Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:26, курсовая работа
На основе теоретического анализа литературы, нами была выдвинута следующая гипотеза: дети подросткового возраста имеют различные типы акцентуаций характера, оказывающие существенное влияния на становление личности.
Задачи исследования:
Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по выбранной проблематике.
Определить преобладающие типы акцентуаций характера в подростковом возрасте.
ВВЕДЕНИЕ…..….…………………..………………………......……………3
ГЛАВА I. Теоретическое изучение акцентуаций характера в подростковом возрасте....………....................................5
1.1. Психологические особенности подросткового возраста..................................5
1.2. Теоретические подходы к изучению характера...............................................10
1.3. Понятие акцентуации характера. Акцентуация характера в подростковом возрасте…………………...........................................................................................12
Глава II. Классификации акцентуаций характера…………….33
2.1. Акцентуации характера по К. Леонгарду…………………………………….20
2.2. Акцентуации характера по К. Личко……………………………………..….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………..…………………..33
список литературы………….....……………..……..………………………34
Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами.
Под чертой
характера понимают те или иные особенности
личности человека, которые систематически
проявляются в различных видах
его деятельности и по которым
можно судить о его возможных
поступках в определенных условиях.
К первой группе черт относят, выражающие
направленность личности, систему отношений
к окружающей действительности и
представляющие собой индивидуально-
1.3. Понятие акцентуации характера. Акцентуация характера в подростковом возрасте. Классификация
Как считает
известный психиатр К. Леонгард, у 20-50%
людей некоторые черты
Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми; психопаты могут быть социально опасны для окружающих.
Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме.
Еще на заре учения об акцентуациях возникла проблема отграничения их от крайних вариантов нормы. В.М.Бехтерев(1886) упоминал о "переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием". П. Б. Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначал как "латентную психопатию", М. Framer (1949) и О. В. Кербиков (1961) – как "предпсихопатию", Г. К. Ушаков (1973) – как "крайние варианты нормального характера".
Наибольшую
известность получил термин Карла
Леонгарда, немецкого психиатра
и психолога, профессора неврологической
клиники Берлинского
В работах К. Леонгарда используется как сочетание "акцентуированная личность", так и "акцентуированные черты характера". К. Леонгард заменил термин "психопат" на термин "акцентуированная личность". Акцентуация характера, по Леонгарду, это нечто промежуточное между психопатией и нормой. По его мнению, акцентуированные личности – это не больные люди, это здоровые индивиды со своими индивидуальными особенностями. На вопрос, где же границы, отделяющие акцентуантов, с одной стороны, от психопатов, а с другой – от неакцентуантов, К. Леонгард не дает четкого ответа [7;].
Акцентуированные характеры зависят не от природно-биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека.
По различным
данным распространенность акцентуаций
в популяции сильно варьирует
и зависит от многих факторов. К
этим факторам относятся социокультурные
особенности среды, половые и
возрастные особенности и др..Хотя
в целом вопрос о динамике акцентуаций
разработан еще недостаточно, уже
сейчас определенно можно говорить
о феномене заострения черт акцентуированного
характера в подростковом возрасте.
В дальнейшем, очевидно, происходит
их сглаживание или компенсация,
а также переход явный
Акцентуация всегда в общем предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной. Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация – это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.
В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром профессором А. Е. Личко. Он полагает, что акцентуации характера имеют сходство с психопатиями. Главное их отличие от психопатий заключается в отсутствии признака социальной дезадаптации. Они не являются основными причинами патологического формирования личности, но могут стать одним из факторов в развитии пограничных состояний.
По мнению А. Е. Личко акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.
При этом
важно отметить, что избирательная
уязвимость в отношении определенного
рода воздействий, имеющая место
при той или иной акцентуации,
может сочетаться с хорошей или
даже повышенной устойчивостью к
другим воздействиям. Точно так же,
затруднения с адаптацией личности
в некоторых специфичных
Все акцентуации
Личко рассматриваются как
Акцентуации представляют собой хотя и крайние, но варианты нормы. Поэтому "акцентуация характера" не может быть психиатрическим диагнозом [8;].
