как в других ситуациях он напротив, чувствует себя адекватно или даже испытывает прилив сил и бодрости. Этим и обусловлена актуальность данной работы.
Цель исследования: проанализировать акцентуации характера в подростковом возрасте.
Предмет исследования: типы акцентуаций характера в подростковом возрасте.
На основе теоретического анализа литературы, нами была выдвинута следующая гипотеза: дети подросткового возраста имеют различные типы акцентуаций характера, оказывающие существенное влияния на становление личности.
Задачи исследования:
Теоретико-методологической основой исследования являются концепции А. Личко, К. Леонгарда.
ГЛАВА I.
Теоретическое изучение акцентуаций характера и профессиональных предпочтений в подростковом возрасте
1.1. Психологические особенности подросткового возраста
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывают возраст от одиннадцати-двенадцати до четырнадцати-пятнадцати лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в V класс и происходить на год раньше или позже.
Особое положение
Первым фактором развития личности
подростка является его собственная
большая социальная активность, направленная
на усвоение определенных образцов и
ценностей, на построение удовлетворяющих
отношений со взрослыми и товарищами,
наконец, на самого себя (проектирование
своей личности и своего будущего
с попытками реализовать
Все это вызывает огромное разнообразие
условий, определяющих развитие, а отсюда
- пестроту проявлений и существенные
различия в развитии тех или иных
сторон взрослости. Например, в VII классе
есть мальчики еще с детским обликом
и интересами, но есть и очень
взрослые ребята, уже приобщившиеся
к некоторым сторонам взрослой жизни;
есть "интеллектуалы" с устойчивыми
содержательными интересами, но есть
подростки и без таких
Общее направление в развитии взрослости подростков может быть разным, и каждое направление может иметь множество вариантов. Например, для одного "интеллектуала" книги и знания - главное в жизни, а во многом остальном он - "дитя"; другой - тоже классный "интеллектуал" - дома читает статьи по электронике и увлечен радиотехникой, но бездельничает на уроках чрезвычайно занят вопросом соответствия своего облика моде и превыше всего ценит общение с более взрослыми ребятами, с которыми можно поговорить обо всем, начиная от смысла жизни и кончая вопросом о лучшей парикмахерской; третьего "интеллектуала" особенно не манит взрослость в ее внешних проявлениях, но он усиленно воспитывает в себе качества мужественности, а в отношениях с девочками ведет себя, по их мнению, как ребенок - дергает за галстук, лохматит прически. В этих трех вариантах, сходных по одному параметру, развитие взрослости происходит по-разному, и при этом формируются различные по содержанию жизненные ценности. Важность подросткового периода определяется тем, что в нем закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности. В юношеском возрасте продолжается их развитие.
Подростковый период считают трудным
и критическим. Такая оценка обусловлена,
во-первых, происходящими в это
время многочисленными
На протяжении более чем полувека ведется теоретический спор о роли биологических и социальных моментов в возникновении явлений критического развития в подростковом периоде.
В подростковом
возрасте наступают резкие перемены
во внутренней среде организма в
связи с изменениями в системе
активно действующих желез
Половое
созревание и сдвиги в физическом
развитии подростка имеют немаловажное
значение в возникновении новых
психологических образований. Во-первых,
эти очень ощутимые для самого
подростка изменения делают его
объективно более взрослым и являются
одним из источников возникающего ощущения
собственной взрослости (на основе
представления о своем сходстве
со взрослыми). Во-вторых, половое созревание
стимулирует развитие интереса к
другому полу, появление новых
ощущений, чувств, переживаний. Степень
внутренней занятости и сосредоточенности
подростка на новых ощущениях
и переживаниях, их место в его
жизни определяются как широкими
социальными условиями, так и
конкретными индивидуальными
1.2. Теоретические подходы к изучению характера
Характер (от лат. «character») — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название “характер”).
Характер
человека — это то, что определяет
его значимые поступки, а не случайные
реакции на те или иные стимулы
или сложившиеся
Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу вращается. Два человека с натурами первоначально сходными, могут впоследствии иметь весьма мало общего между собой, а с другой стороны, сходство жизненных обстоятельств может выработать сходные черты, реакции у людей в корне различных.
Люди отличаются друг от друга независимо от того, каким путем такое отличие возникает. Точно так же как по внешности один человек отличается от другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей.
Однако индивидуальных черт не так много, как кажется. Черты, определяющие индивидуальность человека, могут быть отнесены к различным психическим сферам: 1) сфера направленности интересов и склонностей,
2) чувств и воли, и 3) ассоциативно-интеллектуальная сфера.
Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности [2;].
Характер
– индивидуальное сочетание наиболее
устойчивых, существенных приобретенных
особенностей личности, проявляющихся
в поведении человека, в определенном
отношении: 1) к себе (степень требовательности,
критичности, самооценки); 2) к другим
людям (индивидуализм или
Информация о работе Акцентуации характера в подростковом возрасте