По исследованиям
А. Е. Личко пато-характерологические
реакции, выступающие на фоне акцентуаций,
как правило, почти 80% из них с
возрастом сглаживаются, смягчаются
и можно наблюдать
Явная акцентуация
– эта степень относится к
крайним вариантам нормы. Однако
выраженность черт определенного типа
обычно не препятствует социальной адаптации.
Занимаемое положение, как правило,
соответствует способностям и возможностям.
С возрастом особенности
Скрытая акцентуация – эта степень относится не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты какого-либо типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, при разносторонних контактах и детальном знакомстве трудно бывает составить представление об определенном типе. Однако, черты этого типа могут неожиданно и ярко проявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые адресованы к месту наименьшего сопротивления.
Наиболее
благоприятный прогноз
Различают несколько видов относительно стойких изменений:
- переход
явной акцентуации в скрытую,
когда с возрастом
- формирование
на почве акцентуаций
- трансформация
видов акцентуаций характера,
присоединение к основному
В некоторых случаях, черты вновь приобретенных акцентуаций могут даже доминировать над основной, иногда черты одной акцентуации могут «вытеснить», «заслонить» черты других акцентуаций [8;].
Одной из
распространенных практических ошибок
является трактовка акцентуации
как установленной патологии. Однако
это не так. В работах К. Леонгарда
специально подчеркивалось, что акцентуированные
люди не являются ненормальными. В противном
случае нормой следовало бы считать
только среднюю посредственность, а
любое отклонение от неё рассматривать
как патологию. К. Леонгард даже полагал,
что человек без намека на акцентуацию,
конечно, не склонен развиваться
в неблагоприятную сторону, но столь
же маловероятно, что он как-нибудь
отличается в положительную сторону.
Акцентуированным личностям, напротив,
присуща готовность к особенному,
т. е. как к социально
Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей. Известно два подхода к индивидуальным различиям человека. Один – так называемая теория черт – описывает индивидуальность как мозаику, слагающуюся из различных элементов. Он признаёт уникальность человека, неповторимость и множественность составляющих его характеристик, черт, но при этом страдает эклектичностью и отсутствием целостности. Другой подход – теория типов – предлагает цельное непротиворечивое и узнаваемое описание типа характера. Разумеется, количество типов ограничено, что даёт возможность узнать себя в одной из классификаций или увидеть отдельные стороны своего характера. Один из мастеров подростковой психотерапии Андрей Личко описал 11 простых и 20 смешанных типов характеров, но при этом мы можем говорить о том, что разнообразие людей вовсе не исчерпывается этими типами характера [6;].
Акцентуация – усиление характера в какой-то степени делает его предсказуемым. При определённом наборе условий, подростки одного типа характера всегда проявляют сугубо специфическое поведение. Формы протеста у подростков с разными характерами разные.
Зависимость
от точки «наименьшего сопротивления»
очень портит жизнь молодым людям.
В значительной степени особенности
их характеров связаны как с
Взрослея, подростки понимают, что изменить характер чрезвычайно трудно. Принятие того, что изменить нельзя и того, что изменить можно, процесс заключения дипломатичного договора со своим характером – важнейшая составляющая кризиса юношеской идентичности.
По мнению ряда исследователей, примерно у 40% людей акцентуации как бы ослабевают. Но когда компромисс между характером и личностью вроде бы найден, акцентуация может вернуться. Психологи утверждают, что в зрелом возрасте черты характера нивелируются и на первый план выступают другие более высокие уровни функционирования личности: ценности, цели, моральные аспекты, определяющие выбор линии поведения личности.
Тотальность патологических черт характера выступает в подростковом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный какой-либо акцентуацией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате – все они не должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит у них под знаком нарушенной адаптации.
Обычно
акцентуации развиваются в
Информация о работе Акцентуации характера в подростковом возрасте